Решение
именем Российской Федерации
Посёлок Залукокоаже 12 мая 2010 года
Зольский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего Есанкулова В.Б., при секретаре Думанове А.А., с участием помощника прокурора З. района КБР Ч., представителей местной администрации З. муниципального района КБР и администрации г.п. -- З. муниципального района КБР А. и Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора З. района КБР в интересах государства и общества к администрации З. муниципального района КБР и администрации г.п. -- КБР о сносе самовольно возведённой постройки,
установил:
Прокурор З. района КБР обратился в суд с иском в интересах государства и общества к администрации З. муниципального района КБР и администрации г.п. -- КБР о сносе самовольно возведённой постройки.
Указывает, что в ходе проведения прокурорской проверки по обращению Т. по вопросу пристройки на земельном участке принадлежащей ей на правах собственности со стороны других землепользователей выявлены нарушения норм и правил гражданского и земельного законодательства.
Проверка показала, что напротив земельного участка принадлежащей на правах собственности Т. расположенного по адресу: КБР, -- район, г.п. --, ул. -- б/н ведутся строительные работы без получения предусмотренных законодательством разрешений и оснований на земельный участок и на строительство объекта недвижимости.
Общая площадь земельного участка Т. находящегося по указанному адресу составляет -- кв.м., кадастровый номер: --.
Строительные работы ведутся на земельном участке, находящемся по адресу: КБР, -- район, г.п. --, ул. --, б/н. Площадь земельного участка составляет -- кв. м., кадастровый квартал --.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно положениям ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и т.д.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ № 808 от 11 ноября 2002 года «Об организации и проведении торгов по продаже находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров таких земельных участков» порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяются в соответствии с Правилами организации и проведении торгов по продаже находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров таких земельных участков утвержденное выше обозначенным Постановлением Правительства РФ.
Согласно п.5 Правил организации и проведении торгов по продаже находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров таких земельных участков при продаже находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков функции организатора торгов определяются соответственно полномочным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Таким образом, орган местного самоуправления при осуществлении полномочий по распоряжению муниципальным имуществом выполняет следующие функции определенные действующим законодательством: определяет место, даты и время начала и окончания приема заявок об участии в торгах, место, дату и время определения участников торгов, место и срок подведения итогов торгов; организует подготовку и публикацию извещения о проведении торгов (или об отказе в их проведении), а также информации о результатах торгов; выдает необходимые материалы и соответствующие документы юридическим и физическим лицам, намеревающимся принять участие в торгах; принимает заявки и документы от претендентов, а также предложения при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, организует регистрацию заявок в журнале приема заявок, обеспечивает сохранность представленных заявок, документов и предложений, а также конфиденциальность сведений о лицах, подавших заявки и предложения, и содержания представленных ими документов до момента их оглашения при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы; организует осмотр земельных участков на местности; проверяет правильность оформления документов, представленных претендентами; принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске к участию в торгах по основаниям, установленным Правилами, и уведомляет претендентов о принятом решении; определяет победителя торгов и оформляет протокол о результатах торгов; готовит проекты договоров купли-продажи земельных участков; подписывает от имени собственника договоры купли-продажи земельных участков по результатам торгов; осуществляет иные предусмотренные Правилами функции.
Согласно п.10 ФЗ №137 от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
То есть, полномочием по распоряжению земельными участками, расположенными на территории района обладает администрация З. муниципального района.
В соответствии с ч. 1 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселений относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Исходя из выше изложенных норм действующего законодательства разрешение на строительство объектов недвижимости на территории г.п. -- выдает администрация г.п. --, -- района.
Как показала проверка, в нарушение выше обозначенных требований законодательства неустановленными лицами ведутся строительные работы объекта недвижимости по адресу: КБР, -- район, г.п. --, ул. --, б/н, без получения необходимых разрешений и прохождения предусмотренных законодательством процедур.
Признание данного строительства незаконным, и снос незаконного строительства необходимы для защиты экономических интересов государства и общества.
В связи с этими прокурор просит признать строительство объекта недвижимости проходящее по адресу: КБР, -- район, г.п. --, ул. --, б/н, площадью -- кв. м., в кадастровом квартале -- незаконным и обязать администрацию З. муниципального района и администрацию г.п. -- снести самовольную постройку.
В судебном заседании помощник прокурора З. района КБР Ч. поддержал исковое заявление прокурора в полном объеме и пояснил суду, что проведенной прокурорской проверкой были выявлены нарушения норм и правил гражданского и земельного законодательства и напротив земельного участка принадлежащей на правах собственности Т. ведутся строительные работы без получения предусмотренных законодательством разрешений и оснований на земельный участок и на строительство объекта недвижимости.
Принимавший участие в судебном заседании представитель местной администрации З. муниципального района КБР А. исковые требования признал, при этом пояснил суду, что администрация З. района не выдавала ни кому договор аренды, постановление и разрешение на строительство по указанному адресу, в связи, с чем просил отказать в удовлетворении иска в части обязании администрацию З. муниципального района снести самовольную постройку.
Представитель администрации г.п. -- -- муниципального района КБР Х. в суде исковое заявление признал полностью и пояснил, что администрация г.п. -- -- муниципального района КБР не выдавала ни кому договор аренды, постановление и разрешение на строительство по указанному адресу и что к ним никто не обращался.
Выслушав помощника прокурора участвовавшего в деле, представителей местной администрации З. муниципального района КБР и администрации г.п. -- З. муниципального района КБР, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании постановления главы местной администрации З. муниципального района КБР -- от -- года, между комитетом по управлению имуществом и земельным ресурсам З. муниципального района, именуемым в дальнейшем «Продавец», в лице председателя Б. и Т., именуемой в дальнейшем «Покупатель», -- года заключён договор -- купли-продажи земельного участка занятого строениями и сооружениями, расположенный по адресу: КБР, -- район, г.п. --, ул. --, б/н, общей площадью -- кв.м., кадастровый номер --.
Из копии акта приёма-передачи по продаже земельного участка к договору купли-продажи -- от -- года следует, что «Продавец» в лице Б. предал, а «Покупатель» Т. приняла земельный участок общей площадью -- кв.м., расположенный по адресу: КБР, -- район, г.п. --, ул. --, б/н.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права -- Т. принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью -- кв.м., кадастровый --, расположенный по адресу: КБР, -- район, г.п. --, ул. --, б/н.
Из копии кадастрового плана земельного участка -- от -- года следует, что земельный участок из земель поселений, площадью -- кв.м., расположенный по адресу: КБР, -- район, г.п. --, ул. --, б/н предана в аренду Т. на -- лет.
Из копии кадастровой выписки о земельном участке -- от -- года следует, что земельный участок из земель населённых пунктов, площадью -- кв.м., расположенный по адресу: КБР, -- район, г.п. --, ул. --, б/н, предана в аренду Т.
Из копии письма главы местной администрации З. муниципального района от -- года следует, что земельный участок в кадастровом квартале -- в г.п. --, ул. --, б/н, площадью -- кв.м., намечен для предоставления в аренду на конкурсной основе для целей строительства.
Из копии письма и.о. главы администрации г.п. -- -- от -- года следует, что на проводящее строительство по ул. --, б/н, на против земельного участка, принадлежащего Т., администрацией г.п. -- разрешительной документации на строительство объекта не выдавалось.
Из копии сообщения З. отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КБР -- от -- года следует, что информация о праве на земельный участок, кадастровый -- по адресу: КБР, -- район, г.п. --, ул. --, б/н, не может быть представлена, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации такого права отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселений относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Таким образом, полномочием по распоряжению земельными участками, расположенными на территории -- района обладает администрация З. муниципального района, а разрешение на строительство объектов недвижимости на территории г.п. -- -- района выдает администрация г.п. --, -- района.
Поскольку строительные работы ведутся на земельном участке, расположенном по адресу КБР, -- район, г.п. --, ул. --, б/н, без получения предусмотренных законом разрешений, каких либо оснований на земельный участок и на строительство объекта недвижимости, суд считает необходимым для защиты экономических интересов государства и общества, признать строительство объекта недвижимости проходящее по вышеуказанному адресу незаконным и обязать администрацию З. муниципального района и администрацию г.п. -- снести самовольную постройку.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора З. района КБР удовлетворить.
Признать строительство объекта недвижимости, проходящее по адресу: КБР, -- район, г.п. --, улица --, б/н, площадью -- кв. м., в кадастровом квартале --, незаконным.
Обязать администрацию З. муниципального района КБР и администрацию г.п. -- -- муниципального района КБР снести самовольную постройку по адресу: КБР, -- район, г.п. --, улица --, б/н площадью -- кв. м.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики через Зольский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий В.Б. Есанкулов