Дело №2-399/2011Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, располагающихся на территории муниципального образования, возложена на администрацию муниципального образования.



Дело № 2-399/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Зональное 11 октября 2011 г.

Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н.,

при секретаре Колмаковой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зонального района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земель отходами,

с участием помощника прокурора Крушинской Ю.С.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зонального района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки на территории Луговского сельсовета обнаружены несанкционированные свалки мусора, которые образовались в результате сброса отходов на почву, в связи с чем, в результате гниения пищевых отходов и иного мусора загрязняется и захламляется земля, меры по очистке территории от бытового мусора администрацией Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края не принимаются.

Несанкционированные свалки мусора обнаружены и зафиксированы на следующих участках территории Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края:

- участок местности, расположенный с южной стороны с. Луговское около грунтовой дороги, ведущей в п.Новый Быт;

- участок местности, расположенный возле южного входа на кладбище с. Луговское;

- участок местности, расположенный с северо-восточной стороны с. Луговское.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 22 вышеуказанного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, восстановлению плодородия почвы. Кроме того, согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, но использующих земельные участки, в том числе возложена обязанность не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий.

Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры РФ возложено осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор наделяется правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Защищая прав и законные интересы жителей Зонального района и других граждан, круг которых определить не представляется возможным, в сфере охраны здоровья, в сфере обеспечения благоприятной окружающей среды, защищая вышеуказанные интересы государства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, в том числе, в сфере охраны земель, защищая интересы муниципального образования «Зональный сельсовет» Зонального района Алтайского края, выражающиеся в надлежащим удовлетворении муниципальных нужд, связанных с организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, прокуратура Зонального района обращается в Зональный районный суд с настоящим исковым заявлением.

На основании изложенного прокурор просил:

признать противоречащим федеральному санитарно -эпидемиологическому и земельному законодательству, федеральному законодательству об охране окружающей среды, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие администрации Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края, выразившееся в непринятии установленных законодательством мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенного на землях, принадлежащих Луговскому сельсовету Зонального района Алтайского края;

возложить на администрацию Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края обязанность по ликвидации несанкционированных свалок мусора, расположенных на вышеуказанных участках местности.

В судебном заседании помощник прокурора Крушинская Ю.С. поддержала исковые требования, просила установить ответчику срок до 01 декабря 2011 г.

Представитель ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, не явился, что не препятствует рассмотрению дела по существу.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему решению.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом здоровье населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 22 данного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности, по защите земель от захламления отходами производства и потребления (статья 13).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, но использующие земельные участки, обязаны не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий (статья 42).

Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Статьёй 13 данного закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований должны осуществлять органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается, в частности, городское или сельское поселение, а под сельским поселением - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в решении местных вопросов, в том числе и в области охраны окружающей среды, определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 14 данного закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Расположение несанкционированных свалок на участках местности, расположенных на территории муниципального образования Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края, подтверждается актами проверки, фототаблицами, имеющимися в материалах дела.

Таким образом, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности ликвидировать несанкционированные свалки является законным и обоснованным, и подлежит удовлетворению. Данное требование основано на нормах федерального санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, федерального законодательства об охране окружающей среды, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поэтому в удовлетворении требования прокурора о признании бездействия ответчика противоречащим указанному законодательству, как не имеющего самостоятельного значения, нет необходимости.

Суд принимает во внимание мнение представителя прокуратуры относительно срока, который следует в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ установить ответчику для исполнения заявленного прокурором требования, - до 01 декабря 2011 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края в срок не позднее 01 декабря 2011 г. ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на участках местности:

- с южной стороны с. Луговское около грунтовой дороги, ведущей в п. Новый Быт;

- возле южного входа на кладбище с. Луговское;

- с северо-восточной стороны с. Луговское.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Зенченко В.Н.