Решение от 29 сентября 2011 года



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

городское поселение Залукокоаже 29 сентября 2011 года

Судья Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Махов Р.Ш.,

при секретаре Ашракаевой М.Б.,

с участием: помощника прокурора Зольского района КБР – Карданова В.Т.,

представителя администрации Зольского района КБР – Абукова Э.З. согласно доверенности -- от --,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зольского района КБР в интересах Семеновой (Титаренко) А.А., к Правительству КБР и местной администрации Зольского района КБР об обязянии выделить жилое помещение Семеновой (Титаренко) А.А. -- года рождения по договору социального найма на территории с.п. --, для проживания, заинтересованные лица: Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики

установил:

Прокурор Зольского района КБР обратился в интересах Семеновой (Титаренко) А.А. в суд с иском к Правительству КБР и администрации Зольского муниципального района КБР, требуя обязать ответчиков выделить Семеновой (Титаренко) А.А., -- года рождения, жилое помещение по договору социального найма для проживания.

Указывает, что по заявлению Семеновой (Титаренко) А.А. прокуратурой Зольского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые не имеют закрепленного жилого помещения.

Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2008 №74-РЗ «О Республиканской целевой программе «Жилище» на 2008 – 2015 годы» утверждена Республиканская целевая программа «Жилище» на 2008 – 2015годы.

Основанием для разработки Программы является Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы», Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Данным Законом утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в рамках Республиканской целевой программы «Жилище» на 2008 – 2015 годы». Целью подпрограммы является обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Реализация подпрограммы осуществляется в 2010 – 2015 годах.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что Семенова (Титаренко) А.А., -- года рождения состоит на регистрационном учёте на льготное получение жилья в администрации с.п. -- муниципального района, КБР, на основании Решения сессии №-- от -- года как входящая в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за --.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливаются законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением Правительства КБР от 29 декабря 2009 года № 333-ПП «О правилах распределения субсидий из Федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов Республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», постановлено, что Министерство финансов Кабардино-Балкарской республики в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий, производит финансирование бюджетов местных администраций муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилым помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с Типовыми правилами о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденным Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2002 года №156.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2002 года №156 рекомендовано, местным администрациям районов и городов республики принять меры по выполнению Типовых правил о порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике, установив очередность нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановление Правительства КБР от 29.12.2009 года №333-ПП «О правилах распределения субсидий из Федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов Республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения» определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным органом лишь по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предоставленные этому министерству полномочия не позволяют признать его уполномоченным органом исполнительной власти КБР по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения.

Нормами закона органы местного самоуправления в лице администрации Зольского муниципального района наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, местной администрацией Зольского муниципального района КБР и Правительством КБР до настоящего времени Семеновой (Титаренко) А.А. жилое помещение для проживания не предоставлено, чем нарушаются её жилищные права.

На основании изложенного со ссылкой на ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец просит обязать Правительство КБР и администрацию Зольского муниципального района выделить жилое помещение Семеновой (Титаренко) А.А. -- года рождения по договору социального найма для проживания.

В судебном заседании помощник прокурора Зольского района КБР Карданов В.Т. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.

В судебном заседании Семенова (Титаренко) А.А. поддержала иск и просила суд требования прокурора района удовлетворить и выделить ей жилое помещение для проживания в пределах нормы предоставления.

Представитель местной администрации Зольского района КБР – Абуков Э.З. в судебном заседании просил суд отказать в иске прокурору Зольского района КБР к администрации Зольского района КБР, полагая иск к данному ответчику необоснованным.

Представитель Правительства КБР, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, причину своей не явки суду не сообщил и не ходатайствовал перед судом о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное гражданское дело без участия указанного ответчика.

Министерство образования и науки КБР извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направило своего представителя и не просило суд рассмотреть дело без их участия.

Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направила своего представителя и не просила суд рассмотреть дело без их участия.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей указанных третьих лиц.

Выслушав стороны и, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из копии списка совершеннолетних граждан и граждан, достигших 17-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья при органах местного самоуправления Зольского муниципального района КБР по состоянию на -- следует, что Титаренко А.А. состоит на учёте для получения жилья.

Из копии ответа начальника Зольского районного отделения «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» по КБР № -- от -- на запрос помощника прокурора Зольского района КБР следует, что за Семеновой (Титаренко) А.А. -- года рождения какой либо жилой площади не числится.

Отсутствие зарегистрированных прав на недвижимое имущество за Семеновой (Титаренко) А.А. подтверждается соответствующей справкой Управления ФСГРКиК по КБР (Росреестр) от -- за --.

Из копии выписки из похозяйственной книги -- закладки --. выданной администрацией с.п. -- следует, что Титаренко Д.Н. зарегистрирова и проживает по адресу: КБР, --, с.п. --, --, совместно с ней зарегистрированы и проживают: Титаренко Н.В., -- года рождения; Семенова (Титаренко) А.А., -- года рождения; Титаренко А.Ю., -- года рождения; Семенов М.Р., -- года рождения.

Решением сессии Совета местного самоуправления сельского поселения -- муниципального района КБР -- от -- Семенова (Титаренко) А.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список.

В паспорте РФ серии --, выданном -- Отделением УФМС России по КБР в -- указано, что Титаренко А.А., -- года рождения, уроженка с. -- района КБР, зарегистрирована там же по ул. --.

Согласно копии свидетельства о рождении Титаренко А.А., родилась -- в селении -- КБР, о чем -- составлена запись акта о рождении --. Её родителями являются: отец – Титаренко А.Л., мать – Титаренко Е.В..

Перемена фамилии Титаренко А.А. подтверждается копией свидетельства о заключении брака серии -- от -- в котором указано, что Семенов Р.Р. и Титаренко А.А. -- заключили брак о чем составлена запись акта о заключении брака --. После заключения брака присвоены фамилии: мужу – Семенов, жене – Семенова.

Копией свидетельства о смерти серии -- подтверждается факт смерти матери Семеновой (Титаренко) А.А. – Титаренко Е.В..

Постановлением главы местной администрации Зольского района -- от -- гражданка Титаренко Н.В. назначена опекуном над несовершеннолетней Семеновой (Титаренко) А.А., -- года рождения.

Из копии письма Начальника ООиП МУ «Управления образования» Зольского муниципального района установлено, что Титаренко А.А., -- года рождения действительно состояла на учете в отделе ООиП как ребенок, оставшийся без попечения родителей, с -- по достижении ею совершеннолетнего возраста.

Следовательно, материалами дела подтверждается, что Семенова (Титаренко) А.А., имеющий статус ребенка-сироты, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, и по своему положению соответствует требованиям части 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ для получения жилья.

Прокурор согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст.ст. 4 и 5 вышеуказанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, при этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным опредёленным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Из приведенных норм следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Однако в силу положений статьи 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73) и только в порядке установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (частью 6 статьи 19).

Соответственно частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. То есть обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из приведенных норм следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики № 156 от 13 апреля 2002 года «О порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в КБР», рекомендовано, местным администрациям районов и городов республики принять меры по выполнению Типовых правил о порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике, установив очерёдность нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановление Правительства КБР № 333 – ПП от 29 декабря 2009 года определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом лишь по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Предоставленные указанному министерству полномочия не позволяют признать его уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч. 5 ст.50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Как следует из заявления и приложенных к нему документов Семенова (Титаренко) А.А. относится к категории детей-сирот и на неё распространяются гарантии, предусмотренные вышеназванными Федеральными законами. Местом жительства Семеновой (Титаренко) А.А. является с.п. -- района КБР, поэтому жилое помещение должно быть предоставлено в черте населенного пункта с.п. -- в силу ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 50, 49, 57 ч.2 ЖК РФ, ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое требование Прокурора Зольского района КБР удовлетворить.

Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики выделить жилое помещение Семеновой (Титаренко) А.А., -- года рождения по договору социального найма для проживания, общей площадью не менее нормы предоставления в пределах сельского поселения -- муниципального района КБР.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение десяти дней через Зольский районный суд КБР со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2011 года.

Судья Зольского

районного суда КБР Р.Ш. Махов