РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
посёлок Залукокоаже «18» февраля 2011 года
Судья Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,
при секретаре Думанове А.А.,
с участием: помощника прокурора Зольского района КБР – Карданова В.Т.,
гр. Бжедугова Ф.Х.,
представителя Правительства Кабардино-Балкарской республики - Кужонова Ж.А.,
представителя местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики Абукова Э.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской республики в интересах Бжедугова (Калова) Ф.Х. к администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики и Правительству Кабардино-Балкарской республики о возложении обязанности на Правительство Кабардино-Балкарской республики и администрацию Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики выделить жилое помещение Бжедугова (Калова) Ф.Х. ------- г.р. по договору социального найма для проживания,
установил:
Прокурор Зольского района Кабардино-Балкарской республики (далее по тексту Прокурор) обратился в интересах Калова Ф.Х. с исковым заявлением к местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики и Правительству Кабардино-Балкарской республики (далее по тексту Правительство), в котором просил обязать ответчиков выделить жилое помещение Калова Ф.Х. ------- г.р. по договору социального найма для проживания.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, судом привлечены к участию в деле Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской республики и Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Исковые требования Прокурора мотивированы следующими основаниями.
В ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые не имеют закрепленного жилого помещения, прокуратурой Зольского района Кабардино-Балкарской республики было установлено, что КАлова Ф.Х. состоит на регистрационном учете на льготное получение жилья в администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики, как входящая в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с -------г.
На основании части 1 статьи 52, части 7 статьи 57, пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от -------г. ------ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Кабардино-Балкарской республики от -------г. ------ПП, Прокурор просил возложить на ответчиков обязанность по предоставлению жилого помещения для проживания лицу, в интересах которого подан иск. Свое право на обращение в суд в интересах указанного лица Прокурор обосновал ссылкой на статью 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона от -------г. ------ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании помощник прокурора Карданов В.Т. поддержал иск полностью, при этом уточнил заявленные требования и просил обязать ответчиков выделить жилое помещение общей площадью не менее норм предоставления в пределах сельского поселения ------ Кабардино-Балкарской республики, а также уточнил анкетные данные лица, в чьих интересах подан иск – фамилию «Калова» просил изменить на фамилию «Бжедугова», в связи со сменой после замужества.
В силу статьи 39 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть иск с учетом заявленного уточнения.
Бжедугова Ф.Х., принимавшая участие в судебном заседании, также просила удовлетворить уточненные исковые требования.
Представитель Администрации Зольского муниципального Кабардино-Балкарской республики Абуков Э.З. в удовлетворении иска к Администрации просил отказать со ссылкой на то, что абзацем 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от -------г. ------ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Закон ------ФЗ) обязанность по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта, а не на органы местного самоуправления.
Представитель Правительства Кужонов Ж.А. просил в удовлетворении иска к Правительству отказать, считая, что согласно Постановлению Правительства Кабардино-Балкарской республики от -------г. ------ПП, уполномоченным органом, на который возложена обязанность по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство по образованию и науки Кабардино-Балкарской республики.
Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской республики и Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд установил.
Согласно свидетельства о рождении ------ ------, выданного -------г., Калова Ф.Х. родилась -------г. в ------ района КБАССР.
Отцом в свидетельстве о рождении указан -----, а матерью -------.
В соответствии со свидетельством о заключении брака ------ ------ выданного -------г. Калова Ф.Х. заключила -------г. брак с -------, после чего приняла фамилию Бжедугова, что также подтверждается паспортом ------, выданным -------г. отделом ------ УФМС России по КБР в городе ------.
Из свидетельства о смерти ------ ------, выданного повторно -------г. следует, что отец Бжедуговой (Каловой) Ф.Х. – ----- умер ------- года.
Из свидетельства о смерти ------ ------, выданного -------г. следует, что мать Бжедуговой (Каловой) Ф.Х. – ------ умерла ------- года.
В соответствии со статьей 1 Закона ------ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Поскольку родители Бжедуговой (Каловой) Ф.Х. умерли, до достижения ей возраста восемнадцати лет, она подпадает под определение лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное получение жилья по договору социального найма возникает у лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после прекращения опеки (попечительства).
Согласно постановлению главы местной администрации Зольского района КБР от -------г. ------, ------ назначена опекуном над несовершеннолетней Калова Ф.Х..
В силу части 2 статьи 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом, после чего, согласно части 3 указанной нормы, попечительство прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.
Бжедугова (Калова) Ф.Х. достигла возраста восемнадцати лет -------г. после чего попечительство над ней прекратилось, следовательно, в силу пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, с этого момента у нее возникло право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
По смыслу абзаца 2 части 1 статьи 8 Закона ------ФЗ, правом на получение жилого помещения обладают дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от -------г. от -------г., а также справки филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по КБР от -------г., выданным на имя Бжедуговой (Каловой) Ф.Х., за последней не числится какая-либо жилая площадь.
Согласно копии паспорта Бжедугова Ф.Х., копии домовой книги на квартиру, а также ее пояснениям, она зарегистрирована и проживает в принадлежащей ее свекру ------ квартире, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская республика, ------, ------. Принадлежность квартиры ------ подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от -------г. ------.
Таким образом, судом установлено, что Бжедугова Ф.Х. не имеет закрепленного жилого помещения и соответствует требованиям части 1 статьи 8 Закона ------ФЗ.
В силу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются только гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилье.
Часть 3 указанной нормы гласит, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Из приведенных норм следует, что жилье может быть предоставлено только лицу, поставленному на учет в качестве нуждающегося в жилье, а постановка на учет может быть произведена лишь при условии обращения с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства, в котором выражается воля лица на реализацию права на получение социального жилья.
Отсюда следует, что обязанность по предоставлению жилья возникает у государства в момент постановки лица на учет в качестве нуждающегося, чему предшествует его заявление. Подача такого заявления и постановка на учет осуществляется в органе местного самоуправления того населенного пункта, в котором в этот момент проживает заявитель, соответственно, местом, где должно быть предоставлено жилье является данный населенный пункт.
Бжедугова (Калова) Ф.Х. была поставлена на учет -------г. в качестве нуждающейся в жилье в сельском поселении ------ Кабардино-Балкарской республики, что подтверждается решением совета сельского поселения ------ КБР от -------г. ------.
Следовательно, жилое помещение Бжедуговой Ф.Х. должно быть предоставлено в границах указанного населенного пункта.
Относительно органа, на который должна быть возложена соответствующая обязанность, суд приходит к следующим выводам.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от ------- N 250-О-П установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона по социальной поддержке детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Органы местного самоуправления Кабардино-Балкарской республики не наделены соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть путем принятия республиканского закона.
В связи с этим, в удовлетворении исковых требований к местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики надлежит отказать.
Судом не принимаются доводы представителя Правительства о том, что надлежащим ответчиком по иску в соответствии с Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской республики от -------г. ------ ПП (далее по тексту Постановление ------ПП), является Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской республики (далее по тексту Министерство образования).
Как отмечено в приведенном выше Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ------- N 250-О-П, обеспечение жилой площадью детей-сирот и приравненных к ним лиц является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из пунктов 2, 3 и 4 указанного Постановления ------ПП следует, что обязанностью Министерства образования является представление в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее по тексту Министерство финансов) заявки на финансирование расходов на основании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В свою очередь, обязанностью Министерства финансов является финансирование Министерства образования в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий.
В последующем при наличии финансирования со стороны Министерства финансов, Министерство образования осуществляет финансирование бюджетов местных администраций муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, из указанного Постановления ------ПП не следует, что именно Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской республики является государственным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской республики, обладающим достаточными полномочиями по обеспечению жильем указанных льготных категорий граждан.
Фактически функции Министерства образования сводятся к передаче заявки на финансирование в Министерство финансов, получению денежных средств и передаче их органам местного самоуправления. Указанные полномочия поставлены в зависимость от финансирования со стороны Министерства финансов, которое в свою очередь, как это указано в Постановлении ------ПП, осуществляет это финансирование при наличии субсидий из федерального бюджета.
Таким образом, перечисленные в Постановлении ------ПП полномочия Министерства образования явно недостаточны для исполнения судебного акта, обязывающего предоставить жилое помещение определенном лицу.
Согласно Постановлению Правительства КБР от ------- N 156, ряд полномочий в данной сфере, в частности полномочия по формированию списков нуждающихся в жилье детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на местные администрации районов и городов, которые ежегодно должны представлять их в Республиканскую комиссию по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В свою очередь, Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, ежегодно предоставляет утвержденные сводные списки на получение жилого помещения в Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской республики для предусматривания при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской республики средств на строительство жилого фонда или приобретения жилья указанным гражданам.
Таким образом, на указанные органы также не возложена прямая обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ действующего законодательства Кабардино-Балкарской республики позволяет сделать вывод, что государственные функции в данной сфере, рассредоточены между несколькими министерствами и ведомствами Кабардино-Балкарской республики, ни одно из которых не является ответственным за конечный результат - предоставление жилья определенному лицу, поскольку не обладает полным набором необходимых полномочий.
При этом, в соответствии со статьей 108 Конституции Кабардино-Балкарской республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно статье 16 Закон Кабардино-Балкарской Республики от ------- N 5-РЗ «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики», к полномочиям Правительства Кабардино-Балкарской Республики в социальной сфере относится обеспечение реализации конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, обеспечения жильем.
В соответствии со статьей 12 указанного Закона, Правительство Кабардино-Балкарской Республики руководит работой министерств и иных республиканских органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Министерства и иные республиканские органы исполнительной власти подчиняются Правительству Кабардино-Балкарской Республики и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что единственным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской республики, безусловно обладающим достаточными полномочиями для реализации государственных обязательств в указанной сфере и имеющим реальную возможность исполнить соответствующий судебный акт, является Правительство Кабардино-Балкарской республики, как высший орган исполнительной власти субъекта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской республики удовлетворить частично.
Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики выделить жилое помещение Бжедугова Ф.Х. -------г.р. по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в пределах сельского поселения ------ Кабардино-Балкарской республики.
В удовлетворении исковых требований Прокурора Зольского района Кабардино-Балкарской республики к местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение десяти дней через Зольский районный суд Кабардино-Балкарской республики со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2011 года.
Судья Зольского
районного суда КБР З.М. Ошхунов
Копия верна З.М. Ошхунов