Решение от 26 января 2012 года



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.п. Залукокоаже 26 января 2012 года

Судья Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Махов Р.Ш.,

при секретаре Ашракаевой М.Б.,

с участием: помощника прокурора Зольского района КБР – Бжамбеева З.А.,

представителя Совета местного самоуправления Зольского муниципального района КБР – Абукова Э.З., согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Зольского района КБР, в интересах Кабардино-Балкарской Республики, к Совету местного самоуправления Зольского муниципального района КБР, о признании бездействия Совета местного самоуправления Зольского муниципального района КБР по непринятию мер финансового сопровождения муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма на 2011-2012 годы» незаконным и возложении обязанности на Совет местного самоуправления Зольского муниципального района КБР предусмотреть в бюджете местной администрации Зольского муниципального района КБР, объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы на 2012 год в сумме <данные изъяты> рублей,

установил:

Прокурор Зольского района КБР обратился в суд, в интересах Кабардино-Балкарской Республики, к Совету местного самоуправления Зольского муниципального района КБР с исковым заявлением о признании бездействия Совета местного самоуправления Зольского муниципального района КБР по непринятию мер финансового сопровождения муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма на 2011-2012 годы» незаконным и возложении обязанности на Совет местного самоуправления Зольского муниципального района КБР предусмотреть в бюджете местной администрации Зольского муниципального района КБР, объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы на 2012 год в сумме <данные изъяты> рублей.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой Зольского района проведена проверка исполнения законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных на реализацию долгосрочных целевых программ профилактики экстремизма и терроризма органами местного самоуправления района.

В соответствии с положениями Федеральных законов от 16.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» и от 14.07.2002г. №114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности», на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по осуществлению деятельности направленной на профилактику экстремистской и террористической деятельности, ликвидации и минимизации последствий проявления подобной деятельности.

Для решения вышеобозначенных задач ДД.ММ.ГГГГ. принято решение Совета местного самоуправления Зольского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Зольском муниципальном районе КБР» на 2010-2012 годы».

Согласно ч.1 ст.179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), в том числе, реализуются за счет средств местного бюджета, утверждаются, соответственно, местной администрацией муниципального образования.

В целях обеспечения снижения уровня террористического и экстремистского воздействия в районе, достижения задач программы запланировано проведение мероприятий, направленных на противостояние терроризму и экстремизму.

Данная программа предполагает обеспечение защиты личности и общества от терроризма и экстремизма, предупреждение, выявление и пресечение террористической и экстремисткой деятельности и минимизации их последствий, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической и экстремисткой деятельности, в пределах полномочий Зольского муниципального района, формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения.

Задачами программы являются: недопущение совершения в Зольском муниципальном районе террористических актов и экстремистских проявлений; совершенствование организационных и правовых антитеррористических мер; создание районной системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности, а также предупреждение террористических и экстремистских проявлений; укрепление технической защищенности особо важных объектов, объектов повышенной опасности, а также объектов с массовым пребыванием людей, обеспечение проведения комплексных мероприятий, направленных на выявление лиц, причастных к террористическим организациям и пресечение их деятельности; разработка и адаптация к условиям Зольского муниципального района системы учебных программ по вопросам толерантности для всех ступеней и форм образования; разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально - политической ситуации, оценки рисков и последствии деструктивных процессов в обществе; разработка и адаптация к условиям Зольского муниципального района методической и нормативной базы области профилактики экстремизма, развития в социальной практике норм толерантного сознания и поведения; реализация комплекса мер по поддержанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.

Также в данной программе заложены основные мероприятия в частности: организационные и правовые меры, мероприятия по совершенствованию межведомственного взаимодействия; антитеррористический мониторинг, мониторинг антитеррористических угроз, антитеррористических и антиэкстремистских мер; совершенствование организации деятельности по профилактике терроризма и экстремизма, предупреждению террористических актов в Зольском муниципальном районе, формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Зольском муниципальном районе; информационно- пропагандистское обеспечение антитеррористической и антиэкстремисткой политики, государственная поддержка деятельности общественных объединений созданных в целях профилактики экстремизма.

Источником финансирования Программы является районный бюджет Зольского муниципального района.

Прогнозируемый объем средств на реализации Программы <данные изъяты>. рублей (2010 г. - <данные изъяты>., 2011г. - <данные изъяты>. руб., 2012г.- <данные изъяты>. руб.).

В соответствии с ч.1 ст.2 и ч.3 ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт является обязательным для исполнения на территории муниципального образования и соответственно подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Частью 2 статьи 18 указанного закона установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с ч.2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

При этом, долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о соответствующем бюджете в представительный орган.

Решение совета местного самоуправления Зольского муниципального района о бюджете на 2011г, принято ДД.ММ.ГГГГ, в то время как, муниципальная долгосрочная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма в районе на 2010-2012 годы» утверждена решением совета местного самоуправления района от ДД.ММ.ГГГГ., то есть в течение финансового года, в ходе которого предполагается реализация данной программы.

Таким образом, в ведомственной структуре расходов бюджета местной администрации Зольского муниципального района, прогнозируемые бюджетные ассигнования не нашли отражения, что препятствует исполнению районного муниципального правового акта и полномочий муниципального образования на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального образования.

Мероприятия муниципальной программы, имеющие затратный характер ни в 2010г. ни в 2011 г. не профинансированы и не реализованы.

Согласно ч.1 ст.9 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст.15 Федерального закона РФ №131-Ф3, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, в том числе, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 35 указанного Федерального закона, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также внесение в него в течение соответствующего финансового года изменений и дополнений.

Данные полномочия в целях реализации муниципальной программы представительным органом также не исполнены.

В связи с вышеизложенным, в адрес главы администрации Зольского муниципального района КБР и председателя Совета местного самоуправления Зольского муниципального района КБР были направлены информационные письма о расходовании бюджетных средств. Согласно ответу местная администрация Зольского муниципального района КБР, ссылается на ограниченные возможности районного бюджета профинансировать данную программу, и соответствующие корректировки будут внесены на очередной сессии районного Совета местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы местной администрации Зольского муниципального района был направлен запрос о предоставлении информации о денежных средствах запланированные на реализацию Программы за 2011 г., а также с указанием сумм реально выделенных и освоенных, с указанием кода бюджетной классификации.

Согласно ответу местной администраций Зольского муниципального района КБР на реализацию указанной муниципальной программы выделено и освоено <данные изъяты> рублей, на оснащение местной администрации Зольского муниципального района техническими средствами безопасности.

В ходе дополнительной проверки установлено, что данные денежные средства были выделены не на реализацию Программы, а на ремонт здания местной администрации Зольского муниципального района КБР.

Практика борьбы с терроризмом и экстремизмом требует консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных движений и всех граждан. Коренного перелома в решении вопросов профилактики терроризма и экстремизма можно добиться только путем комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, что позволит обеспечить должную целеустремленность, организованность, наступательность и последовательность мер по профилактике терроризма и экстремизма, адекватную оценку их эффективности и контроль за результатами.

Неприятие мер по обеспечению безопасности граждан создает предпосылки для совершения террористических актов, последствиями которых могут быть массовая гибель людей и уничтожения имущества.

Невыполнение вышеуказанных требований федерального

законодательства может способствовать возникновению условий для проявлений негативных явлений экстремистского и террористического характера, последствия которых могут причинить вред законным интересам муниципального образования, здоровью и жизни населения муниципального района.

На основании изложенного со ссылкой на ст. 45 ГПК РФ и ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» истец просит признать бездействие Совета местного самоуправления Зольского муниципального района по не принятию мер финансового сопровождения муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма на 2011-2012 годы» незаконным и обязать Совет местного самоуправления Зольского муниципального района КБР предусмотреть в составе ведомственной структуры расходов бюджета местной администрации Зольского муниципального района КБР, объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы на 2012 год в сумме <данные изъяты>. рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Зольского района КБР Бжамбеев З.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель Совета местного самоуправления Зольского муниципального района КБР – Абуков Э.З., в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что на реализацию программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Зольском муниципальном районе КБР» в бюджет не были заложены денежные средства в связи с тем, что при разработке данной программы не было соответствующего кода бюджетной классификации.

Выслушав стороны и, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Прокурор согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно районной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Зольском муниципальном районе КБР на 2010-2012 годы», утвержденного решением Совета местного самоуправления Зольского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ разработанного на основании республиканской целевой программы в Кабардино-Балкарской Республике на 2010-2012 годы, прогнозируемый объем финансирования на реализацию программы составляет <данные изъяты> рублей, в том числе в 2010 году – <данные изъяты> руб., 2011 году – <данные изъяты> руб. и 2012 году – <данные изъяты> руб.

В соответствии с п.42 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденного Президентом РФ 05.10.2009г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Целью и задачами данной программы являются: обеспечение защиты личности и общества от терроризма и экстремизма; предупреждение, выявление и пресечение террористической и экстремистской деятельности и минимизация их последствий; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической и экстремистской деятельности; формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения; недопущение совершения в Зольском муниципальном районе террористических актов и экстремистских проявлений; совершенствование организационных и правовых антитеррористических мер; создание районной системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности, а также предупреждение террористических и экстремистских проявлений; укрепление технической защищенности особо важных объектов, объектов повышенной опасности, а также объектов с массовым пребыванием людей, обеспечение проведения комплексных мероприятий, направленных на выявление лиц, причастных к террористическим организациям и пресечение их деятельности; разработка и адаптация к условиям Зольского муниципального района системы учебных программ по вопросам толерантности для всех ступеней и форм образования; разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально - политической ситуации, оценки рисков и последствии деструктивных процессов в обществе; разработка и адаптация к условиям Зольского муниципального района методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма, развития в социальной практике норм толерантного сознания и поведения; реализация комплекса мер по поддержанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.

К вопросам местного значения муниципального района согласно ч.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль над исполнением данного бюджета; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района и др.

Из ответа на Главы местной администрации Зольского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Прокурора Зольского района КБР следует, что объем финансирования программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Зольском муниципальном районе КБР на 2010-2012 годы» составляет <данные изъяты> рублей, а ограниченные возможности районного бюджета не позволили профинансировать ее первые три квартала 2011 года. В четвертом квартале 2011 года намечается корректировка бюджета района, где будут обозначены главные распределители средств на программу.

В соответствии с ч.1 ст.9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.

Согласно ответу Главы местной администрации Зольского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Прокурора Зольского района КБР, на реализацию районной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Зольском муниципальном районе КБР на 2010-2012 годы» предусмотрено <данные изъяты> рублей, а в соответствии с основными программными мероприятиями районной целевой программы в период с 2010-2011г.г., на мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма в Зольском муниципальном районе освоено денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006г. "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно статье 5 Федерального закона №114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности», в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Таким образом, судом установлено, что Совет местного самоуправления Зольского муниципального района не принял мер по реализации районной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Зольском муниципальном районе КБР на 2010-2012 годы», что не оспаривалось и было подтверждено представителем ответчика.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора Зольского района КБР, поданное в интересах Кабардино-Балкарской Республики, к Совету местного самоуправления Зольского муниципального района КБР, о признании бездействия Совета местного самоуправления Зольского муниципального района КБР по непринятию мер финансового сопровождения муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма на 2011-2012 годы» незаконным и возложении обязанности на Совет местного самоуправления Зольского муниципального района КБР предусмотреть в бюджете местной администрации Зольского муниципального района КБР, объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы на 2012 год в сумме <данные изъяты> рублей, необходимо удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.45, 255, 258 ГПК РФ, ст.ст.9 ч.1, 15, 18, ч.2 ст.179 БК РФ, суд

решил:

Признать бездействие Совета местного самоуправления Зольского муниципального района КБР по непринятию мер финансового сопровождения муниципальной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма на 2011-2012 годы» незаконным.

Обязать Совет местного самоуправления Зольского муниципального района КБР предусмотреть в составе ведомственной структуры расходов бюджета местной администрации Зольского муниципального района КБР, объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы на 2012 год в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения через Зольский районный суд КБР.

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2012 года.

Судья Зольского

районного суда КБР Р.Ш. Махов