Заочное решение именем Российской Федерации Посёлок Залукокоаже --- Судья Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Топалов И.Х., при секретаре Бецукове М.М., с участием: помощника прокурора Зольского района КБР – Карданова В.Т., гр. Кибешева Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Зольского района КБР в интересах Кибешевой Н.Н. к администрации Зольского муниципального района и Правительству КБР, заинтересованные лица - Министерство образования и науки КБР и Республиканская (КБР) комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности на Правительство и администрацию Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики выделить жилое помещение Кибешева Н.Н., --- г.р., по договору социального найма для проживания на территории с.п. Этоко, Зольского муниципального района КБР, установил: Прокурор Зольского района КБР (далее по тексту Прокурор) обратился в интересах Кибешевой Н.Н. с исковым заявлением к местной администрации Зольского муниципального района и Правительству Кабардино-Балкарской Республики (далее по тексту Правительство), заинтересованные лица - Министерство образования и науки КБР и Республиканская (КБР) комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором просил обязать ответчиков выделить жилое помещение Кибешевой Н.Н., --- г.р. по договору социального найма для проживания на территории с.п. Этоко, Зольского муниципального района КБР. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, судом были привлечены к участию в деле Министерство образования и науки КБР и Республиканская (КБР) комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исковые требования Прокурора мотивированы следующими основаниями. В ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые не имеют закрепленного жилого помещения, прокуратурой Зольского района КБР было установлено, что Кибешева Н.Н. состоит на регистрационном учете на льготное получение жилья в администрации Зольского муниципального района КБР, как входящая в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с --- На основании части 1 статьи 52, части 7 статьи 57, пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от --- № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства КБР от --- ----ПП, Прокурор просит возложить на ответчиков обязанность по предоставлению жилого помещения для проживания лицу, в чьих интересах подан иск. Свое право на обращение в суд в интересах указанного лица Прокурор обосновал ссылкой на статью 45 ГПК РФ и статью 10 Федерального закона от --- №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В судебном заседании помощник прокурора Карданов В.Т. поддержал иск полностью, и просил суд его удовлетворить. Кибешева Н.Н., принимавшая участие в судебном заседании, также просила удовлетворить исковые требования. Представители Администрации Зольского муниципального района и Правительства КБР, Министерства образования и науки КБР и Республиканской (КБР) комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будучи неоднократно (трижды) извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не явились по неуважительным причинам. Суд, в соответствии со статьей 173 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков и третьих лиц. Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно свидетельства о рождении II-ГЛ ---, выданного ---, Кибешева Н.Н. родилась 12.058.1988 г. в с. ---, Арзгирского района Ставропольского края. Отцом в свидетельстве о рождении указан Кибешев Н.Х., матерью Кибешева Л.П.. Из свидетельств о смерти V-ВЕ ---, выданного --- и 1-ВЕ --- от --- следует, что отец Кибешевой Н.Н. – Кибешев Н.Х. умер ---, а её мать – Кибешева Л.П., умерла ---. В соответствии со статьей 1 Закона №159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Поскольку родители умерли до достижения Кибешевой Н.Н. возраста восемнадцати лет, она подпадает под определение лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное получение жилья по договору социального найма возникает у лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после прекращения опеки (попечительства). Согласно постановлению главы администрации Зольского района КБР от --- ---, Рамазанова Л.Н. назначена опекуном Кибешева Н.Н. В силу части 2 статьи 40 ГК РФ, по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом, после чего, согласно части 3 указанной нормы, попечительство прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет. Кибешева Н.Н. достигла возраста восемнадцати лет --- после чего попечительство над ней прекратилось, следовательно, в силу пункта 2 статьи 57 ЖК РФ, с этого момента у нее возникло право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. По смыслу абзаца 2 части 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ, правом на получение жилого помещения обладают дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ---, а также справке филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по КБР от ---, выданным на имя Кибешевой Н.Н., за последней не числится какое-либо недвижимое имущество и жилая площадь. Таким образом, судом установлено, что Кибешева Н.Н. не имеет закрепленного жилого помещения и соответствует требованиям части 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ. В силу части 1 статьи 52 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются только гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилье. Часть 3 указанной нормы гласит, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии с частью 5 статьи 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Из приведенных норм следует, что жилье может быть предоставлено только лицу, поставленному на учет в качестве нуждающегося в жилье, а постановка на учет может быть произведена при условии, обращения с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства, в котором выражается воля лица на реализацию права на получение социального жилья. Отсюда следует, что обязанность по предоставлению жилья возникает у государства только с момента постановки лица на учет в качестве нуждающегося, чему предшествует его заявление. Подача такого заявления и первичная постановка на учет осуществляется в органе местного самоуправления того населенного пункта, в котором в этот момент проживает заявитель, соответственно, местом предоставления жилья является данный населенный пункт, а последующая смена места жительства заявителя уже не имеет правового значения. Кибешева Н.Н. была поставлена на учет --- в качестве нуждающейся в жилье в сельском поселении Этоко Зольского муниципального района КБР, что подтверждается выпиской из решения 4-й сессии Этокского сельского совета местного самоуправления от --- Следовательно, жилое помещение Кибешевой Н.Н. должно быть предоставлено в границах указанного населенного пункта. Относительно органа, на который должна быть возложена соответствующая обязанность, суд приходит к следующим выводам. Определением Конституционного Суда РФ от --- N 250-О-П установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона по социальной поддержке детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Органы местного самоуправления КБР не наделены соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть путем принятия республиканского закона по данному вопросу. В связи с этим, в удовлетворении исковых требований к местной администрации Зольского муниципального района КБР надлежит отказать. Министерство образования и науки КБР (далее по тексту Министерство образования) не является надлежащим ответчиком по иску в соответствии с Постановлением Правительства КБР от --- --- ПП (далее по тексту Постановление ----ПП).. Как отмечено в приведенном выше Определении Конституционного Суда Российской Федерации от --- N 250-О-П, обеспечение жилой площадью детей-сирот и приравненных к ним лиц является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Из пунктов 2, 3 и 4 указанного Постановления ----ПП следует, что обязанностью Министерства образования является представление в Министерство финансов КБР (далее по тексту Министерство финансов) заявки на финансирование расходов на основании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В свою очередь, обязанностью Министерства финансов является финансирование Министерства образования в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий. В последующем при наличии финансирования со стороны Министерства финансов, Министерство образования осуществляет финансирование бюджетов местных администраций муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, из указанного Постановления ----ПП не следует, что именно Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской республики является государственным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской республики, обладающим достаточными полномочиями по обеспечению жильем указанных льготных категорий граждан. Фактически функции Министерства образования сводятся к передаче заявки на финансирование в Министерство финансов, получению денежных средств и передаче их органам местного самоуправления. Указанные полномочия поставлены в зависимость от финансирования со стороны Министерства финансов, которое в свою очередь, как это указано в Постановлении ----ПП, осуществляет это финансирование при наличии субсидий из федерального бюджета. Таким образом, перечисленные в Постановлении ----ПП полномочия Министерства образования явно недостаточны для исполнения судебного акта, обязывающего предоставить жилое помещение определенном лицу. Согласно Постановлению Правительства КБР от --- N 156, ряд полномочий в данной сфере, в частности полномочия по формированию списков нуждающихся в жилье детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на местные администрации районов и городов, которые ежегодно должны представлять их в Республиканскую комиссию по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В свою очередь, Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, ежегодно предоставляет утвержденные сводные списки на получение жилого помещения в Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской республики для предусматривания при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской республики средств на строительство жилого фонда или приобретения жилья указанным гражданам. Таким образом, на указанные органы также не возложена прямая обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ действующего законодательства Кабардино-Балкарской Республики позволяет сделать вывод, что государственные функции в данной сфере, рассредоточены между несколькими министерствами и ведомствами Кабардино-Балкарской республики, ни одно из которых не является ответственным за конечный результат - предоставление жилья определенному лицу. При этом, в соответствии со статьей 108 Конституции Кабардино-Балкарской республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. Согласно статье 16 Закон Кабардино-Балкарской Республики от --- N 5-РЗ «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики», к полномочиям Правительства Кабардино-Балкарской Республики в социальной сфере относится обеспечение реализации конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, обеспечения жильем. В соответствии со статьей 12 указанного Закона, Правительство Кабардино-Балкарской Республики руководит работой министерств и иных республиканских органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Министерства и иные республиканские органы исполнительной власти подчиняются Правительству Кабардино-Балкарской Республики и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что единственным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, безусловно обладающим достаточными полномочиями для реализации государственных обязательств в указанной сфере, и имеющим реальную возможность исполнить соответствующий судебный акт, является Правительство Кабардино-Балкарской Республики, как высший орган исполнительной власти субъекта. На основании ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 52, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 4 и 5, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от --- № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики --- от --- «О порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в КБР» и --- – ПП от ---, ст. 85 БК РФ и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить частично. Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики выделить жилое помещение Кибешева Н.Н., --- года рождения по договору социального найма в пределах сельского поселения Этоко Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. В удовлетворении исковых требований Прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской Республики к местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики отказать. Копия настоящего заочного решения высылается ответчику не позднее чем в течение трех дней со дня его принятия в окончательной форме с уведомлением о вручении. Ответчики по настоящему делу вправе подать в Зольский районный суд заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а также в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления ответчиков об отмене этого решения. Мотивированное решение изготовлено ---. Судья Зольского районного суда КБР И.Х. Топалов