Дело № 2-204/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Зональное 15 июня 2011 г. Зональный районный суд Алтайского края в составе председательствующего Зенченко В.Н., при секретаре Колмаковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руденок П.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Зональном районе о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии, с участием истца и его представителя Дмитрук В.И., представителей ответчика Пановой М.Н. и Соломонова Е.С., УСТАНОВИЛ Руденок П.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Зональном районе (далее также - Управление ПФР), ссылаясь на то, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем с 12 марта 1996 года ему на срок 5 лет была установлена 2 группа инвалидности по увечью, полученному вследствие исполнения иных обязанностей военной службы, и пенсионным органом начислена пенсия по инвалидности на основании Закона РФ от 20.12.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», в редакции закона от 27.11.1995 № 211-ФЗ, действовавшей на момент установления пенсии. В 2001 году при переосвидетельствовании инвалидность была установлена бессрочно. При этом трудовой стаж на момент назначения пенсии составлял 23 года 5 месяцев и 9 дней. Пунктом 1 ст.29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ, действовавшей на момент назначения пенсии) ему гарантировалось назначение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РСФСР», как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Общими положениями ст.7 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» в связи с ростом заработной платы в стране пенсия истца подлежала исчислению и увеличению путём применения индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Ответчиком при определении размера пенсии истца, как инвалида 2 группы вследствие военной травмы, участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, не были учтены положения закона, согласно которым: при определении ИКП отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере 1,2 независимо от основания назначения пенсии; трудовой стаж истца исчисляется с учётом времени нахождения на 2 группе инвалидности - с 12.03.1996 года; размер пенсии ограничению не подлежит; назначенная пенсия при нахождении на инвалидности 2 группы ежегодно увеличивается на 1%. Руденок П.И. полагает, что его трудовой стаж должен быть увеличен из расчёта - 20 дней марта 1996 года + апрель-сентябрь (6 месяцев) + 1 день октября. Следовательно, со 2 октября 1996 года его трудовой стаж должен составлять 24 года. В последующем ежегодно, за период 1997-2010 годов, трудовой стаж увеличивался на 1 год, и по состоянию на 02 октября 2010 года он составил 42 года. Соответственно и пенсия должна пересматриваться ежегодно со 02 октября. Кроме того, размер выплачиваемой пенсии был ограничен по состоянию на 01.08.2000 года в сумме 615,17 руб. при расчётном её размере 896,24 руб. При определении ИКП ответчиком отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате учитывалось в размере 0,95 при законодательно установленном размере в 1,2. 28 марта 2003 года истцу как участнику ЛПА на ЧАЭС в связи с достижением возраста 50 лет была назначена вторая пенсия - трудовая. При этом опять был принят трудовой стаж 23 года 5 месяцев 9 дней, хотя по состоянию на 16 марта 2003 года он составил с учётом нахождения на 2 группе инвалидности 30 лет 5 месяцев 9 дней. Соответственно стажевый коэффициент должен составить 0,65 (0,55 за 20 лет и 0,1 за 10 свыше отработанных лет). Размер пенсии при этом должен пересматриваться с 2 октября с учётом увеличения стажевого коэффициента на 0,01. Руденок П.И. считает, что Управление ПФР обязано пересмотреть размеры пенсий и выплатить образовавшуюся задолженность за период с 12 марта 1996 года по 31 марта 2011 года, а с 1 апреля выплачивать пересчитанную пенсию пожизненно. В судебном заседании Руденок П.И. и его представитель Дмитрук В.И., уточнив исковые требования, просили: признать незаконными действия Управления ПФР, выразившиеся в неправильном исчислении и выплате пенсии с 02 октября 1996 года; обязать ответчика произвести перерасчёт пенсии с 01 мая 2001 года с учётом ИКП в размере 1,2 без максимального ограничения её размера, учитывая с 02 октября 1996 года трудовой стаж 24 года и увеличивая его для дальнейшего перерасчёта пенсии ежегодно с 02 октября 1997 года на 1 год; обязать ответчика произвести перерасчёт выплачиваемой с 28 марта 2003 года второй пенсии, принимая трудовой стаж 30 лет с учётом времени нахождения на 2 группе инвалидности, применяя стажевый коэффициент 0,65 и увеличивая его ежегодно на 0,01 для перерасчёта размера пенсии. Представители ответчика Панова М.Н. и Соломонов Е.С. иск не признали, из их объяснений и представленных в письменном виде возражений следует, что с 12.03.1996 года Руденку П.И. установлена пенсия по статьям 36, 41 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Поскольку причиной инвалидности в этом случае является «военная травма», то в общий трудовой стаж Руденка П.И. не засчитываются период нахождения на инвалидности, и требование истца об учете трудового стажа для назначения пенсии с 02 октября 1996 года и дальнейшем перерасчете пенсии не соответствует закону. 28.03.2003 года Руденку П.И. как участнику ЛПА на ЧАЭС со снижением пенсионного возраста на 10 лет назначена трудовая пенсия. При этом государственная пенсия по инвалидности установлена истцу с указанной даты как военнослужащему по статьям 8, 15 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При установлении двух пенсий с 28.03.2003 года, государственной по инвалидности вследствие военной травмы и трудовой по старости, нельзя включить в стаж Руденка П.И. период нахождения на инвалидности. При установлении трудовой пенсии по старости оценка пенсионных прав производится в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пенсии по возрасту назначаются при наличии общего страхового стажа у мужчин не менее 20 лет. Стажевый коэффициент для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего стажа сверх установленной продолжительности, но не более чем на 0,20. С учетом того, что на дату назначения трудовой пенсии по старости 28.03.2003 года страховой стаж истца составил 23 года 5 месяцев 9 дней, стажевый коэффициент составил 0,58. Поэтому требование истца о перерасчете пенсии с 28 марта 2003 года также не соответствует закону. Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» в связи с ростом заработной платы в стране государственные пенсии неработающих пенсионеров с 1 февраля 1998 года подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера, способ определения которого установлен статьями 1 и 4 того же Федерального закона. В частности, учитывается отношение среднемесячного заработка пенсионера за период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Как установлено частью четвертой статьи 1 Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (а также пунктом «а» части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), названное отношение учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии. При этом в статье 4 данного Федерального закона, регламентирующей его вступление в силу, предусматривалось, что индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7; на последующий же период его размер и сроки действия будут устанавливаться соответствующим федеральным законом, проект которого рассматривается одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год. Указами Президента РФ от 15.04.2000 № 680, от 10.07.2000 № 1272, от 17.04.2001 № 437 отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране изменялось соответственно на 0,8; 0,95 и 1,2. Поэтому требование истца о перерасчете размера пенсии с учетом ИКП в размере 1,2 не основано на законе. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что с 12 марта 1996 года истец является получателем пенсии по инвалидности, при этом причина инвалидности установлена: в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 965, действующему в период признания истца инвалидом (п. 21), постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 (п. 14) среди причин инвалидности различались в том числе: трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, иные причины, установленные законодательством РФ. Исходя из указанных нормативных актов причины инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством РФ, от установленных причин инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставления различных льгот. В соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от 15.04.2003 г. № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденным постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 г. № 17, в качестве причин инвалидности предусмотрены: «профессиональное заболевание» (инвалидность наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний - п. 5), «трудовое увечье» (инвалидность наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве, - п. 6), «военная травма» (инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, - п. 7), «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» (устанавливается указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - п. 12). При этом в соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» инвалидностью вследствие военной травмы считается также и инвалидность, наступившая в том числе в связи с прохождением военной службы при исполнении иных обязанностей военной службы. Анализ содержания вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодатель разграничил понятия «инвалидность, связанную с профессиональным заболеванием, трудовым увечьем» и «инвалидность, наступившую вследствие военной травмы». Инвалидность вследствие военной травмы обязательно предполагает, что увечье либо заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении обязанностей военной службы. Пунктом 2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что граждане из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравнены в назначении пенсии к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Указанные положения законадействовали и при назначении истцу пенсии по инвалидности в 1996 году. В свою очередь на основании пп. 1 п. 3 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 г. Часть 2 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, закрепляя условия пенсионного обеспечения инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, приравнивает их к инвалидам вследствие военной травмы и предоставляет им тем самым возможность пользоваться льготами в сфере пенсионного обеспечения, включая право на одновременное получение двух пенсий. Следовательно, право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и трудовой пенсии по старости - обусловлено и вытекает из установленной причины инвалидности «вследствие военной травмы». Такое право на получение двух пенсий, как гражданину, ставшему инвалидом вследствие военной травмы, реализовано истцом в 2003 году, Управлением ПФР ему назначена пенсия в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости согласно ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Руденок П.И. просит включить в общий трудовой стаж для назначения пенсии период нахождения на инвалидности. Однако такой период подлежит включению в общий трудовой стаж только при указании причин инвалидности «увечье, связанное с производством или профзаболевание» (ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. «а» ст. 92 Закона РФ от 20.11.1999 г. № 340-1 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). В данном же случае причина инвалидности у истца иная, причислена к «военной травме», эта причина и определяет назначение двух пенсий, в том числе и трудовой пенсии по старости. Ссылка истца на пункт 1 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ, действующей в спорный период пребывания на инвалидности), в соответствии с которым гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, судом признается несостоятельной по следующим основаниям. Федеральным законом от 18.07.2006 № 112-ФЗ пункт 1 части первой данной статьи изложен в новой редакции, согласно которой назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС гарантируется по желанию гражданина в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» или ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года. В соответствии с редакцией п. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 (до 01.01.2002 г.) назначение пенсии по инвалидности указанным в законе лицам, как пенсии вследствие трудового увечья или профзаболевания, гарантировалось законодателем при ее назначении по нормам Закона РСФСР от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». В данном случае истец претендует на одновременное получение двух пенсий, пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости, такое право по своему характеру является льготой для указанных в п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 лиц. Это право на получение двух пенсий у истца, как у инвалида вследствие военной травмы, возникло после 01.01.2002 г., следовательно, назначение пенсий по инвалидности и трудовой пенсии по старости должно производиться только на основании пункта 3 статьи 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», как пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, предусмотренной пп. 1 п. 2(с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 этого ФЗ и трудовой пенсии по старости, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Указанная правовая позиция подтверждается также п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7. Таким образом, назначение трудовой пенсии по старости, произведенное ответчиком в 2003 году на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», исключает возможность зачета в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС. При таких обстоятельствах правовых оснований для включения периода пребывания на инвалидности в общий трудовой стаж истца не имеется, в связи с чем данное требование удовлетворению не подлежит. При этом из уточнённого искового заявления и объяснений стороны истца следует, что именно из этого требования вытекают другие исковые требования - о признании действий Управления ПФР незаконными и возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии. Представленный Управлением ПФР расчёт пенсии Руденка П.И. от 31 мая 2011 года произведён с момента назначения пенсии по инвалидности, с 12 марта 1996 года, основан на пенсионном законодательстве; конкретные факторы, приведённые в данном расчёте при исчислении размеров пенсий, стороной истца не оспорены. Другой расчёт, который свидетельствовал бы о неправильном исчислении Управлением ПФР выплачиваемых истцу пенсий, не представлен. Суд соглашается и с доводами представителей ответчика о необоснованности требований истца о перерасчете размера пенсии с 01 мая 2001 года с учетом ИКП в размере 1,2 без максимального ограничения размера пенсии. Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» в связи с ростом заработной платы в стране государственные пенсии неработающих пенсионеров с 1 февраля 1998 года подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера, способ определения которого установлен статьями 1 и 4 того же Федерального закона. В частности, учитывается отношение среднемесячного заработка пенсионера за период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Как установлено частью четвертой статьи 1 Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (а также пунктом «а» части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), названное отношение учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии. При этом в статье 4 данного Федерального закона, регламентирующей его вступление в силу, предусматривалось, что индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7; на последующий же период его размер и сроки действия будут устанавливаться соответствующим федеральным законом, проект которого рассматривается одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год. Как видно из вышеназванного расчёта пенсии Руденка П.И., представленного Управлением ПФР, с 01 мая 2001 года увеличилось максимальное отношение по заработной плате до 1,2, и в связи с его применением при исчислении пенсии истца её размер с указанной даты увеличился. Учитывая данные обстоятельства, в удовлетворении исковых требований следует отказать полностью. В связи с отказом в иске заявление истца о взыскании с Управления ПФР судебных расходов, понесённых на оплату услуг представителя, удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ В удовлетворении исковых требований Руденок П.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Зональном районе о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии отказать полностью. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 г. Судья В.Н. Зенченко
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности (предусмотренную пп. 1 п. 2 ст. 15 данного ФЗ) и трудовой пенсии по старости.