Дело № 2-321/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Зональное 25 августа 2011 г. Зональный районный суд Алтайского края в составе председательствующего Зенченко В.Н., при секретаре Колмаковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зонального района к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению <...>, Администрации <...> сельсовета Зонального района Алтайского края о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, с участием помощника прокурора Крушинской Ю.С., представителя ответчика - Администрации <...> сельсовета Зонального района Алтайского края - Фрошкайзера И.П., УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределённого круга лиц, в обоснование которого указал, что в ходе проверки исполнения федерального законодательства о предупреждении терроризма, законодательства о пожарной безопасности в образовательных учреждениях установлено, что деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения <...> представляет собой угрозу для жизни и здоровья населения, а также противоречит требованиям п. 7 ч. 1 части 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения отнесено к предметам местного значения поселения. За указанным муниципальным образованием закреплено здание детского сада <...>, которое фактически эксплуатируется, используется для воспитания и обучения детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Нарушения неоднократно фиксировались органом госпожнадзора, в том числе по поручению прокуратуры Зонального района, принимались меры административной ответственности. Вместе с тем, как показала проведенная прокуратурой Зонального района в порядке контроля проверка, реальные меры к устранению основных нарушений пожарной безопасности приняты не были. Так, в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 1.8 СНиП II 35-76 котельная размещена внутри здания детского сада. Бездействие <Муниципального дошкольного образовательного учреждения> создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга граждан, которые пользуются или могут пользоваться услугами этого учреждения, и, кроме того, создает условия, способствующие совершению всевозможных террористических актов. Поэтому усматриваются основания для вмешательства органов прокуратуры и судебного понуждения <Муниципального дошкольного образовательного учреждения> к соблюдению правил пожарной безопасности в порядке искового производства. При этом прокуратура Зонального района действует в соответствии с положениями ст. 1065 ГК РФ, с целью предупреждения вреда, возможность причинения которого в будущем является реальной, о чем свидетельствуют чрезвычайные случаи, сопряженные с массовой гибелью людей ввиду нарушения законодательства о пожарной безопасности и происходящие на территории России. Тем самым прокурором защищаются нематериальные блага - жизнь и здоровье людей, в частности, несовершеннолетних, их права на личную безопасность при воспитании и обучении. При этом прокуратурой применяются формы и способы защиты прав граждан, предусмотренные ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 45, 131 ГПК РФ. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представлено уточнённое исковое заявление, в котором прокурор просил: признать противоречащим федеральному законодательству бездействие Муниципального дошкольного образовательного учреждения <...> и Администрации <...> сельсовета Зонального района Алтайского края, выразившееся в несоблюдении правил пожарной безопасности при эксплуатации здания детского сада; обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение <...> в срок до 01 сентября 2011 г. устранить нарушения требований пожарной безопасности, обеспечить размещение здания котельной за пределами здания детского сада. В судебном заседании помощник прокурора Крушинская Ю.С. поддержала уточненные исковые требования. Представитель ответчика - Муниципального дошкольного образовательного учреждения <...>, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, не явился. Представитель ответчика - Администрации <...> сельсовета Зонального района Алтайского края - Фрошкайзер И.П. не признал иск. Из его объяснения следует, что деятельность детского сада финансируется за счёт районного бюджета, здание детского сада является собственностью муниципального образования Зональный район Алтайского края. Администрация <...> сельсовета Зонального района Алтайского края также как и детский сад не имеет финансовой возможности построить отдельно стоящую котельную для отопления детского сада. Денежные средства выделяются только для выплаты заработной платы работникам детского сада и оплаты электроэнергии. Централизованное отопление, которым ранее пользовался детский сад, было прекращено в связи с ликвидацией колхоза, который обеспечивал отопление. В настоящее время система отопления представляет собой обыкновенную бытовую металлическую печь размером 1,5м х 0,8м х 0,8м, предназначенную для использования угля в качестве топлива. При этом никакой опасности возникновения чрезвычайных происшествий, связанных с использованием такой системы отопления, не существует. Эта система функционирует около 10 лет, и по поводу её использования никогда ни у кого не было претензий. Помещение, в котором установлена печь, специально для этого приспособлено, в нём отсутствуют горючие материалы, оно изолировано от других помещений детского сада, имеет отдельный вход. Из пояснений сотрудника Территориального отдела № 2 управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Алтайскому краю <...>, привлеченного к участию в деле в качестве специалиста, следует, что помещение, где находится печь, которой осуществляется отопление детского сада, является котельной, и она должна соответствовать установленным требованиям. В данном случае в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 1.8 СНиП II 35-76 котельная размещена внутри здания детского сада. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему решению. В соответствии с положениями ст.ст. 12, 32 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в частности, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. В силу ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03), настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 3 ППБ 01-03, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение <...>, как следует из его Устава, является юридическим лицом, может иметь самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки и другие реквизиты со своим наименованием; может открывать счета в банковских и иных кредитных организациях, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В деле имеется копия акта проверки от 16.08.2010 года, составленного органом государственного пожарного надзора, согласно которому муниципальным дошкольным образовательным учреждением <...> нарушены нормы п. 3 ППБ 01-03, п. 1.8 СНиП II 35-76: котельная размещена внутри здания детского сада. Пункт 1.8 СНиП II-35-76 «Котельные установки» введен в действие Постановлением Госстроя России от 11.09.1997 года № 18-52 с 1 января 1998 года. Согласно данной норме не допускается проектирование крышных, встроенных и пристроенных котельных к зданиям детских дошкольных и школьных учреждений, к лечебным и спальным корпусам больниц и поликлиник, к лечебным и спальным корпусам санаториев и учреждений отдыха. Согласно разделу 1а СНиП II-35-76 «Котельные установки» котельная - комплекс зданий и сооружений, здание или помещения с котлом (теплогенератором) и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки теплоты в целях теплоснабжения Автономная (индивидуальная) котельная - котельная, предназначенная для теплоснабжения одного здания или сооружения. Согласно п. 1.1. СНиП II-35-76 «Котельные установки» данные нормы и правила должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых котельных установок (котельных) с паровыми, водогрейными и пароводогрейными котлами, независимо от производительности, с давлением пара не более 40 кгс/cм2 * и с температурой воды не более 200 °С. Из объяснений участвующих в деле лиц следует, что обеспечение теплом здания детского сада производится самооборудованной в 2000 году печкой. Также установлено, что эта печь и помещение, в котором она находится, не соответствует требованиям вышеуказанных норм. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 16.08.2010 года, пояснениями специалиста. В данном случае в силу вышеприведенных норм закона надлежащим ответчиком по делу является Муниципальное дошкольное образовательное учреждение <...>, на которое следует возложить обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности путем размещения здания котельной за пределами здания детского сада. Отсутствие денежных средств на строительство отдельно стоящей котельной, на что ссылается представитель ответчика Фрошкайзер И.П., не является основанием для освобождения указанного муниципального учреждения от данной обязанности. Таким образом, требование прокурора о возложении на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение <...> вышеуказанной обязанности является законным и обоснованным, и подлежит удовлетворению. Данное требование основано на нормах федерального законодательства, поэтому в удовлетворении требования прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству бездействия, выразившегося в несоблюдении правил пожарной безопасности при эксплуатации здания детского сада, как не имеющего самостоятельного значения, нет необходимости. Суд принимает во внимание мнение представителя прокуратуры относительно срока, который следует в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ предоставить ответчику, - до 01 сентября 2011 года, поскольку данное мнение ответчиком не оспорено, и суд находит указанный срок достаточным для исполнения заявленного прокурором требования. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора удовлетворить. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение <...> в срок до 01 сентября 2012 года обеспечить размещение здания котельной за пределами здания детского сада. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2011 г. Судья Зенченко В.Н.