Решение от 13 января 2012г.



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.п. Залукокоаже «13» января 2012 года

Судья Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,

при секретаре Батыровой Р.А.,

с участием: помощника прокурора Зольского района КБР – Карданова В.Т.,

гр. Хашкулова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской республики в интересах Хашкулова А.Р. к администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики и Правительству Кабардино-Балкарской республики о возложении обязанности на Правительство Кабардино-Балкарской республики и администрацию Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики выделить жилое помещение Хашкулова А.Р. ---------- г.р. по договору социального найма для проживания,

установил:

Прокурор Зольского района Кабардино-Балкарской республики (далее по тексту Прокурор) обратился в интересах Хашкулова А.Р. с исковым заявлением к местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики и Правительству Кабардино-Балкарской республики (далее по тексту Правительство), в котором просил обязать ответчиков выделить жилое помещение Хашкулова А.Р. ---------- г.р. по договору социального найма для проживания в пределах с.п. Сармаково Зольского района Кабардино-Балкарской республики.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле привлечены Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской республики и Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Исковые требования Прокурора мотивированы следующими основаниями.

По заявлению Хашкулова А.Х., прокуратурой Зольского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые не имеют закрепленного жилого помещения.

В ходе данной проверки установлено, что Хашкулова А.Р., ---------- г.р. состоит на регистрационном учёте на льготное получение жилья в администрации сельского поселения Сармаково Зольского муниципального района КБР, на основании решения сессии -------- от ----------, как входящая в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за --------.

На основании части 1 статьи 52, части 7 статьи 57, пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от ---------- №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Кабардино-Балкарской республики от ---------- ---------ПП, Прокурор просил возложить на ответчиков обязанность по предоставлению жилого помещения для проживания лицу, в чьих интересах подан иск.

Право на обращение в суд в интересах указанного лица Прокурор обосновал ссылкой на статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона от ---------- №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании помощник прокурора Карданов В.Т. поддержал иск полностью и просил обязать ответчиков выделить жилое помещение в пределах сельского поселения Сармаково Зольского района Кабардино-Балкарской республики.

Хашкулова А.Р. также просила удовлетворить исковые требования.

Правительство КБР, местная администрация Зольского муниципального района КБР, Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской республики и Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии представителей указанных третьих лиц.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд установил.

Заявлением от ---------- на имя прокурора Зольского района КБР подтверждается факт обращения --------, действующего в интересах своих подопечных Хашкуловой А.Р. и -------- в прокуратуру Зольского района с просьбой разобраться в ситуации с предоставлением им жилья, как входящим в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении --------, выданному ---------- (повторно), Хашкулова А.Р. родилась ---------- в с. Сармаково Зольского района КБР.

Отцом в свидетельстве о рождении указан ---------, а матерью --------.

Из свидетельства о смерти --------, выданного ---------- следует, что мать Хашкуловой А.Р. – -------- умерла ----------.

Из свидетельства о смерти -------- выданного ---------- следует, что отец Хашкуловой А.Р. – --------- умер ----------.

В соответствии со статьей 1 Закона №159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Поскольку родители Хашкуловой А.Р. умерли до достижения ею возраста восемнадцати лет, она подпадает под определение лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из копии списка совершеннолетних граждан и граждан, достигших 17-летнего возраста из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья при органах местного самоуправления Зольского муниципального района КБР по состоянию на ---------- следует, что Хашкулова А.Р. состоит на учёте для получения жилья (под порядковым --------).

В соответствии со статьей 1 Закона №159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Исходя из пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное получение жилья по договору социального найма возникает у лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после прекращения опеки (попечительства).

Согласно постановлению главы администрации Зольского района от ---------- --------, --------- назначен опекуном над несовершеннолетними Хашкуловой А.Р., --------., --------, -------- г.р., --------, -------- г.р.

В силу части 2 статьи 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом, после чего, согласно части 3 указанной нормы, попечительство прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.

Хашкулова А.Р. достигла возраста восемнадцати лет ---------- после чего попечительство над ней прекратилось, следовательно, в силу пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, с этого момента у нее возникло право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

По смыслу абзаца 2 части 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ, правом на получение жилого помещения обладают дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним -------- от ----------, а также справки филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по КБР №Ф-07/06-213 от ----------, выданным на имя Хашкуловой А.Р., за последней не числится какая-либо жилая площадь.

Справкой выданной администрацией с.п. Сармаково Зольского района КБР подтверждается, что Хашкулова А.Р. действительно не имеет на территории с.п. Сармаково домовладение и приусадебного участка на праве личного пользования.

Справкой выданной администрацией с.п. Сармаково на основании похозяйственной книги -------- лиц. счет -------- установлено, что Хашкулова А.Р. зарегистрирована по адресу: КБР, ----------, с.----------, и что совместно с ней проживают ёе братья – --------, -------- г.р. и --------, -------- г.р.

Таким образом, судом установлено, что Хашкулова А.Р. не имеет закрепленного жилого помещения и соответствует требованиям части 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ.

В силу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются только гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилье.

Часть 3 указанной нормы гласит, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Из приведенных норм следует, что жилье может быть предоставлено только лицу, поставленному на учет в качестве нуждающегося в жилье, а постановка на учет может быть произведена лишь при условии обращения с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства, в котором выражается воля лица на реализацию права на получение социального жилья.

Отсюда следует, что обязанность по предоставлению жилья возникает у государства только с момента постановки лица на учет в качестве нуждающегося, чему предшествует его заявление. Подача такого заявления и постановка на учет осуществляется в органе местного самоуправления того населенного пункта, в котором в этот момент проживает заявитель, соответственно, местом предоставления жилья является данный населенный пункт.

Хашкулова А.Р. была включена в список на получение льготного жилья в сельском поселении Сармаково Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики, что подтверждается выпиской из решения -------- сессии Совета сельского поселения Сармаково Зольского муниципального района от ----------, следовательно, жилое помещение Хашкуловой А.Р. должно быть предоставлено в границах указанного населенного пункта.

Относительно органа, на который должна быть возложена соответствующая обязанность, суд приходит к следующим выводам.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от ---------- N 250-О-П установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона по социальной поддержке детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Органы местного самоуправления Кабардино-Балкарской республики не наделены соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть путем принятия республиканского закона.

В связи с этим, в удовлетворении исковых требований к местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики надлежит отказать.

Как отмечено в приведенном выше Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ---------- N 250-О-П, обеспечение жилой площадью детей-сирот и приравненных к ним лиц является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из пунктов 2, 3 и 4 указанного Постановления ---------ПП следует, что обязанностью Министерства образования является представление в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее по тексту Министерство финансов) заявки на финансирование расходов на основании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В свою очередь, обязанностью Министерства финансов является финансирование Министерства образования в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий.

В последующем при наличии финансирования со стороны Министерства финансов, Министерство образования осуществляет финансирование бюджетов местных администраций муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, из указанного Постановления ---------ПП не следует, что именно Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской республики является государственным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской республики, обладающим достаточными полномочиями по обеспечению жильем указанных льготных категорий граждан.

Фактически функции Министерства образования сводятся к передаче заявки на финансирование в Министерство финансов, получению денежных средств и передаче их органам местного самоуправления. Указанные полномочия поставлены в зависимость от финансирования со стороны Министерства финансов, которое в свою очередь, как это указано в Постановлении ---------ПП, осуществляет это финансирование при наличии субсидий из федерального бюджета.

Таким образом, перечисленные в Постановлении ---------ПП полномочия Министерства образования явно недостаточны для исполнения судебного акта, обязывающего предоставить жилое помещение определенном лицу.

Согласно Постановлению Правительства КБР от ---------- N 156, ряд полномочий в данной сфере, в частности полномочия по формированию списков нуждающихся в жилье детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на местные администрации районов и городов, которые ежегодно должны представлять их в Республиканскую комиссию по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В свою очередь, Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, ежегодно предоставляет утвержденные сводные списки на получение жилого помещения в Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской республики для предусматривания при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской республики средств на строительство жилого фонда или приобретения жилья указанным гражданам.

Таким образом, на указанные органы также не возложена прямая обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ действующего законодательства Кабардино-Балкарской республики позволяет сделать вывод, что государственные функции в данной сфере, рассредоточены между несколькими министерствами и ведомствами Кабардино-Балкарской республики, ни одно из которых не является ответственным за конечный результат - предоставление жилья определенному лицу.

При этом, в соответствии со статьей 108 Конституции Кабардино-Балкарской республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно статье 16 Закон Кабардино-Балкарской Республики от ---------- N 5-РЗ «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики», к полномочиям Правительства Кабардино-Балкарской Республики в социальной сфере относится обеспечение реализации конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, обеспечения жильем.

В соответствии со статьей 12 указанного Закона, Правительство Кабардино-Балкарской Республики руководит работой министерств и иных республиканских органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Министерства и иные республиканские органы исполнительной власти подчиняются Правительству Кабардино-Балкарской Республики и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что единственным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской республики, безусловно обладающим достаточными полномочиями для реализации государственных обязательств в указанной сфере, и имеющим реальную возможность исполнить соответствующий судебный акт, является Правительство Кабардино-Балкарской республики, как высший орган исполнительной власти субъекта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской республики удовлетворить частично.

Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики выделить жилое помещение Хашкулова А.Р. ---------- г.р. по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в пределах сельского поселения Сармаково Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики.

В удовлетворении исковых требований Прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской республики к местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение десяти дней через Зольский районный суд Кабардино-Балкарской республики со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Зольского

районного суда КБР З.М. Ошхунов

Согласовано З.М. Ошхунов