Дело № 2-116/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Зональное 06 мая 2011 г. Зональный районный суд Алтайского края в составе председательствующего Зенченко В.Н., при секретаре Колмаковой Е.А., рассматривал гражданское дело по иску Самойловой С.Н. к Администрации <...> сельсовета Зонального района Алтайского края о возмещении вреда, с участием Самойловой С.Н., представителя ответчика Лыскова А.И., УСТАНОВИЛ: Самойлова С.Н. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда <...>, и сумму материального вреда <...>. В обоснование своих требований указала, что иск связан с защитой прав потребителей, так как она является потребителем воды, проживая на ул. Нагорная в <селе> Зонального района Алтайского края. В период с марта 2010 года по 14 февраля 2011 года у неё не было воды, и она по этому поводу неоднократно обращалась к главе сельсовета <...>, в администрацию и прокуратуру Зонального района. Когда она обратилась в Администрацию Президента, только тогда, в конце января 2011 года, <глава сельсовета> начал заниматься водопроводом, до этого он давал отписки, что ремонт водопровода произведён и вода есть во всех домах. Своим бездействием, сознательно нарушая в течение года закон о защите прав потребителей, унижая своим равнодушием, <глава сельсовета> причинил Самойловой С.Н. моральный вред, хотя она производила оплату каждый месяц. Две зимы подряд приходилось добывать воду из снега, сжигая дрова; одно ведро воды получалось из 5 ведер снега, ни баню истопить, ничего сделать было невозможно без воды. Кроме того, своим бездействием и равнодушием <глава сельсовета> причинил материальный вред, так как летом не было воды и нечем было поливать огород, там ничего не выросло. В связи с этим Самойлова С.Н. понесла затраты, чтобы сделать заготовки на зиму <...>. Также она потратила <...> на оплату воды, <...> на дрова для растопки снега, <...> на бензин и <...> на семена. В судебном заседании Самойлова С.Н. поддержала свои требования, пояснив, что раньше она платила за воду колхозу, который обслуживал водонапорную башню и водопровод, затем плату за воду, 64 руб. в месяц, стала собирать сельская администрация, однако она ничего не делает для того, чтобы обеспечить нормальное водоснабжение, воды в доме у Самойловой С.Н. не было с марта 2010 года по 14 февраля 2011 года, поэтому пришлось и воду зимой добывать из снега, и ездить осенью за овощами на рынок <...>, так как в огороде ничего не выросло. Представитель ответчика Лысков А.И. исковые требования не признал, пояснив, что с 01.01.2010 года ООО <...> в связи с производственным кризисом перестало обслуживать водонапорную башню и водопровод, посредством которых осуществлялось водоснабжение жителей <...>. Поэтому администрация сельсовета с целью исполнения установленной законом обязанности по организации водоснабжения населения вынуждена была устроить при сельсовете трёх работников для обслуживания указанных объектов коммунальной инфраструктуры. Иначе люди остались бы без воды, так как желающих организовать предприятие, оказывающее населению услуги водоснабжения, не имеется, возможностей создать муниципальное предприятие также нет. При этом нужно было оплачивать электроэнергию, на которой работает насос, приобретать запчасти ввиду ветхого состояния системы водопровода, для этого в сельсовете и принимали плату за воду. Представитель ответчика считает доводы истицы о причинении ей морального вреда необоснованными. Действительно, случались перебои в подаче воды жителям указанных улиц из-за аварийного состояния системы, но они устранялись и водопровод, к которому подключен дом Самойловой С.Н., функционировал постоянно, что неоднократно подтверждалось путём проверок уличных водоразборных колонок. Материальный вред также ничем не обоснован, Самойлова С.Н. вообще ничего не высаживала в своём огороде, забросила его. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему решению. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Преамбула данного закона содержит, в частности, такие основные понятия: потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Как усматривается из объяснений сторон, представленных Самойловой С.Н. квитанций, свидетельствующих о внесении платы за воду в Администрацию <...> сельсовета Зонального района Алтайского края, между данными лицами сложились отношения как между потребителем и исполнителем соответственно. Согласно статье 1 указанного закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1). Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (пункт 5). Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в частности, холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункт 9). При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением № 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением (пункт 60). В соответствии с Приложением № 1 в холодном водоснабжении допускаются перерывы продолжительностью 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа. Согласно разделу IV Правил исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором; вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа. Потребитель в свою очередь в соответствии с пунктом 51 Правил имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разделом VIII Правил предусмотрен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В соответствии с данным порядком в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. В случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным: а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил; б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета. В ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы Самойловой С.Н. о том, что она обращалась по поводу отсутствия воды в Администрацию Алтайского края, Прокуратуру Зонального района, Администрацию Президента Российской Федерации. Вместе с тем, как усматривается из объяснений самой истицы, представителя ответчика и сообщений указанных органов, обращения Самойловой С.Н. касаются деятельности Администрации <...> сельсовета Зонального района Алтайского края как органа местного самоуправления, связанной с организацией водоснабжения населения. С претензиями к ответчику как исполнителю, то есть лицу, оказывающему потребителям услугу холодного водоснабжения, в установленном порядке, который приведён выше, Самойлова С.Н. не обращалась. Из показаний свидетеля Л.В. следует, что в Администрации <...> сельсовета Зонального района Алтайского края имеется журнал, в котором регистрируются заявки потребителей воды. Самойлова С.Н. с заявкой о непредоставлении холодной воды не обращалась. Доводы представителя ответчика о том, что перебои в подаче воды случались из-за аварийного состояния системы водоснабжения, и после непродолжительных ремонтных работ общий водопровод на ул. Нагорной, на которой проживает Самойлова С.Н., функционировал, подтверждаются показаниями свидетелей А.С. и А.Н., проживающих на той же улице. В судебном заседании по ходатайству истицы исследованы материалы гражданского дела по иску прокурора Зонального района к Администрации <...> сельсовета Зонального района Алтайского края о признании недвижимого имущества бесхозяйным и возложении обязанностей. Решением Зонального районного суда Алтайского края от 18 марта 2011 года, принятого по данному делу, исковые требования удовлетворены. Администрация <...> сельсовета Зонального района Алтайского края обязана обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества скважины, водонапорной башни, расположенных на восточной окраине <села> Зонального района Алтайского края, и водопровода на улицах Нагорная и <...> <села> Зонального района Алтайского края; организовать водоснабжение жителей улиц Нагорная и <...> <села> Зонального района Алтайского края. Однако материалами указанного гражданского дела, на которые ссылается истица, и принятым по нему решением не установлены факты непредоставления холодной воды потребителю Самойловой С.Н. в течение времени, превышающего допустимые перерывы в бесперебойном предоставлении данной коммунальной услуги. Также по ходатайству Самойловой С.Н. допрошена в качестве свидетеля В.А., которая пояснила, что её муж 5-6 раз возил на принадлежащем им автомобиле истицу на рынок <...>, где она покупала овощи. За одну поездку Самойлова С.Н. отдавала на бензин по 400-600 руб. Также пояснила, что неоднократно присутствовала при том, когда в летнее время в доме у Самойловой С.Н. не было воды. Показания данного свидетеля, другие исследованные по настоящему гражданскому делу доказательства также не подтверждают превышение по вине исполнителя установленной Правилами предоставления коммунальных услуг продолжительности для перерывов в холодном водоснабжении. В соответствии со статьями 13, 15 вышеуказанного закона за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Само по себе отсутствие воды в доме, на что ссылается истица, без установления факта непредоставления коммунальной услуги не означает нарушение её прав как потребителя. Факты и причины отсутствия у потребителя Самойловой С.Н. холодной воды в доме в указанный истицей период времени, подтверждающие вину исполнителя, не установлены. В порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг, истица с соответствующей заявкой к ответчику как исполнителю, оказывающему услугу холодного водоснабжения, не обращалась, акт о непредоставлении ей коммунальной услуги, а также акт о причинении ущерба её имуществу отсутствуют. Довод Самойловой С.Н. о том, что ответчик игнорировал её обращения по поводу отсутствия воды, не может быть принят во внимание. Из объяснения самой истицы усматривается, что она мер к фиксации своих обращений в качестве заявок о непредоставлении коммунальной услуги не предпринимала. Поскольку судом не установлена вина Администрации <...> сельсовета Зонального района Алтайского края в нарушении прав Самойловой С.Н. как потребителя, на данный орган не может быть возложена обязанность по компенсации морального вреда в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Требование Самойловой С.Н. о возмещении имущественного вреда, причинённого вследствие отсутствия воды, также является необоснованным. Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Как отмечено выше, судом не установлен сам факт нарушения ответчиком прав потребителя Самойловой С.Н. Кроме того, истицей не представлены доказательства, подтверждающие причинение ей имущественного вреда в результате деятельности исполнителя коммунальной услуги. Суммы убытков, указанные истицей в качестве затрат на семена и дрова для добычи воды из снега, ничем не подтверждаются. Покупка овощей на рынке, траты на бензин также не могут быть отнесены в данном случае к реальному ущербу, поскольку порча урожая на огороде Самойловой С.Н. в связи с отсутствием воды не зафиксирована, акты о причинении ущерба имуществу истицы отсутствуют. Таким образом, в удовлетворении исковых требований Самойловой С.Н. следует отказать полностью. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Самойловой С.Н. отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2011 г. Судья Зенченко В.Н.