Решение от 28.11.2011 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.п. Залукокоаже «28» ноября 2011г.

Судья Зольского районного суда КБР Ошхунов З.М.,

при секретаре Батыровой Р.А.,

с участием представителя истца Хашхожевой К.И. – Бжахова Х.Д. по доверенности от ----------- -----------,

представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - Калажоковой З.И. по доверенности от ----------- -----------,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хашхожева К.И. к ОАО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет задолженности и восстановить газоснабжение принадлежащего истцу домовладения,

установил:

Хашхожева К.И. обратилась в Зольский районный суд КБР со следующими исковыми требованиями к ОАО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»:

1)     обязать ответчика произвести перерасчет выставленной суммы задолженности, исключить задолженность в размере -----------.

2)     обязать ответчика зачесть в счет будущих платежей имеющуюся переплату в размере -----------.

3)     обязать ответчика восстановить газоснабжение принадлежащего истцу домовладения.

В обоснование иска указано, что Хашхожева К.И. проживает в домовладении, расположенном по адресу: -------- которое подключено к газоснабжающим сетям. При этом отопление и приготовление пищи производится природным газом. В связи с необоснованно начисленной ответчиком задолженностью истца за потребленный газ в сумме ----------- домовладение истца было отключено ----------- от газоснабжения.

Хашхожева К.И. указывает, что имеет стаж педагогического работника более 25 лет в сельской местности, в настоящий момент является пенсионером, ветераном труда.

Ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 55 ФЗ РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в сельской местности пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, Хашхожева К.И. считает, что она обязана оплачивать лишь тот объем потребленного газа, который был израсходован на приготовление пищи и подогрев воды. Поскольку приборы для подогрева воды у Хашхожевой К.И. отсутствуют, истец просит произвести перерасчет задолженности с учетом только объема газа, израсходованного на приготовление пищи, рассчитав его, согласно нормативам, установленным Постановлением Правительства КБР от -----------из расчета ----------- на одного человека в месяц. Перерасчет истец просит произвести за период с ----------- по -----------, в соответствии с тарифами, установленными постановлениями Региональной энергетической комиссии КБР и Государственного комитета по тарифам КБР.

В судебном заседании представитель истца Бжахов Х.Д.,поддержав иск, уточнил требования и в окончательном виде просил суд:

- обязать ответчика произвести перерасчет выставляемой суммы задолженности, исключив сумму в размере -----------.;

- обязать ответчика восстановить газоснабжение домовладения истца.

Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Калажокова З.И. просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что истец не имеет права требовать от коммерческой организации предоставления натуральных льгот, продекларированных государством, которое в этой ситуации и является надлежащим ответчиком.В возражениях на иск указано, что согласно действующему законодательству, предоставление гражданам мер социальной поддержки является прерогативой государства и его расходными обязательствами. Федеральным законом №122-ФЗ в ФЗ «Об образовании» внесены изменения, в соответствии с которыми установление размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки специалистам в сельской местности отнесено к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления. Кабардино-Балкарская республика реализовала указанные полномочия путем принятия Республиканского закона от ----------- ------------РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в КБР» и Постановления Правительства КБР от ----------- ------------ПП «Об осуществлении ежемесячной денежной выплаты специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа», в соответствии с которыми данной льготной категории граждан установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) вразмере 300 рублей и ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) в полном размере расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением. По мнению ответчика, надлежащей формой защиты нарушенного права истцов было бы требование о выплате ежемесячных денежных компенсаций, адресованное соответствующим публично-правовым образованиям КБР – Министерству труда и социального развития КБР, Департаменту труда и соцразвития муниципального района. Одновременно, представитель истца пояснил, чтов соответствии с ежегодными публичными договорами, ответчик занимается поставкой газа населению,начиная с ----------- по настоящее время. До ----------- ответчик поставкой газа населению не занимался. Прежнее наименование организации ответчика – ООО «Кавказрегионгаз».Решением единственного участника ----------- от ----------- были внесены изменения в Устав общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз», в соответствии с которыми оно было переименовано в ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», с одновременным образованием ряда филиалов, в том числе филиала в республике Кабардино-Балкария. Указанные изменения были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц -----------, что подтверждается свидетельством ИФНС по -------- серии ----------- -----------. Также представитель ответчика указал на неверность расчетов истца, произведенных исходя из норматива потребления газа на приготовление пищи в размере 10 куб.м на одного человека, притом, что такой норматив равен 15 куб.м.

Истец Хашхожева К.И., будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в своем заявлении, адресованном суду,просиларассмотреть дело без ее участия.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил.

Истец Хашхожева К.И. проживает в домовладении ----------- по -------- КБР и является абонентом газоснабжающей организации ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» с лицевым счетом -----------.

Согласно распечатке из лицевого счета по состоянию на ----------- за Хашхожевой К.И., числится задолженность по оплате услуг газоснабжения в сумме -----------

В распечатке из лицевого счета, представленной представителем ответчика, размер задолженности истца по состоянию на ----------- составляет 56867 руб. 48 коп. Представитель истца пояснил, что по их данным именно эта сумма является задолженностью истца перед ответчиком. Разночтения в выписках связаны с тем, что в момент распечатки из лицевого счета в сентябре 2011 года, в базе данных отражалась задолженность граждан за газ, возникшая до -----------, к которой фактически ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» отношения не имеет, так как до ----------- поставкой газа не занималось. В настоящий момент база лицевых счетов обновлена и представленная выписка по состоянию на ----------- отражает фактическую задолженность и состояние расчетов.

Таким образом, судом установлено, что по данным ответчика задолженность истца составляет -----------

Актом от ----------- ----------- подтверждается факт отключения газифицированного объекта - домовладения Хашхожевой К.И., в связи с неуплатой задолженности за газ.

Из трудовой книжки Хашхожевой К.И. следует, что она в периоды с ----------- по -----------, с ----------- по ----------- являлась учителем начальных классов Камлюковской средней школы Зольского района, в период с ----------- по ----------- - учителем русского языка и литературы в старших классах той же школы, в период с ----------- до ухода на пенсию ----------- – воспитателемКамлюковской средней школы.

В соответствии со статьей 55 ФЗ РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в сельской местности пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от ----------- N 761н, должности учителя и воспитателя отнесены к должностям педагогических работников, в связи с чем льгота, установленная статьей 55 ФЗ «Об образовании» распространяется на Хашхожеву К.И.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ----------- N 375-О, введенный в действие с ----------- Жилищный кодексРФ в отличие от утратившего силу Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в части 1 его статьи 160 говорится только о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

При этом, согласно статье 8 ФЗ от ----------- N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, федеральный законодатель, установив в статье 55 ФЗ «Об образовании» для педагогических работников сельской местности льготу на бесплатное жилье с бесплатным отоплением и освещением, предоставил субъектам РФ на местах право изменить порядок ее предоставления путем замены на денежную компенсацию, указав, что до принятия соответствующих нормативных актов, сохраняется прежний натуральный порядок предоставления льготы.

Нормативно-правовым актом Кабардино-Балкарской республики, в соответствии с которым натуральный порядок предоставления даннойльготы был изменен на денежную компенсацию являетсяЗакон Кабардино-Балкарской Республики от ----------- N 44-РЗ, в соответствии с которым были внесены изменения в статью 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» и статью 46 Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об образовании».

В частности статья 10 Закона КБР от ----------- ------------РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» была дополнена частью 4 следующего содержания:

«4. Специалистам учреждений образования, проживающим и работающим в сельской местности, а также в поселках городского типа, имеющим в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предоставляется ежемесячная денежная компенсация в полном размере расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением. Право на получение ежемесячной денежной компенсации сохраняется за указанными специалистами, проживающими в сельской местности, после ухода на пенсию, если они проработали в сельской местности не менее 10 лет.»

Часть 1 статьи 46 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ----------- N 4-РЗ «Об образовании» была изложена в следующем виде:

«1. Педагогические работники Кабардино-Балкарской Республики в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) пользуются правом на бесплатную жилищную площадь с отоплением и освещением посредством предоставления им ежемесячной денежной компенсации в полном размере расходов на указанные цели. Эти льготы сохраняются также за педагогическим работником образовательного учреждения, проживающим в сельской местности после ухода на пенсию, если он проработал в сельском образовательном учреждении не менее 10 лет.

Предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам сельских образовательных учреждений осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Кабардино-Балкарской Республики.»

В соответствии со статьей 3 Закона КБР от ----------- N 44-РЗ, которым были внесены перечисленные выше изменения, он вступал в законную силу с -----------, однако, действие данного документа было приостановлено на период с 1 января по ----------- пунктом 13 части первой статьи 19 Закона КБР от ----------- N 71-РЗ.

В последующем, Законом КБР от ----------- N 40-РЗ пункт 13 статьи 19 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ----------- N 71-РЗ, приостанавливавший вступление в законную силу изложенных выше изменений, был признан утратившим силу.

Таким образом, Закон КБР от ----------- N 44-РЗ, которым в статью 10 Закона КБР «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» и статью 46 Закона КБР «Об образовании», были внесены изменения, устанавливающие выплату педагогическим работникам сельской местности денежных компенсаций взамен льготы в натуральном виде, начал действовать только с -----------

До указанного времени, действовавшее законодательство КБР не предусматривало денежной компенсации по льготе, установленной статьей 55 ФЗ «Об образовании», то есть указанная льгота не была монетизирована и ее действие сохранялось в натуральном виде.

Довод ответчика о том, что пунктом 2 статьи 10 Закона КБР ------------РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» (в недействующей редакции Законов КБР от ----------- N 20-РЗ, от ----------- N 87-РЗ) в Кабардино-Балкарской республике была установлена денежная компенсация по данной льготе, является необоснованным.

До внесения Законом КБР от ----------- N 44-РЗ изменений в статью 10 Закона КБР ------------РЗ, она действительно (в предыдущей редакции Законов КБР от ----------- N 20-РЗ, от ----------- N 87-РЗ)устанавливала для специалистов учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, образования, культуры, государственной ветеринарной службы, физической культуры и спорта, проживающих и работающих в сельской местности единую меру государственной социальной поддержки в видебесплатного получения жилой площади и ежемесячной денежной выплаты в размере 300 рублей.

Однако, в данной правовой норме, установившей ежемесячную денежную выплату в сумме 300 рублей, не содержалось никаких сведений о том, что она являлась денежной компенсацией за льготу, установленную статьей 55 ФЗ «Об образовании», не было никаких сведений о том, что она предоставлялась именно в целях погашения расходов на отопление и освещение.Кроме того, данная выплата, носила фиксированный характер, в связи с чем, не могла являться альтернативой льготе, установленной статьей 55 ФЗ «Об образовании», которая не предусматривала каких-либо ограничений по ее применению в количественном выражении.Также, указанная мера социальной поддержки распространялась не только на педагогических работников сельской местности, но и на работников здравоохранения социального обслуживания, культуры, государственной ветеринарной службы, физической культуры и спорта. Кроме того, в пункте 2 Постановления Правительства КБР от ----------- N 108-ПП(ред. от -----------) «Об осуществлении единовременной денежной выплаты специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа», которым был регламентирован порядок получения ЕДВ в размере 300 рублей, было указано, что данная льгота является дополнительной мерой социальной поддержки к мерам, предусмотренным абзацем3 части 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании» и статьей 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике».

Таким образом, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в размере 300 рублей, которая была предусмотрена статьей 10 Закона КБР ------------РЗ до внесения в нее изменений Законом КБР от ----------- N 44-РЗ, то есть до-----------, не являлась денежной заменой льготе, установленной статьей 55 ФЗ «Об образовании», а была дополнительной мерой социальной поддержки педагогических работников сельской местности, установленной субъектом РФ самостоятельно.

Поскольку льгота, установленная статьей 55 ФЗ «Об образовании» была заменена денежной компенсацией только с -----------, начисление истцу до указанного времени задолженности за газ, включающей норматив потребления за отопление, является необоснованным.

Согласно расчетам ответчика, отраженным в выписке из лицевого счета ----------- от -----------, в период с ----------- по ----------- истцу начислено к оплате по нормативам потребления -----------., а оплачено истцом ----------- рублей. Задолженность ответчиказа период с ----------- по ----------- с учетом всех произведенных им платежей, по данным истца составляла -----------.

Начисление производилось ответчиком по нормативам исходя из размера отапливаемой площади ----------- кв.м., количества проживающих – ----------- человек, наличия одного газового отопительного прибора, одной газовой плиты для приготовления пищи иотсутствия водонагревателя, что не оспаривалось сторонами и подтверждается актом инвентаризации от -----------

Однако, поскольку Хашхожева К.И. в силу статьи 55 ФЗ «Об образовании», до ----------- имела льготу в натуральном виде, освобождающую ее от оплаты объемов газа, израсходованных на отопление,при исчислении ее задолженности по лицевому счету, не должны были учитываться нормативы потребления газа на отопление. Начислению подлежали только суммы, рассчитанные исходя из нормативов потребления одной газовой плиты, используемой для приготовления пищи при отсутствии водонагревательных приборов.

В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства РФ от ----------- N 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», Постановлением Правительства КБР от ----------- N 16-ПП,норматив потребления газа для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения для Кабардино-Балкарской республики установлен в размере ----------- куб. м. в месяц на человека.

Таким образом, ежемесячный норматив потребления, подлежавший начислению Хашхожевой И.К. равен ----------- куб.м. исходя из количества проживающих – ----------- человек (----------- куб.м. Х ----------- человек=----------- куб.м).

В период с -----------по -----------г. ценагаза за ----------- куб.м., была установлена нормативными актами в следующих размерах:

1. Постановлением Региональной энергетической комиссии КБР от ----------- ----------- цена за 1 куб.м. с ----------- по ----------- установленав размере -----------.;

2. ПостановлениемРегиональной энергетической комиссии КБРот ----------- ----------- цена за 1 куб.м. с ----------- по ----------- установлена в размере -----------.;

3. ПостановлениемРегиональной энергетической комиссии КБР от ----------- ----------- цена за 1 куб.м установлена в размере -----------

- с ----------- по ----------- в размере -----------

- с ----------- по ----------- в размере -----------

- с ----------- по----------- в размере -----------.;

- с ----------- по ----------- в размере -----------.

4. Постановлением Государственного комитета по тарифам по КБР от ----------- ----------- цена на газ за 1 куб.м. установлена:

с ----------- по ----------- в размере -----------.,

с ----------- –в размере -----------

Таким образом, стоимость газа, подлежавшая начислению Хашхожевой К.И. на ----------- куб. м. в месяц за период с ----------- по -----------, составилав общей сумме ----------- рублей ----------- коп, в том числе:

- за период с ----------- по ----------- - -----------

- за период с ----------- по ----------- - -----------

- за период с ----------- по ----------- - -----------

- за период с ----------- по ----------- - -----------

- за период с ----------- по ----------- - -----------

- за период с ----------- по ----------- - -----------

- за период с ----------- по ----------- - -----------

- за период с ----------- по ----------- - -----------

Однако, как следует из выписки из лицевого счета -----------, за период с ----------- по ----------- истцу была начислена к оплате за поставку газа сумма в размере -----------., хотя фактически Хашхожева К.И. должна была оплатить -----------. Разница в сумме -----------была начислена к оплате ответчиком на лицевом счете Хашхожевой К.И. ----------- необоснованно, в связи с чем указанная сумма подлежит исключению.

По дальнейшим расчетам, имевшим место с ----------- по август 2011 года, спор между сторонами отсутствует. После августа 2011 года начисление не производилось, так как согласно акту от ----------- домовладение истца было отключено от газоснабжения.

Из выписки по лицевому счету ----------- за период с ----------- по август 2011 года включительно следует, что по расчетам ответчика размер задолженности Хашхожевой К.И. на момент отключения газа, составил, с учетом всех произведенных платежей и перерасчетов, -----------

Однако, как указано выше, на лицевом счете Хашхожевой К.И. по состоянию на ----------- была необоснованно начислена к оплате сумма в размере ----------- которая не подлежала оплате Хашхожевой К.И. по причине наличия у нее соответствующей льготы. Без учета указанной суммы, на момент отключения газоснабжения, у Хашхожевой К.И. фактически отсутствовала задолженность перед ответчиком за поставку газа, более того, имела место переплата в сумме -----------

В соответствии с подпунктом «в» пункта 45 Постановления Правительства РФ от ----------- N 549 (в ред. от -----------) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 3 расчетных периодов подряд.

Судом установлено, что на момент прекращения поставки газа Хашхожевой К.И., у последней отсутствовала задолженность по оплате газа, следовательно, отключение газа было произведено ответчиком необоснованно, в связи с чем, ответчик обязан возобновить подачу газа истцу.

В соответствии с частью 1 статьи103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

Согласно абзацу 7 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального района по нормативу 100%.

Поскольку истец, в силупункта 4 части 2 статьи 333.36 НК РФ, был освобожден от уплаты государственной пошлины в сумме ----------- указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета Зольского муниципального района КБР.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

- обязать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» произвести перерасчет суммы задолженности Хашхожева К.И., исключив сумму в размере -----------

- обязать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» возобновитьпоставку газа Хашхожева К.И. домовладении по адресу: --------

- взыскать с ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в доход бюджета Зольского муниципального района КБР государственную пошлину в сумме -----------.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Зольский районный суд КБР в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено -----------.

Судья Зольского

районного суда КБР З.М. Ошхунов

Согласовано З.М. Ошхунов