Дело №2-59/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
посёлок Залукокоаже 03 марта 2011 года
Судья Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Фриева Ж.А.,
при секретаре Батыровой Р.А.,
с участием: помощника прокурора Зольского района КБР – Бжамбеева З.А.,
Маргушевой А.Л.
представителя ответчика - Правительство КБР, - Кужонова Ж.А., действующего согласно доверенности --- от --- года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зольского района КБР, действующего в интересах Маргушевой А.Л., к Правительству Кабардино-Балкарской Республики и местной администрации Зольского района КБР о возложении обязанности по выделению жилого помещения Маргушевой А.Л., --- года рождения, по договору социального найма для проживания
установил:
Прокурор Зольского района КБР, действуя в интересах Маргушевой А.Л., обратился в суд с иском к Правительству КБР и администрации Зольского муниципального района КБР, требуя обязать ответчиков выделить Маргушевой А.Л., --- года рождения, жилое помещение по договору социального найма для проживания.
В обоснование своих требований истец указывает, что во исполнение плана работы на 1-ое полугодие 2011 года прокуратурой Зольского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые не имеют закрепленного жилого помещения. В ходе данной проверки установлено, что Маргушева А.Л., --- года рождения состоит на регистрационном учёте в администрации Зольского района на льготное получение жилья, как входящая в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с --- года.
На основании ч.1 ст.52, ч.7 ст.57, п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Кабардино-Балкарской республики от 29.12.2009г. №333-ПП, Прокурор просил возложить на ответчиков обязанность по предоставлению жилого помещения для проживания лицу, в интересах которого подан иск. Свое право на обращение в суд в интересах указанного лица Прокурор обосновал ссылкой на статью 45 ГПК РФ и статью 10 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с Типовыми правилами о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденным Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2002 года №156.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2002 года №156 рекомендовано, местным администрациям районов и городов республики принять меры по выполнению Типовых правил о порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике, установив очередность нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановление Правительства КБР от 29.12.2009 года №333-ПП «О правилах распределения субсидий из Федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов Республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения» определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным органом лишь по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предоставленные этому министерству полномочия не позволяют признать его уполномоченным органом исполнительной власти КБР по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения.
Нормами закона органы местного самоуправления в лице администрации Зольского муниципального района наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требования закона, местной администрацией Зольского муниципального района КБР и Правительством КБР до настоящего времени Маргушевой А.Л. жилое помещение для проживания не предоставлено, в связи с чем прокурор района обратился в суд за защитой жилищных прав Маргушевой А.Л.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, судом привлечены к участию в деле Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской республики и Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании помощник прокурора Зольского района КБР Бжамбеев З.А. исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив заявленные требования и просил обязать ответчиков выделить Маргушевой А.Л. жилое помещение общей площадью не менее установленных норм в пределах ---.
В судебном заседании Маргушева А.Л. поддержала иск и просила суд требования прокурора района удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Правительства КБР Кужонов Ж.А. в судебном заседании не признал исковые требования и просил суд отказать прокурору Зольского района КБР в заявленных исковых требованиях в отношении Правительства КБР, полагая иск к данному ответчику необоснованным.
Представитель местной администрации Зольского района КБР – Абуков Э.З. представил суду ходатайство, которым просил рассмотреть настоящее дело без их участия.
Руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное гражданское дело без участия указанного ответчика.
Представители Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Министерства образования и науки КБР, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не просили суд рассмотреть дело без их участия.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из приобщенной к материалам дела копии списка совершеннолетних граждан и граждан,
достигших 17-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья при органах местного самоуправления Зольского муниципального района КБР по состоянию на --- года следует, что Маргушева А.Л. состоит на учёте для получения жилья с --- года.
Свидетельство о рождении --- №--- от --- года подтверждает, что Маргушева А.Л. родилась --- года в селении ---. Её родителями являются: отец – ---, мать – ---.
Решением Зольского районного суда КБР от --- года родители Маргушевой А.Л. – --- и --- были лишены родительских прав в отношении данного ребенка. При этом, мать ребенка была лишена родительских прав на том основании, что с --- года она бросила девочку и скрылась.
Имеющейся в деле копией свидетельства о смерти --- №--- от --- года подтверждается факт смерти отца Маргушевой А.Л. – ---, умершего --- года.
В соответствии со ст.1 Закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Поскольку в настоящее время отец Маргушевой А.Л. умер, а мать бросила девочку, место нахождения ее не известно, в связи с чем, она решением суда была лишена родительских, Маргушева А.Л. подпадает под определение лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ею возраста восемнадцати лет.
Исходя из п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, право на внеочередное получение жилья по договору социального найма возникает у лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после прекращения опеки (попечительства).
В соответствии с Постановлением главы местной администрации Зольского района КБР №--- от --- года над Маргушевой А.Л. установлена опека.
Постановлением главы местной администрации Зольского района КБР №--- от --- года опекуну Маргушевой А.Л. – ---. назначено ежеквартальное пособие на содержание опекаемого ребенка.
Из копии ответа начальника Зольского районного отделения «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» по КБР №--- от --- года на запрос помощника прокурора Зольского района КБР следует, что за Маргушевой А.Л., --- года рождения какой-либо жилой площади не числится.
Отсутствие зарегистрированных прав на недвижимое имущество за Маргушевой А.Л. подтверждается соответствующей справкой Управления ФСГРКиК по КБР (Росреестр) от --- года за №---.
Из исследованной в судебном заседании выписки из похозяйственной книги №--- лицевой счет №--- от --- года, выданной администрацией --- следует, что по адресу: --- проживают: ---, --- года рождения; ---, --- года рождения и Маргушева А.Л., --- года рождения.
Согласно справке администрации --- выданной на основании похозяйственной книги №--- лиц. счет №--- Маргушева А.Л., --- года рождения проживает по адресу: ---, и что совместно с ней зарегистрированы: дедушка - --- --- года рождения и бабушка - --- --- года рождения.
Из выписки из решения №--- от --- года сессии Совета местного самоуправления с.п.Светловодское четвертого созыва следует, что на основании решения Совета местного самоуправления с.п.Светловодское Маргушеву А.Л., --- года рождения поставили на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что Маргушева А.Л. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, и по своему положению соответствует требованиям части 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ для получения жилья.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч.3 указанной статьи).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичное закреплено в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с уточнением о предоставлении указанным выше лицам, органами исполнительной власти вне очереди жилой площади по месту жительства не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В паспорте гражданина РФ серии 83 04 №---, выданном --- года --- указано, что Маргушева А.Л. родилась --- года рождения, в ---, --- --- и зарегистрирована по адресу: ---, из чего следует, что жилое помещение должно быть предоставлено последней в границах указанного населенного пункта.
В силу ст.ст. 4 и 5 вышеуказанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, при этом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным опредёленным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Однако в силу положений статьи 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73) и только в порядке установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (частью 6 статьи 19).
Соответственно частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-О-П установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона по социальной поддержке детей-сирот в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Из этого следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В связи с этим, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований истца к местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской республики.
Кроме того, суд отклоняет доводы представителя Правительства КБР о том, что надлежащим ответчиком по иску в соответствии с Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской республики от 29.12.2009г. №333 ПП, является Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской республики.
Как отмечено в приведенном выше Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-О-П, обеспечение жилой площадью детей-сирот и приравненных к ним лиц является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Постановления №333-ПП установлено, что обязанностью Министерства образования является представление в Министерство финансов КБР заявки на финансирование расходов на основании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В свою очередь, обязанностью Министерства финансов является финансирование Министерства образования в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий.
В последующем при наличии финансирования со стороны Министерства финансов, Министерство образования осуществляет финансирование бюджетов местных администраций муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, из содержания указанного Постановления №333-ПП не следует, что именно Министерство образования и науки КБР является государственным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской республики, обладающим достаточными полномочиями по обеспечению жильем указанных льготных категорий граждан.
Фактически функции Министерства образования сводятся к передаче заявки на финансирование в Министерство финансов, получению денежных средств и передаче их органам местного самоуправления. Указанные полномочия поставлены в зависимость от финансирования со стороны Министерства финансов, которое в свою очередь, как это указано в Постановлении №333-ПП, осуществляет это финансирование при наличии субсидий из федерального бюджета.
Следовательно, перечисленные в Постановлении №333-ПП полномочия Министерства образования недостаточны для исполнения судебного акта, обязывающего предоставить жилое помещение определенном лицу.
Согласно Постановлению Правительства КБР от 13.04.2002 N 156, ряд полномочий в данной сфере, в частности полномочия по формированию списков нуждающихся в жилье детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на местные администрации районов и городов, которые ежегодно должны представлять их в Республиканскую комиссию по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В свою очередь, Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, ежегодно предоставляет утвержденные сводные списки на получение жилого помещения в Министерство экономического развития и торговли КБР для их учтения при формировании средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской республики на строительство жилого фонда или приобретения жилья указанным гражданам.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что на указанные органы не возложена прямая обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ действующего законодательства Кабардино-Балкарской республики позволяет сделать вывод, что государственные функции в данной сфере, рассредоточены между несколькими министерствами и ведомствами Кабардино-Балкарской республики, ни одно из которых не является ответственным за конечный результат - предоставление жилья определенному лицу.
При этом, в соответствии со статьей 108 Конституции Кабардино-Балкарской республики, Правительство КБР является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно статье 16 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20.02.1999 N 5-РЗ «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики», к полномочиям Правительства Кабардино-Балкарской Республики в социальной сфере относится обеспечение реализации конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, обеспечения жильем.
В соответствии со статьей 12 указанного Закона, Правительство Кабардино-Балкарской Республики руководит работой министерств и иных республиканских органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Министерства и иные республиканские органы исполнительной власти подчиняются Правительству КБР и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что единственным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской республики, безусловно обладающим достаточными полномочиями для реализации государственных обязательств в указанной сфере, и имеющим реальную возможность исполнить соответствующий судебный акт, является Правительство Кабардино-Балкарской республики, как высший орган исполнительной власти субъекта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск, направленный к Правительству КБР, законный и обоснованный, в связи с чем подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики выделить жилое помещение Маргушевой А.Л., --- года рождения по договору социального найма для проживания, общей площадью не менее нормы предоставления в пределах сельского поселения ---
В удовлетворении исковых требований Прокурора Зольского района КБР к местной администрации Зольского муниципального района КБР отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КБР в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2011 года.
Судья Зольского
районного суда КБР Ж.А. Фриева