Решение от 20 января 2010 года



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

поселок Залукокоаже 20 января 2010 года

Зольский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего Махова Р.Ш., при секретаре Бахитовой З.Х., с участием Г., защитника Б., представившего удостоверение № --- ордер № ---, представителя истицы Г. – Х., представителя администрации Зольского района КБР – Э., представителя Министерства труда и социального развития КБР – З. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. к Администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Министерству строительства и архитектуры КБР, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по КБР, Министерству труда и социального развития КБР о взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 3 094 200, 00 рублей;

Возражение местной администрации Зольского муниципального района КБР на указанное исковое заявление об отказе в удовлетворении исковых требований Г.

Возражение Министерства труда и социального развития КБР на указанное исковое заявление об отказе в удовлетворении исковых требований Г.

Возражение Управления Федерального Казначейства по КБР об отказе в удовлетворении исковых требований Г. о взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

установил:

Г. обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать с Администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в размере 3 094 200, 00 рублей.

Свои исковые требования истица мотивирует тем, что её муж Ю., умерший --- года, являлся ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подвергся радиации, при этом потерял свое здоровье, вследствие чего стал инвалидом 2-ой группы ЧАЭС. В августе 1995 года обратилась в районную Администрацию с письменным заявлением о предоставлении благоустроенного жилья, однако ответа до настоящего времени не получала.

Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, гарантировал гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 этого Закона, однократное, бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо проживания в коммунальных квартирах, распространил эту гарантию на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением Верховного суда РФ от 8 августа 2007 года распространение права на обеспечение жилой площадью, установленного для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подтверждено также в отношении семей потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших в результате лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с Чернобыльской катастрофой, на семьи умерших инвалидов, имеющих такое право, а также на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. Указанное обеспечение осуществляется путем предоставления им субсидий.

Как вдова участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, пользуется социальными льготами, установленными Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Её семья состоит из шести человек и собственного жилья не имеет.

Её неоднократные обращения с устными заявлениями с просьбами о предоставлении жилья в различные уполномоченные органы исполнительной власти Российской Федерации и КБР остались безрезультатными. Отказывая в предоставлении гарантированного Законом жилья, органы исполнительной власти необоснованно мотивируют свой отказ необходимостью соблюдения очередности предоставления жилья и отсутствием финансирования из федерального бюджета.

В соответствии с п. «а» ст. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы», федеральным органом исполнительной власти уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по Российской Федерации, используемые при расчете субсидий, предоставляемых гражданам-участникам подпрограммы «Жилище», является Министерство регионального развития РФ.

Для расчета размера социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, установленных Приказом Министерства регионального развитья РФ от 09.06.2008 г. № 71 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2008 года и средне рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2008 года», средне рыночная стоимость одного квадратного метра жилья на 2-ое полугодие 2008 года по Российской Федерации составляет 28 650 рублей. Согласно расчету, с ответчика в её пользу подлежит взысканию за счет средств федерального бюджета: 6 чел. х 18 кв. м. = 108 кв. м. х 28 650 рублей = 3 094 200, 00 рублей.

Истица Г. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме. При этом пояснила, что является вдовой участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и пользуется социальными льготами, установленными Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий. Её семья состоит из шести человек и собственного жилья не имеет. В связи с этим просит суд взыскать с ответчиков в её пользу социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в размере 3 094 200, 00 рублей.

Защитник Б. и представитель истца Г. – Х. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме. При этом указали, что согласно ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1995 года, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 янвавря 2005 года, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с названным Законом, возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В связи с этим просят суд взыскать с Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по КБР в пользу Г. социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в размере 3 094 200, 00 рублей.

Представитель Управления Федерального Казначейства по КБР в судебное заседание не явился, но руководитель Управления Федерального Казначейства по КБР Р. направил письмо, в котором просит суд рассмотреть дело без участия их представителя, с учетом письменных возражений.

Представитель Министерства строительства и архитектуры А. в суд не явился, хотя надлежащим образом был уведомлен о месте и времени рассмотрения гражданского дела. Документов, оправдывающих неявку в суд не представил. Суд признает неявку ответчика неуважительной и считает возможным рассмотреть дело по существу, поскольку неявка в суд не препятствует всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Представитель администрации Зольского района КБР – Э. в судебном заседании иск не признал и просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, поддержав доводы, изложенные в возражении местной администрации Зольского района КБР. Так в иске необоснованно ответчиком указана Местная администрация Зольского муниципального района, тогда как в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства находится в компетенции органов местного самоуправления сельских поселений.

Представитель Министерства труда и социального развития КБР – З. в судебном заседании иск не признал и просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, поддержав доводы, изложенные в возражении Министерства труда и социального развития КБР. А именно в соответствии со статьей 5 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок финансирования которых устанавливается Правительством РФ. Финансовое обеспечение реализации, в том числе и мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется исключительно за счет бюджета Российской Федерации и является целевым. Из этого следует, что обязательства перед истцом, вытекающие из настоящего гражданского дела являются обязательствами РФ. На Министерство труда и социального развития КБР указанные полномочия в установленном законом порядке не возложены, средства не его реализацию в министерство не поступают, Министерство труда и социального развития КБР не является уполномоченным органом на территории КБР по предоставлению соответствующих мер социальной поддержки соответствующей категории граждан.

Выслушав объяснения Г., защитника Б., представителя истицы Г. – Х., представителя администрации --- КБР – Э., представителя Министерства труда и социального развития КБР – З., изучив возражение Управления Федерального Казначейства по КБР на исковое заявление Г., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В паспорте РФ серии 83 03 № ---, выданном ОВД --- района КБР --- года указано, что Г. родилась --- года в селении --- района КБР.

Свидетельством о смерти серии I-BE № --- от --- года подтверждается факт смерти Ю..

В удостоверении серии А № --- выданном --- года указано, что Ю. является инвалидом.

Справкой ВТЭК серии 001 № --- от --- года установлено, что Ю. является инвалидом со степенью утраты трудоспособности - 70 %.

В свидетельстве о заключении брака I-ВЕ № ---, выданном --- года, указано, что Ю., --- года рождения и Г., --- года рождения заключили брак --- года, о чем составлена запись акта о заключении брака --- года № ---. После заключения брака присвоены фамилии: мужу – Ю., жене – Ю..

В справке № --- от --- года, выданной на основании пох. книги № ---, л/сч. --- Администрацией сельского поселения --- района указано, что Г., проживающая по адресу: КБР, --- район, с. ---, ул. --- имеет следующий состав семьи: внук – Е. --- года рождения; внук – И. --- года рождения; сын – У. --- года рождения; невестка (сноха) – Л. --- года рождения; дочь – О. --- года рождения.

В акте обследования жилищно-бытовых условий от --- года указано, что семья вдовы ликвидатора последствий катастрофы на ЧАЭС Г. в составе шести человек проживает совместно, ведут общее хозяйство и остро нуждаются в обеспечении благоустроенным жильем.

В акте обследования жилищно-бытовых условий от --- года указано, что семья вдовы ликвидатора последствий катастрофы на ЧАЭС Г. в составе шести человек проживает совместно, ведут общее хозяйство и остро нуждаются в обеспечении благоустроенным жильем.

В акте о проживании от --- года указано, что вместе с вдовой ликвидатора последствий катастрофы на ЧАЭС Г. проживают внук – Е. --- года рождения; внук – И. --- года рождения; сын – У. --- года рождения; невестка (сноха) – Л. --- года рождения; дочь – О. --- года рождения.

Справкой № --- от --- года, выданной Военным Комиссариатом Зольского района установлено, что Г. является вдовой Ю., участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году, умершего в 1998 году.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок финансирования которых устанавливается Правительством РФ.

Финансовое обеспечение реализации, в том числе и мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется исключительно за счет бюджета Российской Федерации и является целевым. Обязательства перед истцом, вытекающие из настоящего гражданского дела являются обязательствами Российской Федерации. На Министерство труда и социального развития КБР указанные полномочия в установленном законом порядке не возложены, средства не его реализацию в министерство не поступают, Министерство труда и социального развития КБР не является уполномоченным органом на территории КБР по предоставлению соответствующих мер социальной поддержки соответствующей категории граждан.

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Реализация прав по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001 года Государственным заказчиком программы «Жилище» является Министерство регионального развития РФ.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением № 153 для участия в подпрограмме граждане подают соответственно в учреждения федеральных органов исполнительной власти или органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат) заявление об участии в подпрограмме.

Функция по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством, возложены на органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства КБР № 26-ПП от 25.02.2005 года, № 72-ПП от 23.03.2006 года были утверждены списки участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В указанных списках Г. не значится.

Постановлением Правительства КБР от 08 октября 2007 года № 258-ПП осуществление реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы в КБР возложено на Министерство строительства и архитектуры КБР. Ежегодно до 1 октября Министерство представляет на утверждение Правительство КБР список, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших в установленном порядке на учет до 1 января 2005 года, также ведет реестр выданных сертификатов.

Таким образом, Министерство Финансов РФ не обладает полномочиями государственного заказчика в рамках подпрограммы и не может нести ответственность за действия или бездействия по реализации выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

При таких обстоятельствах суд находит исковое заявление Г. не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в иске Г. за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Зольский районный суд КБР в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2010 года.

Судья Зольского

районного суда КБР Р.Ш. Махов

Копия верна: Р.Ш. Махов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200