о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.



Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

«14» октября 2011 года п.Золотухино Курской области

Золотухинский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Умеренковой И.Г.,

с участием прокурора Мезенцевой Н.И.,

при секретаре Лосевой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Золотухинского района Курской области к администрации Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры,

установил:

прокурор Золотухинского района Курской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области о возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (оборудовать пандусы и поручни) при входе в здание ООО « Ниагара +», расположенного по адресу: <адрес> мотивируя свои требования тем, что в нарушение требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года ответчиком вход в здание ООО « Ниагара +» не оборудован приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа в него инвалидов и граждан других маломобильных групп населения, что нарушает их права на реализацию равных с другими гражданами прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.

В судебном заседании прокурор Мезенцева Н.И. исковые требования поддержала согласно вышеуказанных обстоятельств.

Представитель администрации Свободинского сельсовета Умеренкова А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме.

Представитель третьего лица на стороне ответчика – ООО « Ниагара+», надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.

. В силу ч.2 ст.1 Закона Курской области от 18.03.2008 года № 6-ЗКО « Об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Курской области» состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Курской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Курской области, а так же соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством РФ, и региональным нормативам градостроительного проектирования Курской области.

Судом установлено, что нежилое здание по адресу: <адрес> согласно выписке из реестра объектов недвижимости муниципальной собственности МО « Свободинский сельсовет» Золотухинского района и решения Собрания депутатов Свободинского сельсовета от 10.11.2006 года № 42, стоит на балансе в администрации МО «Свободинский сельсовета» Золотухинского района Курской области ( л.д.18).

27 октября 2008 года между ООО « Ниагара +» и администрацией Свободинского сельсовета заключен договор аренды нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> ( л.д.19).

Основными видами деятельности ООО « Ниагара +», согласно п.2.2. Устава, является удовлетворение потребностей населения в эксплуатации жилого и нежилого фонда в сфере жилищно-коммунального хозяйства(л.д.4-17).

В ходе проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, прокуратурой Золотухинского района установлено, что в нарушение требований законодательства Российской Федерации при входе в здание ООО « Ниагара +» отсутствуют приспособления для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в объект социальной инфраструктуры: лестница, ведущая к входу в здание, не оснащена пандусом и поручнями.

Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.

В соответствии с п.п.4.9,4.1 и 4.20 СНиП 02.08-89 помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифты и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.

В соответствии с п.п.13-14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Судом установлено, что по указанному адресу располагается ООО « Ниагара +», являющаяся объектом социальной инфраструктуры, услугами которой пользовались бы и инвалиды, но для маломобильных групп населения доступность в здание ограничена, чем нарушаются их права на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ: в данное здание имеется один вход, который не оборудован для бесприпятственного доступа инвалидов к указанным объектам.

Указанная обязанность должна быть возложена на собственника помещения – администрацию Свободинского сельсовета.

По общему правилу именно собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии.

В случаях, предусмотренных законом или договором, указанные расходы могут быть полностью или частично возложены на другое лицо.

Статья 622 ГК РФ предусматривает обязанность арендатора после прекращения договора аренды вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его и получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленного договором. Согласно п. 4.1.3 арендодатель обязан производить капитальный ремонт нежилых помещений, занимаемых арендатором, связанный с общим капитальным ремонтом дома.

Пандус и поручни являются элементом строительной конструкции, его установлению предшествует комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением состояния и технических характеристик здания.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу ч.3 ст.333.19 НК РФ, госпошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 200 рублей.

Прокурором, освобожденным, согласно подпункта 9 п.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины, подано заявление в интересах граждан.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, оснований для взыскания с администрации Свободинского сельсовета государственной пошлины в бюджет муниципального района, освобожденной от уплаты судебных расходов, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

исковые требования прокурора Золотухинского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию ООО « Ниагара+» - незаконным.

Обязать администрацию Свободинского сельсовета Золотухинского района Курской области оборудовать для инвалидов и других маломобильных групп населения пандусом и поручнями лестницу, ведущую к входу здания ООО «Ниагара +», расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Золотухинский райсуд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья И.Г.Умеренкова