Дело № 2-400/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Зональное 11 октября 2011 г. Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н., при секретаре Колмаковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зонального района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шубенского сельсовета Зонального района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земель отходами, с участием помощника прокурора Крушинской Ю.С., представителя ответчика Чуйко И.Н., УСТАНОВИЛ: Прокурор Зонального района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки на территории Шубенского сельсовета обнаружены несанкционированные свалки мусора, которые образовались в результате сброса отходов на почву, в связи с чем, в результате гниения пищевых отходов и иного мусора загрязняется и захламляется земля, меры по очистке территории от бытового мусора администрацией Шубенского сельсовета Зонального района Алтайского края не принимаются. Несанкционированные свалки мусора обнаружены и зафиксированы на следующих участках территории Шубенского сельсовета Зонального района Алтайского края: - участок местности, расположенный с юго-восточной стороны реки Чемровка в с. Шубенка, на расстоянии 100 м от моста; - участок местности, расположенный напротив дома № 24 по ул. Ленина с. Шубенка; - участок местности, расположенный напротив дома №5 с левой стороны дороги - въезда в с. Шубенка от трассы М52. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 22 вышеуказанного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, восстановлению плодородия почвы. Кроме того, согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, но использующих земельные участки, в том числе возложена обязанность не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий. Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры РФ возложено осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор наделяется правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Защищая прав и законные интересы жителей Зонального района и других граждан, круг которых определить не представляется возможным, в сфере охраны здоровья, в сфере обеспечения благоприятной окружающей среды, защищая вышеуказанные интересы государства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, в том числе, в сфере охраны земель, защищая интересы муниципального образования «Зональный сельсовет» Зонального района Алтайского края, выражающиеся в надлежащим удовлетворении муниципальных нужд, связанных с организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, прокуратура Зонального района обращается в Зональный районный суд с настоящим исковым заявлением. На основании изложенного прокурор просил: признать противоречащим федеральному санитарно -эпидемиологическому и земельному законодательству, федеральному законодательству об охране окружающей среды, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие администрации Шубенского сельсовета Зонального района Алтайского края, выразившееся в непринятии установленных законодательством мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенного на землях, принадлежащих Шубенскому сельсовету Зонального района Алтайского края; возложить на администрацию Шубенского сельсовета Зонального района Алтайского края обязанность по ликвидации несанкционированных свалок мусора, расположенных на вышеуказанных участках местности. В судебном заседании помощник прокурора Крушинская Ю.С. поддержала исковые требования, просила предоставить ответчику срок до 01 ноября 2011 г. Представитель ответчика Чуйко И.Н. признал иск. Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему решению. В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом здоровье населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу статьи 22 данного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности, по защите земель от захламления отходами производства и потребления (статья 13). Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, но использующие земельные участки, обязаны не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий (статья 42). Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Статьёй 13 данного закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований должны осуществлять органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается, в частности, городское или сельское поселение, а под сельским поселением - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в решении местных вопросов, в том числе и в области охраны окружающей среды, определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 14 данного закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Расположение несанкционированных свалок на участках местности, расположенных на территории муниципального образования Шубенского сельсовета Зонального района Алтайского края, подтверждается актами проверки, фототаблицами, имеющимися в материалах дела. Таким образом, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности ликвидировать несанкционированные свалки является законным и обоснованным, и подлежит удовлетворению. Данное требование основано на нормах федерального санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, федерального законодательства об охране окружающей среды, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поэтому в удовлетворении требования прокурора о признании бездействия ответчика противоречащим указанному законодательству, как не имеющего самостоятельного значения, нет необходимости. Суд принимает во внимание мнение представителя прокуратуры относительно срока, который следует в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ предоставить ответчику, - до 01 ноября 2011 г., поскольку данное мнение представителем ответчика не оспорено, и суд находит указанный срок достаточным для исполнения заявленного прокурором требования. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора удовлетворить. Обязать администрацию Шубенского сельсовета Зонального района Алтайского края в срок не позднее 01 ноября 2011 года ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на участках местности: - с юго-восточной стороны реки Чемровка в с. Шубенка, на расстоянии 100 м от моста; - напротив дома № 24 по ул. Ленина с. Шубенка; - напротив дома № 5 с левой стороны дороги - въезда в с.Шубенка от трассы М52. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. СудьяЗенченко В.Н.