Решение
именем Российской Федерации
Посёлок Залукокоаже 3 июня 2010 года
Зольский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего Есанкулова В.Б., при секретаре Думанове А.А., с участием помощника прокурора Зольского района КБР Карданова В.Т., представителя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Тамазовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зольского района КБР к Правительству КБР и администрации Зольского муниципального района КБР в интересах М. о предоставлении жилья,
установил:
Прокурор Зольского района КБР в интересах М. обратился в суд с иском к Правительству КБР и администрации Зольского муниципального района КБР, требуя обязать ответчиков выделить М., -- года рождения, жилое помещение по договору социального найма для проживания.
Указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые не имеют закреплённого жилого помещения.
М., -- года рождения состоит на регистрационном учёте на льготное получение жилья в администрации Зольского района как входящий в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с -- года.
В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, ч.2 и ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства КБР от 29 декабря 2009 года № 333-ПП «О правилах распределения субсидий из Федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов Республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения», Типовых правил о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике, утверждённым Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2002 года № 156, администрация Зольского муниципального района наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона, администрация Зольского муниципального района до настоящего времени не предоставила М. жилое помещение для проживания, чем нарушаются его жилищные права.
Извещённый надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного дела ответчик Администрация Зольского муниципального района КБР не направила в суд своего представителя и о причинах неявки не сообщила.
В судебном заседании помощник прокурора Зольского района КБР Карданов В.Т. подал письменное заявление об отказе прокурора от искового требования в части обязании администрацию Зольского муниципального района КБР выделить М. жилое помещение по договору социального найма для проживания, а в части искового требования к Правительству КБР поддержал полностью.
Определением Зольского районного суда КБР от -- года принят отказ прокурора Зольского района КБР от иска в части обязании администрацию Зольского района КБР выделить М. жилое помещение по договору социального найма для проживания и производство в этой части прекращено.
Принимавший участие в судебном заседании М. пояснил суду, что он нуждается в жилье, и просил суд удовлетворить исковое требование прокурора.
Представитель Правительства КБР Тамазова Н.В. в судебном заседании исковое требование прокурора не признала и пояснила, что постановлением Правительства КБР № 333 – ПП от 29 декабря 2009 года определён республиканский уполномоченный орган по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство не является юридическим лицом, а является коллегиальным совещательным органом, никакого имущества и лицевых счетов не имеет в связи, с чем принятие решения приведёт к неисполнимости. В материалах дела имеется ответ местной администрации с. --, в котором говорится, что М. снят с учёта. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, по договорам социального найма жильё предоставляется гражданам, только состоящим на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, который ведётся по месту жительства граждан и по месту регистрации. Они считают себя ненадлежащим ответчиком, и что у М.. нет права для получения жилья.
Выслушав участников судебного заседания и исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое требование прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которые обратились к нему о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Из копии жалобы М. следует, что он обратился к прокурору КБР за защитой его и своего брата, жилищных прав.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статья 2 указанного Федерального закона регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст.ст. 4 и 5 вышеуказанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, при этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным опредёленным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики № 156 от 13 апреля 2002 года «О порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в КБР», рекомендовано, местным администрациям районов и городов республики принять меры по выполнению Типовых правил о порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике, установив очерёдность нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно копии письма Министерства труда и социального развития КБР № 653 от 19 февраля 2007 года, в соответствии с постановлением Правительства КБР от 13 апреля 2002 года № 156 «О порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в КБР» в 2007 году М. поставлен на учёт в администрации Зольского муниципального района и зарегистрирован под номером -- в списке совершеннолетних граждан из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении (строительстве) жилья (протокол -- от -- года). На основании указанного списка, представленного администрацией Зольского муниципального района он включён в республиканский список совершеннолетних граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте для получения жилья при органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов КБР, который утверждён протоколом заседания Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав совершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (-- от -- года). Вопрос о выделении жилья его семье будет решён в порядке очерёдности и по мере финансирования денежных средств на эти цели из республиканского бюджета КБР.
Из копии регистрационного учёта на льготное получение жилья от -- года следует, что М. состоит на учёте под номером -- с -- года под -- номером очерёдности.
Из копии списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют закреплённого жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех типов профессионального образования, или по окончании военной службы, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы не обеспеченных жильём по состоянию на -- года следует, что М. состоит на учёте на получения жилья под номером --.
М. зарегистрирован в с. -- Зольского района КБР, не имел и не имеет закреплённого жилья, и в настоящее время проживает у своей тёти в --.
Таким образом, М. относится к числу лиц, предусмотренных ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющих право на получение жилья вне очереди.
Доводы представителя ответчика Правительства КБР Тамазовой Н.В. о том, что постановлением Правительства КБР № 333 – ПП от 29 декабря 2009 года определён республиканский уполномоченный орган по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что согласно ответа местной администрации с. --, М. снят с учёта, и что Правительство КБР является не ненадлежащим ответчиком, являются необоснованными.
Постановление Правительства КБР № 333 – ПП от 29 декабря 2009 года определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом лишь по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Предоставление указанному министерству полномочия не позволяют признать его уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учёта по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Копия письма главного специалиста администрации с.п. -- Зольского района КБР № -- от -- года, о том, что М. не состоит на учёте в местной администрации с.п. -- в связи с его отъездом в -- вместе со своей семьёй, не должна повлиять на права М. в получении льготного жилья, так как он включён в республиканский список совершеннолетних граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте для получения жилья при органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов КБР, который утверждён протоколом заседания Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав совершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (-- от -- года).
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, а также вышеуказанных положений нормативно-правовых актов для реализации полномочия субъекта РФ по внеочередному обеспечению жильём детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ соответствующих дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации этих гарантий, основания предоставления жилья.
При таких условиях иск прокурора Зольского района КБР к Правительству КБР в интересах М. подлежит бесспорному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое требование Прокурора Зольского района КБР удовлетворить.
Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики выделить жилое помещение М., -- года рождения по договору социального найма для проживания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение десяти дней через Зольский районный суд КБР со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2010 года.
Председательствующий В.Б. Есанкулов