Решение от 18 августа 2011 года



Решение

именем Российской Федерации

п.г.т. Залукокоаже ---

Судья Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Топалов И.Х.,

при секретаре Думанове А.А.,

с участием: помощника прокурора Зольского района КБР – Бжамбеева З.А.,

гр. Урусова (Кумышева) К.М.,

представителя Правительства Кабардино-Балкарской республики – Черкесовой М.Г.,

представителя местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики Абукова Э.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской республики в интересах Урусова (Кумышева) К.М. к администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики и Правительству Кабардино-Балкарской республики о возложении обязанности на Правительство Кабардино-Балкарской республики и администрацию Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики выделить жилое помещение Урусова (Кумышева) К.М. --- г.р. по договору социального найма для проживания на территории с.п. Каменномостское, Зольского района КБР,

установил:

Прокурор Зольского района КБР (далее по тексту Прокурор) обратился в интересах Урусова (Кумышева) К.М. с исковым заявлением к местной администрации Зольского муниципального района и Правительству КБР (далее по тексту Правительство), в котором просил обязать ответчиков выделить жилое помещение Урусова (Кумышева) К.М. --- г.р. по договору социального найма для проживания на территории с.п. Каменномостское, Зольского района КБР.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, судом привлечены к участию в деле Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской республики и Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Исковые требования Прокурора мотивированы следующими основаниями.

В ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые не имеют закрепленного жилого помещения, прокуратурой Зольского района Кабардино-Балкарской республики было установлено, что Урусова (Кумышева) К.М. состоит на регистрационном учете на льготное получение жилья в администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики, как входящая в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ---.

На основании части 1 статьи 52, части 7 статьи 57, пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от --- №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Кабардино-Балкарской республики от --- ----ПП, Прокурор просил возложить на ответчиков обязанность по предоставлению жилого помещения для проживания лицу, в чьих интересах подан иск. Свое право на обращение в суд в интересах указанного лица Прокурор обосновал ссылкой на статью 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона от --- №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании помощник прокурора Бжамбеев З.А. поддержал иск полностью, и просил суд удовлетворить заявленные требования.

Урусова (Кумышева) К.М., принимавшая участие в судебном заседании, также просила удовлетворить исковые требования.

Представитель Администрации Зольского муниципального КБР Абуков Э.З. в удовлетворении иска к Администрации просил отказать со ссылкой на то, что абзацем 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от --- №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Закон №159-ФЗ) обязанность по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта, а не на органы местного самоуправления.

Представитель Правительства Черкесова М.Г. просила в удовлетворении иска к Правительству отказать, считая, что согласно Постановлению Правительства КБР от --- ----ПП, уполномоченным органом, на который возложена обязанность по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство по образованию и науки КБР.

Министерство образования и науки КБР и Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд, в соответствии со статьей 173 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд установил.

Согласно свидетельства о рождении I-ВЕ ---, выданного ---, Кумышева К.М. родилась --- в с. Шалушка, Чегемского района, КБАССР.

Отцом в свидетельстве о рождении указан Кумышев М.Б., а матерью Кумышева А.А..

В соответствии со свидетельством о заключении брака от --- Кумышева К.М. заключила --- брак с Урусов А.А., и приняла фамилию мужа «Урусова».

Из свидетельства о смерти I-ВЕ ---, выданного --- следует, что мать Урусова (Кумышева) К.М.Кумышева А.А. умерла ---.

Согласно решению Зольского районного суда КБР от ---, Кумышев М.Б. лишен родительских прав в отношении детей Кумышева А.М., --- года рождения, Кумышевой С.М., --- года рождения, Кумышева К.М., --- года рождения и Кумышев А.М., --- года рождения.

В соответствии со статьей 1 Закона №159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Поскольку мать Урусовой (Кумышевой) К.М. умерла, а отец был лишен родительских прав до достижения Урусовой (Кумышевой) К.М. возраста восемнадцати лет, она подпадает под определение лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из пункта 2 статьи 57 ЖК РФ, право на внеочередное получение жилья по договору социального найма возникает у лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после прекращения опеки (попечительства).

Согласно постановлению главы администрации селения Каменномостское Зольского района КБР от --- ---, Хамуковы А.Л. и Фица Мамкаевна назначены опекунами Урусовой (Кумышевой) К.М.

В силу части 2 статьи 40 ГК РФ, по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом, после чего, согласно части 3 указанной нормы, попечительство прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.

Урусова (Кумышева) К.М. достигла возраста восемнадцати лет --- после чего попечительство над ней прекратилось, следовательно, в силу пункта 2 статьи 57 ЖК РФ, с этого момента у нее возникло право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

По смыслу абзаца 2 части 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ, правом на получение жилого помещения обладают дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ---, а также справкам филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по КБР от ---, и --- выданным на имя Урусовой (Кумышевой) К.М. и ее супруга Урусова А.А., за последними не числится какое-либо недвижимое имущество, жилой площади.

Таким образом, судом установлено, что Урусова (Кумышева) К.М. не имеет закрепленного жилого помещения и соответствует требованиям части 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ.

В силу части 1 статьи 52 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются только гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилье.

Часть 3 указанной нормы гласит, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с частью 5 статьи 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Из приведенных норм следует, что жилье может быть предоставлено только лицу, поставленному на учет в качестве нуждающегося в жилье, а постановка на учет может быть произведена при условии, обращения с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства, в котором выражается воля лица на реализацию права на получение социального жилья.

Отсюда следует, что обязанность по предоставлению жилья возникает у государства только с момента постановки лица на учет в качестве нуждающегося, чему предшествует его заявление. Подача такого заявления и первичная постановка на учет осуществляется в органе местного самоуправления того населенного пункта, в котором в этот момент проживает заявитель, соответственно, местом предоставления жилья является данный населенный пункт, а последующая смена места жительства заявителя уже не имеет правового значения.

Урусова (Кумышева) К.М. была поставлена на учет --- в качестве нуждающейся в жилье в сельском поселении Каменномостское Зольского муниципального района КБР, что подтверждается выпиской из решения сессии Каменномостского сельского совета местного самоуправления 3-го созыва от --- ---.

Следовательно, жилое помещение Урусовой (Кумышевой) К.М. должно быть предоставлено в границах указанного населенного пункта.

Относительно органа, на который должна быть возложена соответствующая обязанность, суд приходит к следующим выводам.

Определением Конституционного Суда РФ от --- N 250-О-П установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона по социальной поддержке детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Органы местного самоуправления КБР не наделены соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть путем принятия республиканского закона.

В связи с этим, в удовлетворении исковых требований к местной администрации Зольского муниципального района КБР надлежит отказать.

Судом не принимаются доводы представителя Правительства о том, что надлежащим ответчиком по иску в соответствии с Постановлением Правительства КБР от --- --- ПП (далее по тексту Постановление ----ПП), является Министерство образования и науки КБР (далее по тексту Министерство образования).

Как отмечено в приведенном выше Определении Конституционного Суда РФ от --- N 250-О-П, обеспечение жилой площадью детей-сирот и приравненных к ним лиц является государственным полномочием субъекта РФ и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ.

Из пунктов 2, 3 и 4 указанного Постановления ----ПП следует, что обязанностью Министерства образования является представление в Министерство финансов КБР (далее по тексту Министерство финансов) заявки на финансирование расходов на основании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В свою очередь, обязанностью Министерства финансов является финансирование Министерства образования в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий.

В последующем при наличии финансирования со стороны Министерства финансов, Министерство образования осуществляет финансирование бюджетов местных администраций муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, из указанного Постановления ----ПП не следует, что именно Министерство образования и науки КБР является государственным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской республики, обладающим достаточными полномочиями по обеспечению жильем указанных льготных категорий граждан.

Фактически функции Министерства образования сводятся к передаче заявки на финансирование в Министерство финансов, получению денежных средств и передаче их органам местного самоуправления. Указанные полномочия поставлены в зависимость от финансирования со стороны Министерства финансов, которое в свою очередь, как это указано в Постановлении ----ПП, осуществляет это финансирование при наличии субсидий из федерального бюджета.

Таким образом, перечисленные в Постановлении ----ПП полномочия Министерства образования явно недостаточны для исполнения судебного акта, обязывающего предоставить жилое помещение определенном лицу.

Согласно Постановлению Правительства КБР от --- N 156, ряд полномочий в данной сфере, в частности полномочия по формированию списков нуждающихся в жилье детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на местные администрации районов и городов, которые ежегодно должны представлять их в Республиканскую комиссию по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В свою очередь, Республиканская комиссия (КБР) по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, ежегодно предоставляет утвержденные сводные списки на получение жилого помещения в Министерство экономического развития и торговли КБР для предусмотрения при формировании республиканского бюджета КБР средств на строительство жилого фонда или приобретения жилья указанным гражданам.

Таким образом, на указанные органы также не возложена прямая обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ действующего законодательства КБР позволяет сделать вывод, что государственные функции в данной сфере, рассредоточены между несколькими министерствами и ведомствами КБР, ни одно из которых не является ответственным за конечный результат - предоставление жилья определенному лицу.

При этом, в соответствии со статьей 108 Конституции КБР, Правительство КБР является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР.

Согласно статье 16 Закон Кабардино-Балкарской Республики от --- N 5-РЗ «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики», к полномочиям Правительства КБР в социальной сфере относится обеспечение реализации конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, обеспечения жильем.

В соответствии со статьей 12 указанного Закона, Правительство КБР руководит работой министерств и иных республиканских органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Министерства и иные республиканские органы исполнительной власти подчиняются Правительству КБР и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что единственным органом исполнительной власти КБР, безусловно обладающим достаточными полномочиями для реализации государственных обязательств в указанной сфере, и имеющим реальную возможность исполнить соответствующий судебный акт, является Правительство КБР, как высший орган исполнительной власти субъекта.

На основании ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 52, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 4 и 5, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от --- № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики --- от --- «О порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в КБР» и --- – ПП от ---, ст. 85 БК РФ и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить частично.

Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики выделить жилое помещение Урусова (Кумышева) К.М. --- года рождения по договору социального найма в пределах сельского поселения Каменномостское Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики.

В удовлетворении исковых требований Прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской Республики к местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение десяти дней через Зольский районный суд Кабардино-Балкарской республики со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ---.

Судья Зольского

районного суда КБР И.Х. Топалов