Решение от 20 февраля 2012 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.п. Залукокоаже 20 февраля 2012 года

Судья Зольского районного суда КБР Ошхунов З.М.,

при секретареДуманове А.А.,

с участием:

- от истца: помощника прокурора Зольского района КБР Карданова В.Т.,

- от лиц, в чьих интересах предъявлен иск:Шидова О.С., представителя Ципинов А.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ- Ципинова Р.З.,

- от ответчиков:

представителя местной администрации Зольского муниципального района КБР Абукова Э.Х. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

- от третьих лиц:

представителя конкурсного управляющего МУП «Залукокоажское ЖКХ» Юрицина П.П. - Байчакуевой Ш.А. по доверенности от 11.01.2012г.

представителя местной администрации г.п. Залукокоаже Хашкулова Т.Х. по доверенности от 15.11.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Прокурора Зольского района КБР в интересах Шидова О.С., Ципинов А.А. к местной администрации г.п. Залукокоаже Зольского района КБР, местной администрации Зольского муниципального района КБР

установил:

Прокурор Зольского района КБР (далее по тексту Прокурор) обратился в интересах Шидова О.С. и Ципинов А.А. к местной администрации Зольского муниципального района КБР с иском, в котором просил (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, отказа от части исковых требований и уточнений от ДД.ММ.ГГГГ):

обязать местную администрацию Зольского муниципального района КБР совершить действия, направленные на исполнение обязанности по выкупу жилья в многоквартирном жилом доме по <адрес> г.<адрес> КБР, путем направления:

- Шидова О.С. проекта соглашения о выкупе квартиры, расположенной по адресу: КБР, <адрес> (адрес в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ – КБР, <адрес>)

- Ципинов А.А. проекта соглашения о выкупе квартиры, расположенную по адресу: КБР, <адрес> (адрес в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ – КБР, <адрес>)

В обоснование иска указано, что Шидова О.С. и Ципинов А.А. являются собственниками жилых помещений, расположенных в доме по <адрес>. Квартира Шидовой О.С. состоит из двух комнат с подсобным помещением общей площадью м, квартира Ципинова А.А. однокомнатная, общей площадью

Указанный дом по <адрес> был обследован ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, созданной распоряжением главы местной администрации Зольского муниципального района КБР. В результате обследования указанный дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Совет местного самоуправления городского поселения Залукокоаже Зольского муниципального района КБР решением от ДД.ММ.ГГГГ признал ветхим, аварийным и подлежащим сносу 6 жилых домов, в том числе дом по <адрес>

Межведомственная комиссия, созданная на основании Распоряжения главы местной администрации г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведенного дополнительного обследования подтвердила выводы предыдущего обследования и признала дом непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Распоряжением главы местной администрации г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района КБР от ДД.ММ.ГГГГ , финансовые средства, выделенные из федерального бюджета, были распределены на жильцов указанного дома.

Однако, исключением оказались семья Ципинова А.А. и Шидовой О.С.

Местная администрация г.п. Залукокоаже Зольского района КБР в рамках районной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда Зольского муниципального района КБР на 2007-2011 гг.» предлагала сначала в 2008 г. равнозначные жилые помещения, а после в 2009 г. денежные средства в сумме (Шидовой О.С), (Ципинову А.А.).

Вместе с тем, данные суммы были недостаточными для приобретения равнозначного жилья в пределах г.п. Залукокоаже Зольского района, а от предложенного переселения из аварийного жилья в другие жилые помещения они отказались, так как, предоставляемое жилье находилось в неудовлетворительном состоянии.

До настоящего момента данные семьи проживают по указанному адресу.

Ссылаясь на статью 32 Жилищного кодекса РФ, истец указывал, что жилые помещения, признанные аварийными и подлежащими сносу, подлежали выкупу у собственников органом местного самоуправления.

Проживание в данном доме с учетом технического износа, создает реальную угрозу безопасности жильцов в случае возникновения чрезвычайной ситуации.Изложенное является следствием ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по исполнению требований действующего законодательства, что требует незамедлительного устранения, в связи с чем, в соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурором предъявлен рассматриваемый иск по обращению граждан в защиту их интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В судебном заседании помощник прокурора Карданов В.Т. поддержал иск по изложенным в нем доводам и указал, что лицом, на котором лежит обязанность по выкупу аварийного жилья являетсяместная администрация Зольского муниципального района КБР, поскольку она обладает правом распоряжения земельным участком под ним. Кроме того, жилой дом, признанный аварийным находился на праве хозяйственного ведения на балансе у МУП «Залукокоажское ЖКХ», учредителем и собственником всего имущества которого являлась районная администрация.

Шидова О.С. и представитель Ципинова А.А. - Ципинова Р.З. поддержали исковое заявление Прокурора и просили его удовлетворить с учетом последних уточнений.

Представитель местной администрации Зольского муниципального района Абуков Э.З. признал исковые требования и пояснил, что спорный жилой дом действительно находился на балансе у МУП «Залукокоажское ЖКХ» на праве хозяйственного ведения и в собственности местной администрации Зольского муниципального района КБР, которая являлась учредителем указанного унитарного предприятия и собственником его имущества. Распоряжение земельными участками на территории Зольского муниципального района отнесено к ведению администрации Зольского муниципального района, в связи с чем, в силу статьи 32 ЖК РФ, обязанность по выкупу также лежит на ней.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации г.п. Залукокоаже Хашкулов Т.Х. пояснил суду, что спорный жилой дом никогда не находился в собственности администрации г.п. Залукокоаже, от МУП «Залукоажского ЖКХ» не передавался, администрация г.п. Залукокоаже занималась техническими вопросами переселения граждан из аварийного жилья по поручению районной администрации, но в ее обязанности это не входило. Считает надлежащим ответчиком администрацию Зольского муниципального района КБР, как собственника дома и земельного участка под ним.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, конкурсного управляющего МУП «Залуокоажское ЖКХ» - Байчакуева Ш.А., пояснила суду, что жилой дом по <адрес> не передавался арбитражному управляющему. Относительно иска, оставила его разрешение на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ Шидова О.С. является собственницей двухкомнатной квартиры общей площадью , расположенной по адресу: <адрес>

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности Ципинов А.А. является собственником однокомнатной квартиры общей площадью , расположенной по адресу: <адрес>

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ администрации г.п Залукокоаже следует, что многоквартирный жилой и в действительности является одним и тем же зданием, с расхождениями в нумерации.

Представитель администрации г.п. Залукокоаже Хашкулов Т.Х. в судебном заседании пояснил, что в <адрес> под номерами не существует многоквартирных домов, а спорные квартиры располагаются в многоквартирном доме под номером . В документах Шидовой О.С. и Ципинова А.А. указана неверная нумерация домов.

Данное обстоятельство также не оспаривалось другими участниками процесса.

Как следует из представленных материалов, прокуратурой Зольского района КБР по поручению Прокуратуры КБР была проведена проверка по обращению Шидовой О.С. и Ципиновой Р.З., поступившему ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ч.3 ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», из аппарата полномочного представителя Президента в РФ в СКФО, по вопросу выкупа принадлежащего им жилья, признанного не пригодным к проживанию и аварийным.

По смыслу части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе подать в суд заявление в защиту прав и интересов определенных граждан при их обращении за защитой нарушенных прав, свобод и законных интересовв сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

Поскольку рассматриваемый иск прокурора подан в защиту прав и интересов граждан в области жилищных отношений, связанных в выкупом аварийного жилья, признанного аварийным, непригодным и, соответственно, опасным для проживания, и нарушение этих правсвязано с угрозой жизни и здоровью граждан, данные правоотношения относятся к отношениям в сфере социальной защиты и охраны здоровья, в связи с чем, требования статьи 45 ГПК РФ при подаче иска соблюдены.

Как следует из акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ обследования технического состояния 8-ми квартирного жилого дома по <адрес> утвержденного главой местной администрации Зольского муниципального района КБР, указанный жилой дом признан непригодным для эксплуатации и подлежащим сносу.

Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (далее по тексту Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Согласно пункту 26 положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 49 положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

Как указано выше, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, созданная на основании распоряжения главы местной администрации <адрес> -Р от ДД.ММ.ГГГГ, в результате обследования 8-ми квартирного жилого дома по <адрес> в г.<адрес> пришла к выводу, что несущие конструкции данного здания находятся в аварийном состоянии, проведение капитального ремонта нецелесообразно, т.к. вложение крупных финансовых средств не может решить проблему безопасной эксплуатации здания. Дом в целом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Таким образом, многоквартирный дом по <адрес> в г.<адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем в силу пункта 10 статьи 32 ЖК РФ, указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Из справкиЗольскогоМУП «ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что многоквартирный жилой дом по <адрес>, признанный аварийным, находился на балансе у данного унитарного предприятия.

Согласно пункту1.1 Устава МУП «Залукокоажское ЖКХ», оно является правопреемником Зольского МУП «ЖКХ».

Из пункта 1.3. Устава следует, что учредителем данного предприятия является местная администрация Зольского муниципального района КБР.

Согласно пункту 3.1. Устава, а также в силу пункта 2 статьи 113 ГК РФ, имущество данного предприятия находится в собственности Зольского муниципального района КБР и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, аварийный многоквартирный жилой дом по <адрес> в г.<адрес> принадлежит муниципальному образованию - Зольский муниципальный район КБР, которое одновременно обладает правом распоряжения земельным участком, на котором расположен указанный дом, в связи с чем, в силу части 1 статьи 32 ЖК РФ, выкуп жилых помещений в указанном аварийном доме должно осуществлять данное муниципальное образование в лице его исполнительного органа - местной администрации Зольского муниципального района КБР.

Нормы части 2, 3, 4 статьи 32 ЖК РФ предусматривают определенную процедуру, предшествующую изъятию жилого помещения у собственника, которая включает в себя принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направление уведомления собственнику о предстоящем изъятии, возможность выкупа до истечения года только при наличии согласия собственника.

В соответствии с частью 6 статьи 32 ЖК РФ, выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

Часть 7 статьи 32 ЖК РФ гласит, что при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно части 8 статьи 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Таким образом, по смыслу положений статьи 32 ЖК РФ, ее нормы регламентируют порядок изъятия жилого помещения у его собственника при наличии инициативы со стороны соответствующего органа.

Однако, законом не регламентированы действия собственника в случаях, когда инициатива по изъятию путем выкупа жилого помещения в аварийном доме исходит от него самого, а не от соответствующего органа, в чьи обязанности это входит.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что требования закона, предшествующие процедуре изъятия жилого помещения, местной администрацией Зольского муниципального района КБР не выполнены.

Однако, фактически эти процедуры предусмотрены законом в целях соблюдения прав собственника жилого помещения при его изъятии путем выкупа, соответственно, невыполнение ответчиком указанных процедур, при наличии такой инициативы со стороны самого собственника, не должно влиять на его право получить выкупную цену за жилое помещение в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Как указано выше, в соответствии с частью 6 статьи 32 ЖК РФ, выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Поскольку по смыслу статьи 32 ЖК РФ, выкуп жилого помещения в аварийном доме является обязанностью соответствующего публично-правового образования в лице его органа, при осуществлении этой обязанности подлежат применению правила пункта 2 статьи 445 ГК РФ. В связи с этим, надлежащим осуществлением указанной обязанности является направление этим органом собственнику изымаемого жилого помещения оферты - проекта договора (соглашения), с указанием всех существенных условий выкупа, в частности предмета договора, выкупной цены, обязательства уплатить выкупную цену. Собственник, получивший такую оферту (проект договора) вправе течении тридцати дней ее принять либо направить протокол разногласий к проекту договора. При отклонении протокола разногласий соответствующим органом либо неполучении от него извещения о результатах рассмотрения разногласий в тридцатидневный срок, собственник вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора выкупа, на рассмотрение суда.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, местной администрацией Зольского муниципального района КБР собственникам жилых помещений Шидовой О.С. и Ципинову А.А. не направлялся проект соглашения о выкупе принадлежащих им жилых помещений с указанием существенных условий выкупа, то есть фактически, не производились действия, направленные на исполнение обязанности по выкупу жилья в аварийном доме, в связи с чем, требование о понуждении ответчика к исполнению указанной обязанности является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Зольского района КБР к местной администрации Зольского муниципального района КБР удовлетворить.

Обязать местную администрацию Зольского муниципального района КБР совершить действия, направленные на исполнение обязанности по выкупу жилья в многоквартирном жилом доме по <адрес>, путем направления:

- Шидова О.С. проекта соглашения о выкупе квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (адрес в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>)

- Ципинов А.А. проекта соглашения о выкупе квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (адрес в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ – КБР, <адрес>)

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный суд КБР через Зольский районный суд КБР.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Зольского районного суда КБР З.М. Ошхунов

Согласовано З.М. Ошхунов