Решение от 14 февраля 2012 года



дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.п. Залукокоаже 14 февраля 2012 года

Судья Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Махов Р.Ш.,

при секретаре Ашракаевой М.Б.,

с участием: помощника прокурора Зольского района КБР – Нырова Ш.М.,

ответчика - местной администрации Зольского муниципального района КБР – Абукова Э.З., согласно доверенности,

ответчика - МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР – Махотловой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Зольского района КБР, в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа» с.п. К. Зольского муниципального района КБР, местной администрации Зольского муниципального района КБР, о признании бездействия директора МОУ СОШ с.п. К. Зольского муниципального района КБР и местной администрации Зольского муниципального района КБР не соответствующим требованиям законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности на местную администрацию Зольского муниципального района КБР и МОУ СОШ с.п. К. Зольского муниципального района КБР к неукоснительному соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, путем направления финансирования в требуемом объеме на проведение мероприятий на противопожарную безопасность населения района и произвести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом, привести пожарный водоем в рабочее состояние, Министерство образования и науки КБР привлечено судом в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,

установил:

Прокурор Зольского района КБР обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа» с.п. К. Зольского муниципального района КБР, местной администрации Зольского муниципального района КБР, с иском о признании бездействия директора МОУ СОШ с.п. К. Зольского муниципального района КБР и местной администрации Зольского муниципального района КБР не соответствующим требованиям законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности на местную администрацию Зольского муниципального района КБР и МОУ СОШ с.п. К. Зольского муниципального района КБР к неукоснительному соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, путем направления финансирования в требуемом объеме на проведение мероприятий на противопожарную безопасность населения района и произвести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом, привести пожарный водоем в рабочее состояние.

В исковом заявлении указано, что во исполнение п. 4.4 решения оперативного совещания при Генеральном прокуроре РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы органов прокуратуры субъектов РФ Северо-Кавказского и Южного федерального округов по укреплению законности и правопорядка за первое полугодие 2011 года» а также п.8 решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов КБР от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой района проведена проверка состояния антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объектов особой важности, жизнеобеспечения, с массовым пребыванием граждан и опасных производственных объектов.

В ходе проведенной совместной проверки с ОГПН ГУ МЧС России по КБР в Зольском районе в июле текущего года в 12 образовательных учреждениях выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», в связи с чем, в отношении директоров образовательных учреждений района были возбуждены административные производства, по результатам которых, все они привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Во исполнение задания, прокуратурой района с привлечением ОГПН ГУ МЧС России по КБР в Зольском районе в МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР, проведена контрольная проверка соблюдения требований Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

По результатам проверки установлено, что в МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, пожарный водоем находится в нерабочем состоянии.

По результатам ранее проведенных проверок, прокурором района в адрес директора МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР неоднократно вносились представления об устранении нарушения пожарной безопасности.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено административное производство по результатам которого, директор МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа.

Однако, несмотря на это, указанные нарушения требований закона продолжают иметь место из-за отсутствия финансирования по данному вопросу, о чем свидетельствуют повторно проведенные проверки.

Имущество муниципальных учреждений образования Зольского района находится на балансе местной администрации Зольского муниципального района и в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся на балансе, возложены на администрацию района.

Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, местной администрацией Зольского муниципального района КБР до настоящего времени меры по устранению нарушений требований закона не приняты.

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ч.7 ст. 51 вышеуказанного закона, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Также, согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Кроме того, в соответствии с указанной выше статьей, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно Уставу образовательного учреждения, Учредителем МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР является местная администрация Зольского муниципального района КБР.

Согласно п. 6.2 Устава, источником формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются: собственные средства Учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, средства, полученные от родителей, за предоставление обучающимся дополнительных платных услуг, добровольное пожертвование физических и юридических лиц и т.д.

Согласно п. 5.12 Устава, к компетенции Учредителя относятся установление исходных данных планирования финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, утверждение сметы расходов и т.д.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму в РФ являются: приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждение терроризма и др.

Таким образом, МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР как не исполняющей в полном объеме требований пожарной безопасности нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение их противопожарной безопасности при работе в образовательных учреждениях района, а также при их посещении гражданами.

Указанные нарушения создают реальную угрозу безопасности учащихся при экстренной эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

На основании изложенного со ссылкой на ст. 45 ГПК РФ, ст. 14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст.ст. 254, 255 ГПК РФ истец просит признать бездействие директора МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР и местной администрации Зольского муниципального района КБР не соответствующим требованиям законодательства о пожарной безопасности и обязать ответчиков к неукоснительному соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, путем направления финансирования в требуемом объеме на проведение мероприятий на противопожарную безопасность населения района и произвести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом, привести пожарный водоем в рабочее состояние.

В судебном заседании помощник прокурора Зольского района КБР – Ныров Ш.М. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика местной администрации Зольского муниципального района КБР Абуков Э.З., исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что по мере изыскания средств, будут устранены недостатки по пожарной безопасности.

Директор МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР – Махотлова А.М. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и пояснила, что указанные нарушения не устраняются из-за отсутствия финансирования.

Министерство образования и науки КБР извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направило своего представителя и не просило суд рассмотреть дело без их участия.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

Выслушав стороны и, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно закону Кабардино-Балкарской Республики №129-Р3 от 30 декабря 2011 года «О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», действие Закона КБР от 05 февраля 2008 года № 7-РЗ «О республиканской целевой программе «Пожарная безопасность объектов социальной сферы КБР на 2007-2013 годы» приостановлено с 1 января по 31 декабря 2012 года.

Прокурор, согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» соблюдение требований пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты является обязанностью руководителя организации, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 вышеназванного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с ч. 1, 7 ст. 51 Федерального закона от 10 июля 1992 № 3266-1-ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, является полномочиями органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 10 июля 1992 № 3266- 1-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относят материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно п. 6.2. Устава МОУ «СОШ» с.п. К., источником формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются: собственные средства Учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, средства полученные от родителей, за предоставление обучающимся дополнительных платных услуг, добровольное пожертвование физических и юридических лиц и т.д.

Часть 8 ст. 41 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Пунктом 1.6., Устава МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР установлено, что МОУ «СОШ» с.п. К. является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет. В соответствии с п. 5.12. данного Устава, к компетенции Учредителя относятся: установление исходных данных планирования финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, утверждение сметы расходов и т.п.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц №143 от 19.12.2011 года и Уставу МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР, его учредителем является местная администрация Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно п. 34 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее по тексту Правила), противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Между тем, в соответствие с постановлением о возбуждении административного производства от ДД.ММ.ГГГГ, Прокуратурой Зольского района, совместно с отделением государственного пожарного надзора по Зольскому району, проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности в МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР, в ходе которой установлено, что в указанном учреждении, в числе прочих, деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, пожарный водоем находится в нерабочем состоянии.

Также, согласно письму начальника ОГПН по Зольскому району Главного Управления МЧС России по КБР от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенной отделением надзорной деятельности по Зольскому району ГУ МЧС России по КБР, совместно с помощником прокурора Зольского района КБР, внеплановой мероприятии по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на объектах образования Зольского района КБР установлено, что деревянные конструкции чердачного помещения МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР, не обработаны огнезащитным составом, пожарный водоем находится в нерабочем состоянии.

Таким образом, в ходе судебного заседания судом установлено, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности нарушают права воспитанников МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР, персонала, родителей, иных законных представителей, посещающих территорию МОУ СОШ, то есть неопределенного круга лиц на гарантированную охрану и укрепление здоровья.

Суд приходит к выводу, что соблюдение законодательства о пожарной безопасности в здании МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР, является обязанностью как местной администрации Зольского муниципального района КБР, так и самого образовательного учреждения.

С учетом вышеуказанных установленных обстоятельств дела, суд полагает обоснованным требование прокурора о возложении обязанности на образовательное учреждение и местную администрацию Зольского муниципального района КБР привести здание образовательного учреждения в соответствие с требованиями противопожарной безопасности: произвести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом, привести пожарный водоем в рабочее состояние.

В связи с тем, что действие Закона КБР от 05 февраля 2008 года № 7-РЗ «О республиканской целевой программе «Пожарная безопасность объектов социальной сферы КБР на 2007-2013 годы» приостановлено с 1 января по 31 декабря 2012 года суд считает, что в иске к Министерству образования и науки КБР следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст.ст.254, 255, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В иске к третьему лицу – Министерству образования и науки Кабардино-Балкарской Республики отказать из-за необоснованности.

Признать бездействие директора МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР и местной администрации Зольского муниципального района КБР, не соответствующим требованиям законодательства о пожарной безопасности.

Обязать местную администрацию Зольского муниципального района КБР и МОУ «СОШ» с.п. К. Зольского муниципального района КБР к неукоснительному соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, путем направления финансирования в требуемом объеме на проведение мероприятий на противопожарную безопасность населения района, произвести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом и привести пожарный водоем в рабочее состояние.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Зольский районный суд КБР.

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2012 года.

Судья Зольского

районного суда КБР Р.Ш. Махов