с. Зональное 21 декабря 2010 года
Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н., при секретаре Колмаковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зонального района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации <N-ского> сельсовета Зонального района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земель отходами,
с участием помощника прокурора Крушинской Ю.С., представителя ответчика Болюха В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зонального района Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, ссылаясь на следующее.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района с участием главного специалиста по имуществу и земельным вопросам К., на территории Зонального сельсовета обнаружены несанкционированные свалки мусора, которые образовались в результате сброса отходов на почву, в связи с чем, в результате гниения пищевых отходов и иного мусора загрязняется и захламляется земля, меры по очистке территории от бытового мусора администрацией <N-ского> сельсовета Зонального района Алтайского края не применяются.
Несанкционированные свалки мусора обнаружены и зафиксированы на следующих участках территории <N-ского> сельсовета Зонального района Алтайского края:
1. Участок местности, расположенный <описание местоположения участка 1>;
2. Участок местности - лесополоса, расположенная <описание местоположения участка 2>;
3. Участок местности, расположенный с <описание местоположения участка 3>.
4. Участок местности, расположенный <описание местоположения участка 4>.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 22 вышеуказанного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, восстановлению плодородия почвы. Кроме того, согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, но использующих земельные участки, в том числе возложена обязанность не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий.
Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры РФ возложено осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор наделяется правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Защищая прав и законные интересы жителей Зонального района и других граждан, круг которых определить не представляется возможным, в сфере охраны здоровья, в сфере обеспечения благоприятной окружающей среды, защищая вышеуказанные интересы государства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, в том числе, в сфере охраны земель, защищая интересы муниципального образования «<N-ский> сельсовет» Зонального района Алтайского края, выражающиеся в надлежащим удовлетворении муниципальных нужд, связанных с организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, прокуратура Зонального района обращается в Зональный районный суд с настоящим исковым заявлением.
Прокурор просил:
признать противоречащим федеральному санитарно-эпидемиологическому и земельному законодательству, федеральному законодательству об охране окружающей среды, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие администрации <N-ского> сельсовета Зонального района Алтайского края, выразившееся в непринятии установленных законодательством мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенного на землях, принадлежащих <N-скому> сельсовету Зонального района Алтайского края;
возложить на администрацию <N-ского> сельсовета Зонального района Алтайского края обязанности по ликвидации несанкционированных свалок мусора, расположенных на вышеуказанных участках местности.
В судебном заседании помощник прокурора Крушинская Ю.С. уточнила исковые требования, пояснив, что основное требование заключается в обязании ответчика ликвидировать перечисленные несанкционированные свалки, путём сбора и вывоза отходов и мусора, и это требование основано на неисполнении ответчиком законодательства, нормы которого указаны в исковом заявлении.
Представитель ответчика Болюх В.В.согласился с обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении, пояснив, что действительно в результате действий недобросовестных граждан, которые проживают поблизости с участками местности, указанными прокурором, образовались несанкционированные свалки, и администрация сельсовета признаёт, что их нужно ликвидировать. При этом не согласился с тем, что данный орган местного самоуправления не принимает мер, нарушая законодательство, на что ссылается прокурор. Для наведения порядка закуплены мусорные баки и приняты другие конкретные меры. Однако в зимний период существуют объективные причины, затрудняющие устранение последствий загрязнения участков местности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему решению.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом здоровье населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 22 данного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности, по защите земель от захламления отходами производства и потребления (статья 13).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, но использующие земельные участки, обязаны не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий (статья 42).
Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статьёй 13 данного закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований должны осуществлять органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается, в частности, городское или сельское поселение, а под сельским поселением - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления в решении местных вопросов, в том числе и в области охраны окружающей среды, определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно статье 14 данного закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Расположение несанкционированных свалок на участках местности в с. <N>, то есть на территории муниципального образования <N-ский> сельсовет Зонального района Алтайского края, подтверждается актами проверки, схемами, имеющимися в материалах дела, и не оспаривается ответчиком.
Таким образом, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности ликвидировать несанкционированные свалки подлежит удовлетворению.
При этом, суд принимает во внимание довод представителя ответчика об объективных причинах, которые могут затруднить исполнение настоящего решения, и считает необходимым в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ определить ответчику срок до 1 мая 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию <N-ского> сельсовета Зонального района Алтайского края в срок не позднее 1 мая 2011 года ликвидировать несанкционированные свалки на следующих участках местности в с. <N> Алтайского края:
<описание местоположения участка 1>;
<описание местоположения участка 2>;
<описание местоположения участка 3>;
<описание местоположения участка 4>.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2010 года.
Судья Зенченко В.Н.