по жалобе на решение ТИК Знаменского района Орловской области об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2011 года с. Знаменское

Знаменский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Балашовой Г.Ю.

с участием заместителя прокурора Знаменского района Орловской области Милованова А.В.

заявителя Семочкина С.В., его представителя по доверенности Александрова М.В.

представителей территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области Тельновой В.А., Медведевой И.В.,

при секретаре Журавлевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по жалобе Семочкина Сергея Викторовича на решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области,

УСТАНОВИЛ:

Семочкин С.В. обратился в суд с жалобой на решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области. В обоснование жалобы указал, что 26 января 2011 года территориальной избирательной комиссией Знаменского района было вынесено решение об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Семочкина С.В. Основанием отказа в регистрации кандидата явился довод о недостаточности количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Им было представлено достаточное для регистрации количество подписей - 101 подпись. Однако все подписи избирателей в количестве 13, содержащиеся в подписном листе №2 были признаны недействительными, поскольку в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей, имеется исправление, специально не отмеченное лицом, осуществляющим сбор подписей. Таким образом, количество собранных подписей (действительных) за кандидата стало недостаточным для его регистрации. Считает отказ в регистрации неправомерным, так как ему для регистрации необходимо было представить 92 подписи, им представлена 101 подпись, 13 подписей признано недействительными. Недостоверные подписи комиссией не выявлялись, то есть достоверных подписей осталось 101, так как недействительность подписи не влечет ее недостоверности. Кроме того, избирательной комиссией допущен ряд нарушений процедуры проведения выборов. Он не был извещен о выявленном нарушении в оформлении подписного листа в установленный срок, итоговый протокол о проверке подписных листов был составлен и вручен ему только в день заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата. Решение об отказе в регистрации кандидата было принято в составе 5 членов при установленном полном списочном составе 7 членов, при этом за отказ в регистрации кандидата было подано 3 голоса, 2 члена комиссии отказались подписывать данное решение. Протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата не был подписан секретарем заседаниям, которая отказалась от подписи, о чем свидетельствует надпись на протоколе.

Кроме того, считает, что помарка (исправление) в написании названия места жительства лица, собиравшего подписи является незначительной, она не препятствует однозначному восприятию сведений о лице, собиравшем подписи. Название населенного пункта «Знаменское» читается однозначно, без каких-либо затруднений и не приводит к недействительности подписей избирателей на подписном листе №2. Просит суд отменить решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района от 26 января 2011 года об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района, обязать территориальную избирательную комиссию восстановить в полном объеме нарушенное избирательное право путем регистрации его в качестве кандидата на должность главы района.

В судебном заседании заявитель Семочкин С.В. поддержал жалобу в полном объеме и просил суд ее удовлетворить.

Представитель заявителя Александров М.В. требования Семочкина С.В. поддержал полностью, по доводам, изложенным в жалобе. Считает, что имеется много фактических и правовых оснований для признания решения избирательной комиссии явно противоречащим закону. Основанием для вынесения решения об отказе в регистрации кандидата явилось исправление в подписных листах, полагает, что исправления как такового не было, так как смысл и существо текста не изменились, поэтому говорить об исправлении невозможно.

Председатель территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области Тельнова В.А. жалобу Семочкина С.В. считает необоснованной, поскольку заявитель неверно истолковывает нормы ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Заявитель не учитывает тот факт, что при общем количестве представленных подписей, а именно 101 подписи, при условии, что 13 подписей признаны недействительными, достоверных подписей у кандидата остается 88, что не достаточно для регистрации, так как достоверных подписей должно быть не менее 92. Недействительными были признаны 13 подписей подписного листа № 2, так как в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, имеются исправления, специально не отмеченные лицом, осуществлявшем сбор подписей. Заявитель Семочкин С.В. через свое доверенное лицо – Филичкина Н.В. 24 января 2011 года получил извещение от избирательной комиссии о проверке подписных листов, о выявленных нарушениях, а также о том, что вопрос о регистрации кандидата будет рассматриваться 26 января 2011 года в 16 часов. Комиссией было также предоставлено право заявителю внести уточнения и дополнения в представленные документы, за исключением подписных листов. Кроме того, решение об отказе в регистрации кандидата Семочкина С.В. было принято большинством голосов от установленного числа членов комиссии. Просит суд отказать Семочкину С.В. в удовлетворении заявленных требований.

Представитель территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области Медведева И.В. требования Семочкина С.В. не признала, полагает, что действия комиссии законны и обоснованы.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит жалобу Семочкина С.В. не обоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, решением территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области от 26 января 2011 года Семочкину С.В. отказано в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области. Основанием отказа явилось недостаточное количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (л.д.10-11).

В соответствии со ст. 38 ч.24 п. «д» ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции ФЗ от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

В силу ст. 2 п.п. 44, 45 ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции ФЗ от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа; недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.

В судебном заседании также установлено, что Семочкину С.В. для регистрации в качестве кандидата на должность главы района необходимо было представить 92 подписи избирателей (2% от числа зарегистрированных избирателей). Семочкин С.В. представил 101 подпись. Согласно итогового протокола проверки подписных листов от 26 января 2011 года, все подписи в подписном листе №2 в количестве 13 признаны недействительными, в связи с тем, что в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей имеется исправление, специально не отмеченное лицом, осуществляющим сбор подписей (л.д.21). Как усматривается из подписного листа №2 в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей, в адресе места жительства, а именно в написании населенного пункта «с.Знаменское», имеется исправление, специально не отмеченное лицом, осуществляющим сбор подписей (л.д.28-29).

В силу ст. 13 ч.5 п. 7 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года № 1087-ОЗ (в редакции от 08 ноября 2010 года) «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» недействительными считаются все подписи в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, имеются исправления, специально не отмеченные лицом, осуществлявшим сбор подписей.

Таким образом, территориальной избирательной комиссией Знаменского района обоснованно все 13 подписей в подписном листе №2 признаны недействительными.

Учитывая, что в избирательную комиссию Семочкиным С.В. представлена 101 подпись, из которых 13 подписей признаны недействительными, достоверных подписей остается 88, что является недостаточным для регистрации кандидата.

На основании вышеизложенного, решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области от 26 января 2011 года об отказе Семочкину С.В. в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области основано на законе.

Доводы заявителя о том, что недействительность подписи не влечет ее недостоверности, избирательной комиссией недостоверные подписи не выявлялись, следовательно, достоверных подписей осталось 101, что достаточно для регистрации кандидата, являются ошибочными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не содержит понятия «достоверная подпись», но по его смыслу достоверной является подпись, которая собрана в строгом соответствии с требованиями законодательства о выборах и в установленном порядке не была признана недействительной и (или) недостоверной.

Кроме того, норм, обязывающих избирательную комиссию, выяснять препятствуют или нет исправления, содержащиеся в подписных листах, однозначному восприятию сведений указанных в подписных листах, действующее избирательное законодательство не содержит.

Рассматривая доводы жалобы о том, что избирательной комиссией допущен ряд нарушений процедуры проведения выборов суд учитывает следующее.

Статьей 38 ч.1.1 ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции ФЗ от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Согласно ст. 38 ч.7 ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции ФЗ от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.

В соответствии с вышеприведенными нормами Семочкин С.В. был извещен о неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов представленных в территориальную избирательную комиссию, что подтверждается, имеющимся в материалах дела извещением (л.д.30-31) и также подтверждено в судебном заседании заявителем Семочкиным С.В.

То обстоятельство, что Семочкин С.В. был извещен о выявленных нарушениях не за три, а за два дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата не имеет существенного значения, поскольку в судебном заседании Семочкин С.В. пояснил, что указанные в извещении недостатки, за исключением подписных листов им были устранены, что свидетельствует о том, что указанного времени было достаточно для устранения недостатков, и не нарушает права заявителя.

Несвоевременное вручение заявителю копии итогового протокола не нарушает его права, поскольку согласно п.1.1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» вносить дополнения и уточнения в подписные листы с подписями избирателей не допускается.

Доводы о том, что сам протокол не соответствует установленным требованиям, так как не содержит сведений о количестве заявленных подписей, подписан единолично председателем избирательной комиссии, в протоколе отсутствуют сведения о времени (дате) проверки подписных листов, о членах комиссии, участвующих в проверке суд не может принять во внимание, так как судом достоверно установлено, что заседание комиссии по проверке подписных листов проводилось, на нем обсуждался вопрос об исправлении в подписном листе, указанное обстоятельство подтвердили допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей члены территориальной избирательной комиссии Васина Т.И., Кобазева Т.И., Власова М.А., Ракитин В.П., а именно то, что 26 января 2011 года в 9 часов члены избирательной комиссии собирались на заседание, где рассматривался вопрос проверки подписных листов, представленных кандидатом Семочкиным С.В. Члены комиссии обсуждали наличие в подписном листе №2 исправления.

То обстоятельство, что члены комиссии в процессе заседания не пришли к обоюдному выводу о том, что исправление в подписном листе является существенным недостатком, не имеет значения, так как в ходе заседания комиссии по вопросу о регистрации кандидата, все присутствующие члены комиссии согласились с тем, что наличие исправления в подписном листе является нарушением законодательства о выборах и единогласно проголосовали за отказ в регистрации кандидата Семочкина С.В.

Доводы жалобы о том, что решение об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Семочкина С.В. было принято в составе 5 членов комиссии при установленном полном списочном составе 7 членов, при этом за отказ в регистрации кандидата было подано 3 голоса, 2 члена комиссии отказались подписывать решение, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

В соответствии со ст. 28 п. 11, 13 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Постановлением избирательной комиссии Орловской области от 06 июня 2007 года № 273 сформирована территориальная избирательная комиссия Знаменского района Орловского района, назначен ее состав из 7 членов (л.д.35-38).

Как следует из протокола заседания комиссии от 26 января 2011 года на заседании комиссии присутствовало 5 членов комиссии, из них 3 с правом решающего голоса. За отказ в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Семочкина С.В. проголосовало 5 членов (л.д. 25-27). Таким образом, заседание комиссии является правомочным.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей члены территориальной избирательной комиссии, присутствующие на заседании: ФИО1 подтвердили, что проголосовали за отказ в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Семочкина С.В., так как представленных им подписей недостаточно для регистрации. При этом пояснили, что решение принимали самостоятельно, какого-либо давления на них не оказывалось.

К показаниям свидетеля ФИО2 о том, что она являлась членом территориальной избирательной комиссии Знаменского района до 20 января 2011 года и принимала документы у кандидата Семочкина С.В. Председатель комиссии Тельнова В.А. относилась предвзято к кандидатуре Семочкина С.В., настраивала всех членов комиссии, чтобы документы Семочкина С.В. принимали не смотря, чтобы там было как можно больше ошибок. Решение об отказе Семочкину С.В. в регистрации было принято под давлением, суд относится критически, поскольку Коргина Л.В. ни при проверке подписных листов, ни на заседании комиссии по вопросу регистрации кандидатов участия не принимала, данные показания являются ее субъективным мнением, которое объективного подтверждения в судебном заседании не нашло.

Показания свидетеля ФИО3 о том, что являлся членом территориальной избирательной комиссии Знаменского района. 26 января 2011 года утром его вызвали в комиссию, так как по подписным листам Семочкина С.В. имелись нарушения. Все члены комиссии сказали, что нарушений нет, потом он ушел на работу. В 12 часов его снова вызвала председатель комиссии и просила подписать решение комиссии о том, что подписи у кандидата Семочкина С.В. недействительны, он отказался. В этот же день его вызвал глава района и спросил, почему он отказывается подписывать решение, он, что против него. После этого он написал заявление о выходе из комиссии, по мнению суда также не могут служить основанием, для признания решения избирательной комиссии незаконным, поскольку указанный свидетель на заседании комиссии по вопросу регистрации кандидатов не присутствовал. То обстоятельство, что, по его мнению, на него оказывалось давление, суд не принимает во внимание, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что решение было принято членами комиссии самостоятельно, по результатам голосования, факт оказания давления никем из членов комиссии подтвержден не был.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, о том что избирательные права Семочкина С.В. нарушены не были, решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области Семочкина С.В. отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Семочкина Сергея Викторовича на решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Знаменский районный суд Орловской области.

Председательствующий________________Г.Ю. Балашова