Решение
именем Российской Федерации
Посёлок Залукокоаже 7 октября 2010 года
Зольский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего Топалова И.Х., при секретаре Бецукове М.М., с участием помощника прокурора Зольского района КБР Карданова В.Т., представителя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Тамазовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зольского района КБР к Правительству КБР и администрации Зольского муниципального района КБР в интересах Кокова О.Б. о предоставлении жилья,
установил:
Прокурор Зольского района КБР обратился в интересах Коковой О.Б. в суд с иском к Правительству КБР и администрации Зольского муниципального района КБР, требуя обязать ответчиков выделить Коковой О.Б., ------- года рождения, жилое помещение по договору социального найма для проживания.
Указывает, что Кокова О.Б., 4 марта 1988 года рождения состоит на регистрационном учёте на льготное получение жилья в администрации Зольского района как входящая в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 20 декабря 2005 года.
В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, ч.2 и ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства КБР от 29 декабря 2009 года № 333-ПП «О правилах распределения субсидий из Федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов Республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения», Типовых правил о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике, утверждённым Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2002 года № 156, администрация Зольского муниципального района наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона, администрация Зольского муниципального района до настоящего времени не предоставила Коковой О.Б. жилое помещение для проживания, чем нарушаются её жилищные права.
На основании изложенного со ссылкой на ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» истец просит обязать Правительство КБР и администрацию Зольского муниципального района выделить жилое помещение Коковой О.Б., 4 марта 1988 года рождения по договору социального найма для проживания.
В судебном заседании помощник прокурора Зольского района КБР Карданов В.Т. подал письменное заявление об отказе прокурора от искового требования в части обязания администрации Зольского муниципального района КБР выделить Коковой О.Б. жилое помещение по договору социального найма для проживания, а исковое требование к Правительству КБР поддержал полностью.
Определением Зольского районного суда КБР от 7 октября 2010 года принят отказ прокурора Зольского района КБР от иска в части обязания администрации Зольского района КБР выделить Коковой О.Б. жилое помещение по договору социального найма для проживания и производство в этой части прекращено.
Истица Кокова О.Б., надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в
суд не явилась по состоянию здоровья, представила в суд заявление о рассмотрении иска в её отсутствие и его удовлетворении.
Представитель Правительства КБР Тамазова Н.В. в судебном заседании исковое требование прокурора не признала и пояснила, что постановлением Правительства КБР № 333 – ПП от 29 декабря 2009 года определён республиканский уполномоченный орган по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в лице Министерства образования и науки КБР. Правительство не является юридическим лицом, имущества и лицевых счетов не имеет. Поэтому принятие обязывающего решения в отношении Правительства КБР не приведёт к его исполнению. Считает, что ответчиком по делу должно выступать указанное структурное подразделение Правительства.
Выслушав стороны и, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое требование прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Обоснованность исковых требований прокурора выделить Коковой О.Б. жилое помещение подтверждается следующими материалами:
Постановлением главы местной администрации Зольского района КБР № 177 от 22.12.2005 года Кокова Ж.Б. поставлена на учёт (№ 8) на приобретение жилья для совершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счёт Федерального бюджета.
Справкой Ростехинвентаризация Федеральное БТИ по КБР Зольское районное отделение № 615 от 29 июня 2010 года, из которой следует, что за Коковой Ж.Б. какой либо жилой площади не числится.
Справкой администрации с.п. Малка № 986 от 4 июля 2010 года о том, что Кокова О.Б. 4 марта 1988 года рождения состоит на учёте граждан из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении (строительстве) жилья в администрации с.п. Малка.
Заявлением от 14 апреля 2003 года в адрес Зольского РУНО, в котором Кокова Ж.Б. просит назначить опекуном над несовершеннолетней Коковой О.Б.
Справкой администрации с. Малка от 28.02.2005 года о том, что Кокова О.Б. проживающая по адресу -------, -------, имеет состав семьи: Коков В.Д. 1979 г.р., Кокова Ж.Б. 1985 г.р. (Основание пох. кн. № 3 № 724, закладка 2002 год).
Пунктом 3 Постановления главы местной администрации Зольского района № 177 от 20 декабря 2005 года, которым утверждён список совершеннолетних граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждавшихся в приобретении, за которыми сохранено право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В утверждённом постановлением списке заявительница Кокова О.Б. значится под № 2.
Письмом № Ф-07/06-165 от 30 июля 2010 года филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по КБР, Зольское районное отделение, о том, что за Коковой Ж.Б. и Коковой О.Б. объектов недвижимости не числится.
Письмом от 28 сентября 2010 года № 09/018/2010-598 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР, Зольский отдел, о том, что за Коковой Ж.Б. и Коковой О.Б. сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.
Неисполнение перечисленного выше, действующего закона, обязывающего Правительство КБР выделить Коковой О.Б. жилое помещение доказывается следующими данными:
Письмом Министерства образования и науки КБР № К-114 от 9 апреля 2010 года Коковой Ж.Б. и Коковой О.Б., заявлением Коковой Ж.Б. и Коковой О.Б. в адрес Вице-премьера Правительства РФ Хлопонина А.Г., Письмом № К-581 от 6 февраля 2006 года приёмной Президента и Правительства КБР, Письмом местной администрации № 204/05-02 от 6 октября 2009 года на имя Коковой Ж.Б. и Коковой О.Б., заявлением Коковой Ж.Б. и Коковой О.Б. в адрес главы местной администрации Зольского района, Письмом № 968/01-17 от 6 августа 2010 года, которым местная администрация Зольского района направляет в прокуратуру Зольского района списки граждан из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые не имеют закрепленного жилья по состоянию на 1 августа 2010 года. В этом списке Кокова О.Б., 1988 года рождения числится под номером 2. Письмом № 779 от 3 августа 2010 года, которым ООиП МУ «Управление образования» направляет в адрес главы местной администрации списки граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), которые не имеют закрепленного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст.ст. 4 и 5 вышеуказанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, при этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным опредёленным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики № 156 от 13 апреля 2002 года «О порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в КБР», рекомендовано, местным администрациям районов и городов республики принять меры по выполнению Типовых правил о порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике, установив очерёдность нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановление Правительства КБР № 333 – ПП от 29 декабря 2009 года определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом лишь по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Предоставление указанному министерству полномочия не позволяют признать его уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учёта по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, а также вышеуказанных положений нормативно-правовых актов для реализации полномочия субъекта РФ по внеочередному обеспечению жильём детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ соответствующих дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации этих гарантий, основания предоставления жилья.
При изложенных обстоятельствах и на основании приведённых нормативных актах иск прокурора Зольского района КБР к Правительству КБР в интересах Коковой О.Б. подлежит бесспорному удовлетворению.
На основании ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 52, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 4 и 5, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики № 156 от 13 апреля 2002 года «О порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в КБР» и № 333 – ПП от 29 декабря 2009 года, ст. 85 БК РФ и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое требование Прокурора Зольского района КБР удовлетворить.
Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики выделить жилое помещение Кокова О.Б. ------- года рождения по договору социального найма для проживания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение десяти дней через Зольский районный суд КБР со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2010 года.
Председательствующий И.Х. Топалов