Дело № 2-399/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Зональное 11 октября 2011 г. Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н., при секретаре Колмаковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зонального района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края о возложении обязанности ликвидировать последствия загрязнения земель отходами, с участием помощника прокурора Крушинской Ю.С., УСТАНОВИЛ: Прокурор Зонального района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки на территории Луговского сельсовета обнаружены несанкционированные свалки мусора, которые образовались в результате сброса отходов на почву, в связи с чем, в результате гниения пищевых отходов и иного мусора загрязняется и захламляется земля, меры по очистке территории от бытового мусора администрацией Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края не принимаются. Несанкционированные свалки мусора обнаружены и зафиксированы на следующих участках территории Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края: - участок местности, расположенный с южной стороны с. Луговское около грунтовой дороги, ведущей в п.Новый Быт; - участок местности, расположенный возле южного входа на кладбище с. Луговское; - участок местности, расположенный с северо-восточной стороны с. Луговское. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 22 вышеуказанного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, восстановлению плодородия почвы. Кроме того, согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, но использующих земельные участки, в том числе возложена обязанность не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий. Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры РФ возложено осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор наделяется правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Защищая прав и законные интересы жителей Зонального района и других граждан, круг которых определить не представляется возможным, в сфере охраны здоровья, в сфере обеспечения благоприятной окружающей среды, защищая вышеуказанные интересы государства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, в том числе, в сфере охраны земель, защищая интересы муниципального образования «Зональный сельсовет» Зонального района Алтайского края, выражающиеся в надлежащим удовлетворении муниципальных нужд, связанных с организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, прокуратура Зонального района обращается в Зональный районный суд с настоящим исковым заявлением. На основании изложенного прокурор просил: признать противоречащим федеральному санитарно -эпидемиологическому и земельному законодательству, федеральному законодательству об охране окружающей среды, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие администрации Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края, выразившееся в непринятии установленных законодательством мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенного на землях, принадлежащих Луговскому сельсовету Зонального района Алтайского края; возложить на администрацию Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края обязанность по ликвидации несанкционированных свалок мусора, расположенных на вышеуказанных участках местности. В судебном заседании помощник прокурора Крушинская Ю.С. поддержала исковые требования, просила установить ответчику срок до 01 декабря 2011 г. Представитель ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, не явился, что не препятствует рассмотрению дела по существу. Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему решению. В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом здоровье населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу статьи 22 данного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности, по защите земель от захламления отходами производства и потребления (статья 13). Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, но использующие земельные участки, обязаны не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий (статья 42). Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Статьёй 13 данного закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований должны осуществлять органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается, в частности, городское или сельское поселение, а под сельским поселением - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в решении местных вопросов, в том числе и в области охраны окружающей среды, определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 14 данного закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Расположение несанкционированных свалок на участках местности, расположенных на территории муниципального образования Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края, подтверждается актами проверки, фототаблицами, имеющимися в материалах дела. Таким образом, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности ликвидировать несанкционированные свалки является законным и обоснованным, и подлежит удовлетворению. Данное требование основано на нормах федерального санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, федерального законодательства об охране окружающей среды, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поэтому в удовлетворении требования прокурора о признании бездействия ответчика противоречащим указанному законодательству, как не имеющего самостоятельного значения, нет необходимости. Суд принимает во внимание мнение представителя прокуратуры относительно срока, который следует в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ установить ответчику для исполнения заявленного прокурором требования, - до 01 декабря 2011 г. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора удовлетворить. Обязать администрацию Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края в срок не позднее 01 декабря 2011 г. ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на участках местности: - с южной стороны с. Луговское около грунтовой дороги, ведущей в п. Новый Быт; - возле южного входа на кладбище с. Луговское; - с северо-восточной стороны с. Луговское. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Зенченко В.Н.