Дело 2-10/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.п. Залукокоаже 30 января 2012 года Судья Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Фриева Ж.А., при секретаре Батыровой Р.А., с участием: помощника прокурора Зольского района КБР – Карданова В.Т., представителя ответчика - местная администрация Зольского района КБР – Абукова Э.З., действующего на основании доверенности №--- от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зольского района КБР к МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района и Администрации Зольского муниципального района КБР о признании бездействия по исполнению требований Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» незаконным и возложении обязанности по установлению специальных средств для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию образовательного учреждения установил: Прокурор Зольского района КБР обратился в суд, действуя в интересах неопределенного круга лиц – жителей Зольского района КБР, с иском к МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района и администрации Зольского муниципального района КБР о признании бездействия по установке пандусов не соответствующим требованиям Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» и обязании ответчиков к неукоснительному устранению нарушений требований законодательства о социальной защите прав инвалидов, путем установки специальных средств, пандусов, для беспрепятственного доступа к зданию инвалидов. В обоснование своих требований истец указывает, что во исполнение п. 5 решения коллегии прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики по итогам ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой Зольского района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в деятельности образовательных учреждений района. По результатам проверки установлено, что согласно данным МУ «Управление образования» Зольского муниципального района КБР, образовательные учреждения Зольского муниципального района КБР ведут учет всех детей в возрасте до 18 лет из числа детей-инвалидов, проживающих в микрорайоне образовательного учреждения. По материалам учета в районе проживают 35 детей-инвалидов дошкольного возраста, из них 26 детей охвачены дошкольным образованием. Детей-инвалидов школьного возраста 93, из них 85 обучаются в общеобразовательных учреждениях. Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.07.1992 г. « 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно ч.7 ст.51 вышеуказанного закона, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.111995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Кроме этого, согласно требованиям Градостроительного кодекса и утвержденным сводам правил СП 31.102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» и 35.105-2002 «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения», одобренными Постановлением Госстроя РФ от 19.07.2002 N 89, содержащими обязательные правила и рекомендуемые положения при реконструкции существующей застройки (при этом под реконструкцией понимается преобразование существующей застройки с частичным изменением (или без) планировочной структуры, с заменой элементов инженерной и транспортной инфраструктуры, осуществлением благоустройства территории), предусматривающие создание равных с другими гражданами условий для полноценного участия в жизни общества лиц, имеющих стойкие расстройства функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или иными расстройствами здоровья, - инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, а также других категорий инвалидов и маломобильных групп населения. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» г.п.Залукокоаже, Зольского муниципального района КБР» не оборудовано специальными средствами - пандусами для беспрепятственного доступа к этим объектам инвалидов. Таким образом, МОУ ООШ г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района КБР, как не исполняющее в полном объеме требования законодательства, нарушает права инвалидов по беспрепятственному и свободному доступу к зданию школы. Согласно Уставу образовательного учреждения, Учредителем МОУ ООШ г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района КБР является местная администрация Зольского муниципального района КБР. Согласно п.6.2 Устава, источником формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются: собственные средства Учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, средства, получены от родителей, за предоставление обучающимся дополнительных платных услуг, добровольные пожертвования физических юридических лиц и тд. Согласно п.5.10 Устава, к компетенции Учредителя относятся установление исходных данных планирования финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, утверждение сметы расходов. На основании изложенного со ссылкой на ст. 45 ГПК РФ, ст.27 Конституции РФ, ст. 15 Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации», ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 245 ГПК РФ, истец просит признать бездействие МОУ «Средняя образовательная школа» №1 г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района и администрации Зольского муниципального района КБР не соответствующим требованиям Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» и обязать ответчиков к неукоснительному устранению нарушений требований законодательства о социальной защите прав инвалидов, путем установки специальных средств для беспрепятственного доступа к зданию школы инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора Зольского района КБР Карданов В.Т. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске, и просил их удовлетворить. Представитель местной администрации Зольского района КБР – Абуков Э.З. в судебном заседании иск прокурора признал и не возражал его удовлетворить, поскольку полагал исковые требования законными и обоснованными. В судебное заседание директор МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п.Залукокоаже Зольского муниципального района - Бженикова М.А. представила заявление, которым просит суд рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя МОУ «ООШ», при этом указала, что исковые требования признает. Выслушав пояснения помощника прокурора и представителя администрации Зольского муниципального района КБР, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Прокурор согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности, закрепленным в ст. 2 Градостроительного кодекса РФ является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальною и иного назначения. Согласно ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. Поэтому приоритетом при разработке программ адаптации городской среды является доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В числе первоочередных следует считать жилые и общественные здания, места отдыха, спортивные сооружения, культурно-зрелищные и другие учреждения. Свод правил по проектированию и строительству СП 35-105-2002 "Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения", одобренный Постановлением Госстроя РФ от 19.07.2002 N 89, содержит обязательные правила и рекомендуемые положения при реконструкции существующей застройки (при этом под реконструкцией понимается преобразование существующей застройки с частичным изменением (или без) планировочной структуры, с заменой элементов инженерной и транспортной инфраструктуры, осуществлением благоустройства территории), предусматривает создание равных с другими гражданами условий для полноценного участия в жизни общества лиц, имеющих стойкие расстройства функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или иными расстройствами здоровья, - инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, а также других категорий инвалидов и маломобильных групп населения. Как следует из материалов дела, а именно: п.1.7. и п. 2.1. Устава МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района, оно является юридическим лицом и целью его деятельности является обеспечение прав граждан на образование, обеспечение гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Собственником имущества и учредителем МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже является местная администрация Зольского муниципального района, что подтверждается п.1.4. и 6.5. Устава МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района. Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц №--- от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права --- от ДД.ММ.ГГГГ здание МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района, расположенное по адресу: КБР, Зольский район, городское поселение Залукокоаже, ул. Мира, 4 является собственностью Зольского муниципального района КБР и находится у МОУ «ООШ» г.п. Залукокоаже на праве оперативного управления согласно договору о закреплении муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 6.3. Устава МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже условия и порядок использования учреждением закрепленного за МОУ «ООШ» недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений и т.д.) устанавливается учредителем. Из письма МУ «Управления Финансами Зольского муниципального района КБР» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что установка специальных средств для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже должна осуществляться за счет средств бюджета Зольского муниципального района. В ходе судебного заседания судом установлено, что вход в здание МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже, не приспособлен для подъема инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан, что подтверждается материалами гражданского дела, и не отрицается представителями администрации Зольского муниципального района и МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже. Между тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения и документы, свидетельствующие об обращении образовательного учреждения в администрацию района о выделении денежных средств на установку пандусов, либо документы, свидетельствующие о финансировании администрацией Зольского района МОУ «ООШ» для установления специальных средств для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию школы. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что соблюдение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к зданию МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже, расположенному по адресу: <адрес>, является обязанностью как местной администрации Зольского муниципального района КБР, так и МОУ ООШ г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района КБР. Судом установлено, что вышеуказанные ответчики в нарушение требований законодательства не принимают должных мер по созданию инвалидам условий по беспрепятственному доступу к зданию МОУ «ООШ» г.п. Залукокоаже, чем нарушают права инвалидов. Таким образом, с учетом вышеуказанных установленных обстоятельств дела, суд полагает, что исковые требования прокурора Зольского района о признании незаконным бездействия МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района и Администрации Зольского муниципального района КБР в связи с несоблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. По этим же основаниям подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на ответчиковоборудовать вход в здание МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района, расположенное по адресу: <адрес>, средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту инфраструктуры, поскольку данное требование соответствует правам и интересам неопределенного круга граждан, являющихся инвалидами. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Зольского района КБР к МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п.Залукокоаже Зольского муниципального района КБР и Администрации Зольского муниципального района КБР удовлетворить. Признать незаконным бездействие МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п.Залукокоаже, Зольского муниципального района КБР и Администрации Зольского муниципального района КБР в связи с несоблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры, то есть не соответствующим требованиям Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации». Возложить на МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже Зольского муниципального района КБР и Администрацию Зольского муниципального района КБР обязанность по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите прав инвалидов, путем установки на входе в здание МОУ «Основная общеобразовательная школа» г.п. Залукокоаже, Зольского муниципального района специальных средств /пандусов/ для беспрепятственного доступа к зданию инвалидов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения через Зольский районный суд КБР. Мотивированное решение изготовлено 31 января 2012 года. Судья Зольского районного суда КБР Ж.А. Фриева Согласовано: Судья Зольского районного суда КБР Ж.А. Фриева