Решение от 16.07.2012 года по иску Хашхожевой Ж.В.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.<адрес> «16» июля 2012г.

Судья Зольского районного суда КБР Ошхунов З.М.,

при секретаре Думанове А.А.,

с участием представителя истца Хашхожевой Ж.В. – Дзамихова Р.И. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хашхожевой Ж.В. к ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет начисленных к оплате сумм по лицевому счету , исключив сумму в размере (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ),

установил:

Хашхожева Ж.В. обратилась в Зольский районный суд КБР с исковым требованием к ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» об обязании произвести перерасчет начисленных к оплате сумм по лицевому счету , исключив сумму в размере

В обоснование иска указано, что истец с членами своей семьи проживает в домовладении, расположенном по адресу: КБР, <адрес>, которое подключено к газоснабжающим сетям под лицевым счетом . Отопление, подогрев воды и приготовление пищи производится природным газом. Согласно расчетам ответчика о движении начисленных и оплаченных сумм за потребленный газ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по указанному выше лицевому счету начислено к оплате

Истец указывает, что имеет стаж педагогического работника с 2007 года, работает и проживает в сельской местности. Ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 55 ФЗ РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в сельской местности пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, истец считает, что обязан оплачивать лишь тот объем потребленного газа, который был израсходован на приготовление пищи и подогрев воды.

Домовладение не оборудовано газовым водонагревательным прибором, следовательно, в соответствии с Постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, норматив потребления газа на одного человека составит 15 куб.м. Таким образом, ежемесячный норматив потребления, подлежавший начислению по данному лицевому счету, равен 105 куб.м., исходя из количества проживающих 7 человек. С учетом цен природного газа, установленных за соответствующие периоды постановлениями РЭК КБР и Государственного комитета КБР по тарифам, стоимость газа, подлежавшая начислению по данному лицевому счету, составила в общей сумме в том числе:

Однако, как следует из выписки из лицевого счета , за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была назначена к оплате за поставку газа сумма в размере , хотя фактически оплате подлежала сумма в размере Разница в сумме , по мнению истца, была необоснованно начислена ответчиком к оплате на лицевом счете, в связи с чем, указанная сумма подлежит исключению.

В судебном заседании представитель истца Дзамихов Р.И. поддержал исковые требования в уточненном варианте по изложенным в иске основаниям.

Истец Хашхожева Ж.В., будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в своем заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело без ее участия.

Ответчик ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», а также Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КБР и Министерство финансов КБР, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, руководствуясь требованиями частей 3, 5 статьи 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ , Хашхожева Ж.В. проживает вместе со своей семьей в домовладении по <адрес> в <адрес> КБР.

Из копии трудовой книжки истца следует, что с 2007 года по настоящее время она работает воспитателем Камлюковской средней школы <адрес>.

Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований ОК 33-2005, <адрес> является сельским поселением Зольского муниципального района КБР.

В соответствии со статьей 55 ФЗ РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в сельской местности пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761н, должности учителя и воспитателя отнесены к должностям педагогических работников, в связи с чем льгота, установленная статьей 55 ФЗ «Об образовании» распространяется на истца.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 375-О, введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ Жилищный кодекс РФ в отличие от утратившего силу Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан. В части 1 его статьи 160 говорится только о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. При этом, согласно статье 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 ЖК РФ компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, федеральный законодатель, установив в статье 55 ФЗ «Об образовании» для педагогических работников сельской местности льготу на бесплатное жилье с бесплатным отоплением и освещением, предоставил субъектам РФ на местах право изменить порядок ее предоставления путем замены на денежную компенсацию, указав, что до принятия соответствующих нормативных актов, сохраняется прежний натуральный порядок предоставления льготы.

Нормативно-правовым актом Кабардино-Балкарской республики, в соответствии с которым натуральный порядок предоставления данной льготы был изменен на денежную компенсацию является Закон Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 44-РЗ, в соответствии с которым были внесены изменения в статью 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» и статью 46 Закона Кабардино-Балкарской Республики «Об образовании».

В частности статья 10 Закона КБР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» была дополнена частью 4 следующего содержания:

«4. Специалистам учреждений образования, проживающим и работающим в сельской местности, а также в поселках городского типа, имеющим в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предоставляется ежемесячная денежная компенсация в полном размере расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением. Право на получение ежемесячной денежной компенсации сохраняется за указанными специалистами, проживающими в сельской местности, после ухода на пенсию, если они проработали в сельской местности не менее 10 лет.»

Часть 1 статьи 46 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 4-РЗ «Об образовании» была изложена в следующем виде:

«1. Педагогические работники Кабардино-Балкарской Республики в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) пользуются правом на бесплатную жилищную площадь с отоплением и освещением посредством предоставления им ежемесячной денежной компенсации в полном размере расходов на указанные цели. Эти льготы сохраняются также за педагогическим работником образовательного учреждения, проживающим в сельской местности после ухода на пенсию, если он проработал в сельском образовательном учреждении не менее 10 лет.

Предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам сельских образовательных учреждений осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Кабардино-Балкарской Республики.»

В соответствии со статьей 3 Закона КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 44-РЗ, которым были внесены перечисленные выше изменения, он вступал в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, однако, действие данного документа было приостановлено на период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ пунктом 13 части первой статьи 19 Закона КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 71-РЗ.

В последующем, Законом КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 40-РЗ пункт 13 статьи 19 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 71-РЗ, приостанавливавший вступление в законную силу изложенных выше изменений, был признан утратившим силу.

Таким образом, Закон КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 44-РЗ, которым в статью 10 Закона КБР «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» и статью 46 Закона КБР «Об образовании», были внесены изменения, устанавливающие выплату педагогическим работникам сельской местности денежных компенсаций взамен льготы в натуральном виде, начал действовать только с ДД.ММ.ГГГГ

До указанного времени, действовавшее законодательство КБР не предусматривало денежной компенсации по льготе, установленной статьей 55 ФЗ «Об образовании», то есть указанная льгота не была монетизирована и ее действие сохранялось в натуральном виде.

Денежная компенсация, установленная пунктом 2 статьи 10 Закона КБР -РЗ «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике» (в недействующей редакции Законов КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 20-РЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 87-РЗ), не является заменой данной льготе в связи со следующим.

До внесения Законом КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 44-РЗ изменений в статью 10 Закона КБР -РЗ, данная норма действительно (в предыдущей редакции Законов КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 20-РЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 87-РЗ) устанавливала для специалистов учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, образования, культуры, государственной ветеринарной службы, физической культуры и спорта, проживающих и работающих в сельской местности единую меру государственной социальной поддержки в виде бесплатного получения жилой площади и ежемесячной денежной выплаты в размере 300 рублей.

Однако, в данной правовой норме, установившей ежемесячную денежную выплату в сумме 300 рублей, не содержалось никаких сведений о том, что она являлась денежной компенсацией за льготу, установленную статьей 55 ФЗ «Об образовании», не было указано, что она предоставлялась именно в целях погашения расходов на отопление и освещение. Кроме того, данная выплата была фиксированной, в связи с чем, она не могла являться альтернативой льготе, установленной статьей 55 ФЗ «Об образовании», которая не предусматривала каких-либо ограничений по ее применению в количественном выражении. Также, указанная мера социальной поддержки распространялась не только на педагогических работников сельской местности, но и на работников здравоохранения социального обслуживания, культуры, государственной ветеринарной службы, физической культуры и спорта. Кроме того, в пункте 2 Постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ПП (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об осуществлении единовременной денежной выплаты (ЕДВ) специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа», которым был регламентирован порядок получения ЕДВ в размере 300 рублей, было указано, что данная льгота является дополнительной мерой социальной поддержки к мерам, предусмотренным абзацем 3 части 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании» и статьей 10 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике».

Таким образом, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в размере 300 рублей, которая была предусмотрена статьей 10 Закона КБР -РЗ до внесения в нее изменений Законом КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 44-РЗ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, не являлась денежной заменой льготе, установленной статьей 55 ФЗ «Об образовании», а была дополнительной мерой социальной поддержки педагогических работников сельской местности, установленной субъектом РФ самостоятельно в пределах своих полномочий.

Поскольку льгота, установленная статьей 55 ФЗ «Об образовании» была заменена денежной компенсацией только с ДД.ММ.ГГГГ, начисление истцу до указанного времени платы за газ, расходуемый на отопление, является необоснованным.

Из представленного истцом уточнения к иску следует, что предметом оспаривания являются начисления по лицевому счету за газ, поставленный в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке о состоянии расчетов за потребленный газ по лицевому счету по домовладению в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком начислено к оплате

Начисление производилось ответчиком по нормативам исходя из размера отапливаемой площади 172 кв.м., количества проживающих – 7 человек, наличия одного газового отопительного прибора, одной газовой плиты для приготовления пищи, что подтверждается актом инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ

Однако, поскольку истец в силу статьи 55 ФЗ «Об образовании», до ДД.ММ.ГГГГ имел льготу в натуральном виде, освобождающую его от оплаты объемов газа, израсходованных на отопление его жилища, при начислениях по лицевому счету, не должны были учитываться нормативы потребления газа на отопление. Начислению подлежали только суммы, рассчитанные исходя из нормативов потребления одной газовой плиты, используемой для приготовления пищи при наличии водонагревательных приборов.

В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», Постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ПП, норматив потребления газа при отсутствии газового водонагревателя для Кабардино-Балкарской республики установлен на одного человека в размере 15 куб. м.

Таким образом, ежемесячный норматив потребления, подлежавший начислению истцу равен 105 куб.м. исходя из количества проживающих – 7 человек (15куб.м Х 7 человек=105 куб.м).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ цена газа за 1 куб.м., была установлена нормативными актами в следующих размерах:

1. Постановлением Региональной энергетической комиссии КБР от ДД.ММ.ГГГГ цена за 1 куб.м установлена:

- с 01.04.2009г. по 01.07.2009г. в размере 2,296 руб.;

- с 01.07.2009г. по 01.10.2009г. в размере 2,419 руб.;

- с 01.10.2009г. по 31.12.2010г. в размере 2,536 руб.

2. Постановлением Государственного комитета по тарифам по КБР от ДД.ММ.ГГГГ цена на газ за 1 куб.м. установлена:

с 01.01.2010 г. по 01.04.2010 г. в размере 2,692 руб.,

с 01.04.2010 г. – в размере 3, 064 руб.

Таким образом, стоимость газа, подлежавшая начислению истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составила в общей сумме в том числе:

Однако, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету по месту жительства истца была начислена к оплате за поставку газа сумма в размере , хотя фактически подлежала начислению с учетом льготы сумма Разница в размере была начислена к оплате ответчиком на лицевом счете необоснованно, в связи с чем указанная сумма подлежит исключению.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

Согласно абзацу 7 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального района по нормативу 100%.

Поскольку истец, в силу пункта 4 части 2 статьи 333.36 НК РФ, был освобожден от уплаты государственной пошлины в сумме , указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета Зольского муниципального района КБР.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

- иск Хашхожевой Ж.В. к ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» удовлетворить;

- обязать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» произвести перерасчет начисленных к оплате сумм по лицевому счету , исключив сумму в размере

- взыскать с ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в доход бюджета Зольского муниципального района КБР государственную пошлину в сумме

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Зольский районный суд КБР в течение месяца со дня вынесения.

Судья Зольского

районного суда КБР З.М. Ошхунов

Согласовано З.М. Ошхунов