Дело № 2-203/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Зональное 6 июля 2010 года
Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н., при секретаре Колмаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Бородина С.В., Филимонова С.Н., Ивлева А.А. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Зональная ЦРБ» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Бородин С.В., Филимонов С.Н., Ивлев А.А. обратились в суд с исками к Муниципальному учреждению здравоохранения «Зональная ЦРБ», указав, что работают в МУЗ «Зональная ЦРБ» водителями скорой медицинской помощи с тарифной ставкой оплаты труда 3 276,70 руб., получают доплату к заработной плате только за стаж работы. Компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда (перевозка больных туберкулезом, СПИД и ВИЧ-инфицированных, больных с нарушением мозгового кровообращения и др.) в размере 30%, за работу на селе в размере 25%, за классность водителя в размере 25% они не получают. Считают, что организация недоплатила им за январь, февраль, март 2010 года заработную плату в сумме 17 694,72 руб. из расчёта: 3 276,70 руб. х (0,25%+0,30%+0,25%). Истцы ссылаются на Приказ Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", а также на Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".
В судебном заседании истцы и их представители Голубев И.В. и Вахрушева Н.И. поддержали исковые требования, просили признать за истцами право на установление надбавок за особые условия труда как водителей специальных легковых автомобилей в размере 30%; за работу на селе в размере 25%; за водительский класс в размере 25%; а также взыскать с ответчика недоплаченную заработную плату за январь - март 2010 года в сумме 17 694,72 руб. Полагали, что водители скорой медицинской помощи МУЗ «Зональная ЦРБ» имеют право на получение надбавок за работу в сельской местности, за работу с вредными условиями труда, за водительский класс. Кроме того, они выполняют дополнительную работу санитара - осуществляют переноску больных, уборку салона автомобиля после перевозки больных, за что им оплата не производится. По мнению истцов, им должны платить половину ставки санитара, то есть 50% от 1 700 руб.
Представители ответчика Молокова Т.Л. и Белозерцева Н.В. исковые требования не признали. Из их объяснений, а также из представленного в письменном виде отзыва на исковые заявления водителей, следует, что в муниципальном учреждении здравоохранения в соответствии со ст. 135 ТК РФ установлена система оплаты труда, которая предполагает для водителей автомобилей скорой медицинской помощи 9-10 разряд ЕТС с учетом классности, что отражено в коллективном договоре. Доплата за работу на селе в размере 25 % предусмотрена для специалистов, к которым водители не относятся. За работу с вредными и опасными условиями труда водители СМП в соответствии с постановлением Минздрава СССР № 298/П-22 от 25.10.1974 года, которое не утратило силу, имеют дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней.
Доплаты за непосредственный контакт с ВИЧ-инфицированными и тубинфицированными больными за каждый час работы осуществляется для всех работников учреждения на основании справок от руководителей подразделений. За январь-март 2010 года от старшего фельдшера СМП справок о контакте истцов с такими больными не представлено, в связи с чем указанная доплата истцам не производились. Переноска больных вместе с фельдшером входит в обязанности водителя СМП в соответствии с его должностной инструкцией. При этом в указанный период плановые объемы вызовов скорой медицинской помощи выполнены на 28% (количество вызовов 438 при плане 1574). Плановые объёмы предусмотрены Территориальной программой оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2010 году, которая утверждена Постановлением Администрации Алтайского края от 04.03.2010 года № 76.
В штатном расписании СМП на 2010 год не утверждены должности санитаров в связи с отсутствием средств в бюджете района, за счёт которого осуществляется финансирование скорой медицинской помощи. Перечисленные в исковых заявлениях нормативно-правовые акты утратили свою силу в связи с выходом Приказа Минздрава и соцразвития от 28.10.2008 года № 598-Н.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему решению.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Зональная ЦРБ является муниципальным учреждением здравоохранения, в котором действует тарифная система оплаты труда.
В соответствии со ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из трудовых договоров, копии которых имеются в деле, следует, что истцы были приняты на работу водителями 1 класса в структурное подразделение МУЗ «Зональной ЦРБ» - «Скорая помощь» - на неопределенный срок с режимом работы посменно, им установлены 10 разряд ЕТС и тарифная ставка 3 276,10 руб., выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, предусмотренная коллективным договором, и районный коэффициент. За особый характер работы предоставляется дополнительный отпуск 7 календарных дней.
Согласно Коллективному договору МУЗ «Зональная ЦРБ» на 2008-2010 годы, принятому на общем собрании трудового коллектива 16 апреля 2008 года, оплата труда работников муниципального учреждения здравоохранения производится на основании Положения об оплате труда работников здравоохранения Зонального района, являющегося приложением к данному Коллективному договору.
В пункте 2.5 указанного Положения предусмотрено, что высококвалифицированным рабочим могут устанавливаться тарифные ставки, исходя из 9-10 разрядов ЕТС по перечню, с учетом классности водителя. В приложении № 2 к Положению содержится Перечень профессий высококвалифицированных рабочих, оплата труда которых может производиться исходя из 9-10 разрядов ЕТС, в числе этих профессий указан водитель автомобиля скорой медицинской помощи.
Таким образом, истцы приняты на работу водителями с учетом их высокой квалификации, 1 класс учтён при определении им оплаты труда по 10 разряду ЕТС. Отдельная оплата водителю за классность не предусмотрена.
Раздел 4 вышеназванного Положения предусматривает повышение окладов (ставок). Согласно пунктам этого раздела в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда повышаются размеры окладов (ставок) работников учреждений (структурных подразделений) для лечения больных СПИД, ВИЧ-инфицированных, лепрозных, психических больных, больных туберкулезом. Доплата работникам по должностям, указанным в перечне, производится в размере 25% месячной тарифной ставки, в том числе и за каждый час работы в условиях, связанных с возможностью инфицирования микобактериями туберкулеза.
В пункте 2.3 Перечня (Приложение №3 к Положению) также говорится о повышении должностного оклада работникам на 25%, деятельность которых связана с непосредственным контактом с инфицированным больным.
Как следует из объяснений представителей ответчика, Зональная ЦРБ не является специализированным лечебным учреждением с опасными условиями труда. Доплата же за каждый час работы при непосредственных контактах с инфицированными больными производится всем работникам Зональной ЦРБ на основании справок руководителей подразделений, в том числе и водителям автомобиля скорой помощи. Однако за период с января 2010 года сведений о непосредственном контакте истцов с указанными больными в бухгалтерию для оплаты не поступало. То, что такие сведения не подавались, подтвердили и сами истцы. Суд соглашается с доводом ответчика об отсутствии оснований для получения истцами указанной доплаты.
Согласно пункту 2.3 Положения об оплате труда работников здравоохранения Зонального района работающим на селе специалистам устанавливается повышение окладов (ставок) на 25% по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.
Довод представителей ответчиков о том, что должность водителя «Скорой помощи» относится к категории рабочих, а не специалистов здравоохранения, так как водитель не имеет медицинского образования, суд считает обоснованным.
Обязать ответчика производить истцам доплату за работу в качестве санитаров суд также не может.
В соответствии со ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Статья 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно статье 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Пункт 5.4 Положения об оплате труда работников здравоохранения Зонального района предусматривает, что указанные виды доплат устанавливаются администрацией учреждения по соглашению сторон.
Как установлено в судебном заседании, к такому соглашению стороны не пришли. При этом представители ответчика пояснили, что вопрос о доплате водителям автомобиля скорой помощи ставок санитаров рассматривался, однако он не был решён в связи с отсутствием финансирования. Также пояснили, что как таковая работа санитаров на водителей не возлагалась, они выполняют свою работу в соответствии со своей должностной инструкцией, и для дополнительной оплаты их труда нет оснований.
Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки», на которое ссылаются истцы, утратило силу с 1 декабря 2008 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 года № 725). На основании данного Постановления издан Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.10.2008 года № 598Н, согласно которому указанный в исковых заявлениях Приказ Минздрава РФ от 15.10.1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» с 1 декабря 2008 года также утратил свою силу.
О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, говорится в принятых на основании указанного Постановления Правительства РФ Приказах Минздравсоцразвития РФ от 25.09.2008 N 523н, от 28.08.2008 N 464н, от 28.08.2008 N 463н, от 28.08.2008 N 462н., от 19.12.2008 года № 738Н.
Перечисленные подзаконные нормативные акты указывают на то, что оплата труда работников не может быть меньшей, чем установлено трудовым договором, положением об оплате труда и коллективным договором, где конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства не подтвердилось то, что оплата труда водителей автомобилей скорой медицинской помощи в МУЗ Зональная ЦРБ производится в нарушение действующего трудового законодательства, то есть без указанных в исковых заявлениях надбавок, и что данное учреждение не выплатило каждому истцу заработную плату в размере 17 694,22 руб., поэтому в удовлетворении исковых требований следует отказать полностью.
В связи с отказом в иске понесённые истцами расходы на оплату услуг представителя возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бородина С.В., Филимонова С.Н., Ивлева А.А. отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.07.2010 года.
Судья В.Н. Зенченко