признать незаконным постановление главы Свободинского сельсовета



Р Е Ш Е Н И Е

Дело № Именем Российской Федерации

п. Золотухино

Курской области « 12» апреля 2011 года

Золотухинский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Умеренковой И.Г.,

представителя заявителя по доверенности Шаповаленко М.В.
представителя администрации Свободинского сельсовета Золотузинского района Акиньшиной О.А.,

при секретаре Ломаевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Алутина Петра Ильича о признании незаконным постановления главы Свободинского сельсовета №22 от 18.02.2011 года, обязании администрации Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области принять на учет и включить Алутина Петра Ильича в Список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

у с т а н о в и л:

Алутин П.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области №22 от 18 февраля 2011 года по отказу в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалида Великой Отечественной войны, возложении на администрацию Свободинского сельсовета обязанности принять на учет и включить его в Список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Свои требования обосновал тем, что имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, является инвалидом по общему заболеванию, в связи с чем, имеет право на льготы, предусмотренные ст.14 ФЗ « О ветеранах», как инвалид Великой Отечественной войны, о чем имеется отметка в удостоверении. В связи с признанием межведомственной комиссией принадлежащего ему на праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного в <адрес> сельсовета Золотухинского района Курской области, где он проживает с супругой, не пригодным для проживания, обратился к главе Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как инвалида Великой Отечественной войны ( далее ВОВ). Постановлением главы Свободинского сельсовета №22 от 18.02.2011 года он поставлен на учет в соответствии с пп.3 ст.51 ЖК РФ в очереди на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Свободинского сельсовета Золотухинского района, без отнесения его к категории инвалидов Великой Отечественной войны.

В судебное заседание истец Алутин П.И., надлежаще извещенный о слушании дела, не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель заявителя Шаповаленко М.В., заявленные требования поддержал, пояснив, что согласно п. 2.7 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных ФЗ «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 11.10.2000г №69, участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта1 статьи 2 ФЗ « О ветеранах», ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, на основании справки учреждения медико-социальной экспертизы в удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах». Поскольку, статус Алутина П.И. определен, и он отнесен к категории инвалидов ВОВ, пользуется правом согласно ст.14 настоящего Федерального закона на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, путем предоставления ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Представитель Свободинского сельсовета Акиньшина О.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований не возражала, пояснив, что поскольку заявитель отнесен к категории лиц, проходивших военную службу в частях, не входивших в состав действующей армии, он имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в соответствии со ст.17 ФЗ « О ветеранах» только при выселении его из занимаемых служебных помещений. Поскольку таких обстоятельств не установлено, он поставлен в общую очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с тем, что в перечень лиц, установленный ст.4 ФЗ « О ветеранах», заявитель не входит, отметка в его удостоверении о праве на льготы, предусмотренные ст.14 настоящего Закона, при принятии решения о постановке на учет во внимание не принималась.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 ФЗ « О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны –военнослужащие, в том числе уволенные в запас ( отставку), проходившие военную службу воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Согласно Указу Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года « Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945гг» ( в редакции Указа президента РФ от 09.01.2010 года № 30) постановлено завершить обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ « О ветеранах».

Таким образом, на федеральном уровне принято решение обеспечить жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.

Согласно Свидетельству об освобождении от воинской обязанности, Алутин П.И. с 20.11.1944г. по 15.10.1945г проходил службу в 374 Запасном стрелковом полку, с 15.10.1945г по 24.12.1945г -1175 стрелковом полку, 24.12.1945г. уволен, как негодный к военной службе (общее заболевание), со снятием с воинского учета. 24.06.1950г. медкомиссией Свободинского РВК Курской области признан негодным к военной службе с исключением с воинского учета.

Согласно справке МСЭ-<данные изъяты> от 10.10.2003 года Алутин П.И.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом ФИО9 по общему заболеванию бессрочно (л.д.11).

В соответствии с удостоверением ВВ № <данные изъяты> от 29 марта 2002 года Алутин П.И. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом <данные изъяты> и имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст.14,17 ФЗ « О ветеранах» (л.д.10).

Как следует из сообщения начальника отдела военного комиссариата Курской области по Золотухинскому району, 20 марта 2002 года заседанием комиссии ВКО, протокол №3 принято решение о выдаче Алутину П.И. удостоверения « Ветеран Великой Отечественной войны» с правом на льготы, предусмотренные ст.17 ФЗ « О ветеранах» на основании подп. «з» подп.1 пункта1 статьи 2 настоящего Закона, так как 374 Запасной стрелковый полк в соответствии с Перечнем войсковых частей Генерального штаба МО РФ в годы войны не входил в состав действующей армии. В 2003 году на основании справки МСЭ-017 № 269374 об инвалидности, в удостоверение внесены сведения о праве на льготы, предусмотренные ст.14 настоящего Закона.

В соответствии со ст.14 ФЗ « О ветеранах» мерой социальной защиты является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 26.01.2011 года, созданной постановлением Главы Свободинского сельсовета, вынесенному на основании акта обследования жилого помещения, принадлежащий Алутину П.И. на праве общей долевой собственности жилой дом (1\2 доля принадлежит супруге заявителя), расположенный в <адрес>, признан непригодным для проживания, не подлежащем реконструкции (л.д.16-32).

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с п.1 ч.6 статьи 5 Закона Курской области от 20.10.2005 года № 70-ЗКО « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» к гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащие ремонту или реконструкции.

15 февраля 2011 года Алутин П.И. обратился с заявлением к главе Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как инвалида Великой Отечественной войны, в связи с признанием принадлежащего ему жилого помещения непригодным для проживания, не подлежащем ремонту и реконструкции ( л.д.49-50).

Постановлением главы Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области №22 от 18.02.2011 года утверждено решение комиссии по жилищным вопросам от той же даты, согласно которому Алутин П.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и о постановке на учет в соответствии с пп.3 п.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ ( общая очередь граждан) (л.д.13).

При этом глава сельсовета 21.02.2011 года, письменно уведомил Алутина П.И. о том, что такое решение принято в связи с тем, что в его удостоверении ВВ № 444377 от 29.03.2002 года указано, что он имеет право на льготы, предусмотренные ст.17 ФЗ « О ветеранах», как военнослужащий, проходивший военную службу в воинских частях, учреждениях, военно- учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, в соответствии с которым обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального Закона.

В судебном заседании представитель Свободинского сельсовета суду пояснила, что ст.4 ФЗ « О ветеранах» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым лица могут быть к инвалидам Великой Отечественной войны, заявитель не может быть отнесен к инвалидам войны, поскольку во время Великой Отечественной войны проходил службу в воинской части, не входящей в состав действующей армии.

Оценивая данные доводы, суд учитывает, что ФЗ « О ветеранах», исходя из предписаний статьей 2,7,15 ( части 1 и 2), 18,21 (часть1), 39 ( часть1), 59(часть1), 71 ( пункты «б», «ж» части1) Конституции Российской Федерации, определяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, предусматривает меры их социальной поддержки.

При этом данный Федеральный закон с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны ( подпункты «а»- «и» подпункта 1 пункта 1 статьи2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас ( отставку), проходившие военную службу воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период ( подп. «з»).

Действовавшая до 01 января 2005 года система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная ФЗ « О ветеранах», включала предоставление им дополнительных прав и льгот ( статья13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной защиты устанавливался для инвалидов войны ( статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»- «ж», «и» подпункта1 пункта 1 статьи 2 ФЗ « О ветеранах», т.е. лиц, принимавших участие в боевых действиях, а так же лиц, награжденных медалью « За оборону Ленинграда», инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. ( статья 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17).

Вместе с тем частью 2 статьи 15 данного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему мер социальной поддержки. Как следует из содержания статьей 13.14,15,17 и 23.1,23.2 ФЗ « О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта1 его статьи 2, и остальных, поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин ( кроме наступивших в результате их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции, по -прежнему, в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, указываются участники Великой Отечественной войны – без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 названного закона.

Таким образом, часть 2 ст.15 ФЗ « О ветеранах» в силу прямого указания (без разделения на категории) допускает распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодателем к участникам ВОВ.

Согласно Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных ФЗ «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 11.10.2000г №69, в частности п.2.7 – участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта1 статьи 2 ФЗ « О ветеранах», ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, на основании справки учреждения медико-социальной экспертизы в удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г. № 89-О государство не может произвольно изменять признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий.

Таким образом, Алутин П.И. является инвалидом и участником Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст.14,15 ФЗ « О ветеранах», что подтверждается справкой МСЭ и удостоверением.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая, что еще в 1945 году истец признан негодным к военной службе в связи с болезнью, что подтверждено заключением медкомиссии Свободинского райвоенкомата от 1950 года, является инвалидом по общему заболеванию и у него в удостоверении стоит отметка о праве на льготы в соответствии со ст.14 ФЗ « О ветеранах», суд с учетом вышеуказанных обстоятельств, а так же правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в определении № 89-О, полагает его требования о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как инвалида ВОВ в соответствии со ст.14 ФЗ « О ветеранах», подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.5 ст.5 Закона №70-ЗКО граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, включаются в отдельные списки

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление Алутина Петра Ильича – удовлетворить.

Признать постановление главы Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области № 22 от 18.02.2011 года – незаконным.

Обязать администрацию Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области принять на учет и включить Алутина Петра Ильича в Список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Золотухинский райсуд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – 15 апреля 2011 года.

Председательствующий (подпись) И.Г. Умеренкова

Копия верна: судья И.Г.Умеренкова