Решение от 08.02.2012 года



Дело 2-42/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.п. Залукокоаже 08 февраля 2012 года

Судья Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,

при секретаре Думанове А.А.,

с участием: помощника прокурора Зольского района КБР – Нырова Ш.М.,

представителей ответчиков:

местной администрации Зольского муниципального района КБР – Абукова Э.З., действующего на основании доверенности за -------- от ---------

директора МОУ «ООШ №2 имени Г.А. Лигидова» - Маргушевой Ф.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зольского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная образовательная школа №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково и Местной администрации Зольского муниципального района КБР о признании бездействия директора МОУ «ООШ №2 имени Г.А. Лигидова» с.п. Сармаково и местной администрации Зольского муниципального района КБР не соответствующим требованиям законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности соблюдать требования законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Зольского района КБР обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия директора Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная образовательная школа №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково и местной администрации Зольского муниципального района КБР не соответствующим требованиям законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности к неукоснительному соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, путем направления финансирования в требуемом объеме на проведение мероприятий на противопожарную безопасность населения района и привести систему оповещения людей о пожаре и других ЧС, автоматическую пожарную сигнализацию в исправное состояние, произвести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом, пути эвакуации отделать негорючими материалами.

В обоснование своих требований истец указывает, что во исполнение п. 4.4 решения оперативного совещания при Генеральном прокуроре РФ от --------- «Об итогах работы органов прокуратуры субъектов РФ Северо-Кавказского и Южного федерального округов по укреплению законности и правопорядка за первое полугодие 2011 года» а также п.8 решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов КБР от ---------, прокуратурой района проведена проверка состояния антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объектов особой важности, жизнеобеспечения, с массовым пребыванием граждан и опасных производственных объектов.

В ходе проведенной совместной проверки с ОГПН ГУ МЧС России по КБР в Зольском районе в июле текущего года в 12 образовательных учреждениях выявлены нарушения требований Федерального закона от --------- №69-ФЗ «О пожарной безопасности», в связи с чем, в отношении директоров образовательных учреждений района были возбуждены административные производства, по результатам которых, все они привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Во исполнение задания, прокуратурой района с привлечением ОГПН ГУ МЧС России по КБР в Зольском районе в МОУ «ООШ №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района КБР, проведена контрольная проверка соблюдения требований Федерального закона от --------- №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

По результатам проверки установлено, что в МОУ «ООШ №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района КБР система оповещения людей о пожаре и других ЧС и автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, пути эвакуации отделаны горючими материалами.

По результатам ранее проведенных проверок, прокурором района в адрес директора МОУ «ООШ №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района КБР неоднократно вносились представления об устранении нарушения пожарной безопасности.

Кроме того, --------- возбуждено административное производство по результатам которого, директор привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа.

Однако, несмотря на это, указанные нарушения требований закона продолжают иметь место из-за отсутствия финансирования по данному вопросу, о чем свидетельствуют повторно проведенные проверки.

Имущество муниципальных учреждений образования Зольского района находится на балансе местной администрации Зольского муниципального района и в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от --------- ---------Ф3 полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся на балансе, возложены на администрацию района.

Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от --------- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, местной администрацией Зольского муниципального района КБР до настоящего времени меры по устранению нарушений требований закона не приняты.

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от --------- -------- «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ч.7 ст. 51 вышеуказанного закона, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Также, согласно ст. 37 Федерального закона от --------- № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Кроме того, в соответствии с указанной выше статьей, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно Устава образовательного учреждения, Учредителем МОУ «ООШ №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района КБР является местная администрация Зольского муниципального района КБР.

Согласно п. 6.2 Устава, источником формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются: собственные средства Учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, средства полученные от родителей, за предоставление обучающимся дополнительных платных услуг, добровольное пожертвование физических и юридических лиц и т.д.

Согласно п. 5.10 Устава, к компетенции Учредителя относятся установление исходных данных планирования финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, утверждение сметы расходов и т.д.

Согласно ст. 2 Федерального закона от --------- № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму в РФ являются: приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждение терроризма и др.

Таким образом, МОУ «ООШ №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района КБР как не исполняющей в полном объеме требований пожарной безопасности нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение их противопожарной безопасности при работе в образовательных учреждениях района, а также при их посещении гражданами.

Указанные нарушения создают реальную угрозу безопасности учащихся при экстренной эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

На основании изложенного со ссылкой на ст. 45 ГПК РФ, ст. 14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст.ст. 254, 255 ГПК РФ истец просит признать бездействие директора Муниципального общеобразовательного учреждения ««Основная образовательная школа №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково и местной администрации Зольского муниципального района КБР не соответствующим требованиям законодательства о пожарной безопасности и обязать ответчиков к неукоснительному соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, путем направления финансирования в требуемом объеме на проведение мероприятий на противопожарную безопасность населения района и привести систему оповещения людей о пожаре и других ЧС, автоматическую пожарную сигнализацию в исправное состояние, произвести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом, пути эвакуации отделать негорючими материалами.

В судебном заседании помощник прокурора Зольского района КБР Ныров Ш.М. уточнил исковые требования и просил суд:

- признать незаконным бездействие Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная образовательная школа №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково и местной администрации Зольского муниципального района КБР, выразившееся в неприведении здания МОУ «ООШ № 2 имени Г.А. Лигидова», расположенного по адресу: --------- в соответствие с требованиям законодательства о пожарной безопасности;

- возложить на МОУ «Основная образовательная школа №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района и местную администрацию Зольского муниципального района КБР обязанность по приведению здания МОУ «ООШ № 2 имени Г.А. Лигидова» расположенное по адресу: --------- в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- привести систему оповещения людей о пожаре и других ЧС в исправное состояние;

- привести автоматическую пожарную сигнализацию в исправное состояние;

- произвести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом;

- пути эвакуации отделать негорючими материалами.

Представитель местной администрации Зольского района КБР – Абуков Э.З. в судебном заседании требования прокурора признал, полагая их законными и обоснованными. При этом пояснил, что мероприятия по противопожарной безопасности не проведены, в связи с отсутствием финансирования, которое ожидается в рамках республиканской целевой программы «Пожарная безопасность объектов социальной сферы КБР на 2007-2012 годы», утвержденной Законом Кабардино-Балкарской Республики от 05.02.2008 N 7-РЗ

В судебном заседании директор МОУ «Основная образовательная школа №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района – Маргушева Ф.М., признала заявленные требования прокурора и пояснила суду, что выявленные нарушения будут устранятся по мере поступления финансирования в кратчайшие сроки.

Выслушав пояснения помощника прокурора, директора МОУ «ООШ № 2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково и представителя администрации Зольского муниципального района КБР, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Прокурор согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от --------- «О пожарной безопасности» соблюдение требований пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты является обязанностью руководителя организации, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 вышеназванного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 1, 7 ст. 51 Федерального закона от --------- № 3266-1-ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, является полномочиями органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от --------- № 3266- 1-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относят материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно п. 6.2 Устава, источником формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения «ООШ № 2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково являются: собственные средства Учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, средства полученные от родителей, за предоставление обучающимся дополнительных платных услуг, добровольное пожертвование физических и юридических лиц и т.д.

Часть 8 ст. 41 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Как следует из материалов дела, а именно: п. 1.5. Устава МОУ «ООШ № 2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района, образовательное учреждение является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет.

Учредителем МОУ «ООШ № 2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково является местная администрация Зольского муниципального района, что подтверждается п. 1.3. Устава МОУ «ООШ № 2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района.

В силу п. 6.1. Устава МОУ «ООШ № 2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково пользуется имуществом собственника на правах оперативного управления на основе договора.

Согласно п. 34 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от --------- -------- (далее по тексту Правила), противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

В силу п. 102 вышеуказанных Правил, системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.).

Между тем, из копии справки начальника ОГПН по Зольскому району ГУ МЧС России составленной по результатам проведенных внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на объектах образования Зольского района КБР установлено, что в здании МОУ «ООШ №2 имени Г.А. Лигидова» с.п. Сармаково система оповещения о пожаре и других ЧС и автоматическая пожарная сигнализация находятся в неисправном состоянии, деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, пути эвакуации отделаны горючими материалами.

Так же имеющиеся нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании МОУ «ООШ №2 имени Г.А. Лигидова» с.п. Сармаково подтверждаются административным материалом, составленным ОГПН по Зольскому району ГУ МЧС России, согласно которому директор МОУ «ООШ №2 имени Г.А. Лигидова» с.п. Сармаково Маргушева Ф.М. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Таким образом, в ходе судебного заседания судом установлено, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности нарушают права воспитанников МОУ «ООШ №2 имени Г.А. Лигидова» с.п. Сармаково, персонала, родителей, иных законных представителей, посещающих территорию МОУ ООШ, то есть неопределенного круга лиц на гарантированную охрану и укрепление здоровья.

Суд приходит к выводу, что соблюдение законодательства о пожарной безопасности в здании МОУ «ООШ №2 имени Г.А. Лигидова» с.п. Сармаково, расположенном по адресу: КБР, Зольский район, с.п. Сармаково, ул. Ленина, 199, является обязанностью как местной администрации Зольского муниципального района КБР, так и МОУ «ООШ №2 имени Г.А. Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района КБР.

С учетом вышеуказанных установленных обстоятельств дела, суд полагает, что требование прокурора Зольского района о признании бездействия Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная образовательная школа № 2 имени Г.А. Лигидова» с.п. Сармаково и местной администрации Зольского муниципального района КБР не соответствующим требованиям законодательства о пожарной безопасности, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

По этим же основаниям подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении обязанности на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная образовательная школа № 2 имени Г.А. Лигидова» с.п. Сармаково и местную администрацию Зольского муниципального района КБР привести здание МОУ «ООШ № 2 имени Г.А. Лигидова», расположенное по адресу: КБР, Зольский район, с.--------- в соответствие с требованиями противопожарной безопасности: привести в исправное состояние систему оповещения людей о пожаре и других ЧС, привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию, произвести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом, пути эвакуации отделать негорючими материалами.

По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом принципа разумности, принимая во внимание необходимость соблюдения ответчиками норм бюджетного законодательства и требований законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по проведению работ, указанных в резолютивной части решения, в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Зольского района КБР к МОУ Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная образовательная школа №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района и местной администрации Зольского муниципального района КБР удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная образовательная школа №2 имени Галима Абубекировича Лигидова» с.п. Сармаково и местной администрации Зольского муниципального района КБР, выразившееся в неприведении здания МОУ «ООШ № 2 имени Г.А. Лигидова», расположенного по адресу: --------- в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности.

Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная образовательная школа №2 имени Галима Абубекира Лигидова» с.п. Сармаково Зольского муниципального района и местную администрацию Зольского муниципального района КБР обязанность в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения привести здание МОУ «ООШ № 2 имени Г.А. Лигидова» расположенное по адресу: ---------, в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- привести систему оповещения людей о пожаре и других ЧС в исправное состояние;

- привести автоматическую пожарную сигнализацию в исправное состояние;

- произвести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом;

- пути эвакуации отделать негорючими материалами.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Зольский районный суд КБР.

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2012 года.

Судья Зольского

районного суда КБР З.М. Ошхунов

Согласовано З.М. Ошхунов