РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2011 года с. Знаменское
Знаменский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Мишиной Г.Ю.
с участием заместителя прокурора Знаменского района Милованова А.В.
заявителя Калинина В.М., его представителя по доверенности Волобуева В.В.
председателя территориальной избирательной комиссии Знаменского района Тельновой В.А.
при секретаре Журавлевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по заявлению Калинина Виктора Михайловича об отмене решения территориальной избирательной комиссии Знаменского района об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
Калинин В.М. обратился в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области. В обоснование жалобы указал, что 26 января 2011 года в территориальную избирательную комиссиию Знаменского района им были поданы документы о выдвижении кандидата на должность главы Знаменского района. Решением территориальной избирательной комиссии от 04 февраля 2011 года ему было отказано в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района в связи с несоответствием документов, представленных кандидатом в избирательную комиссию требованиям ст. 35 ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции ФЗ от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст. 13 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года № 1087-ОЗ (в редакции от 08 ноября 2010 года) «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области». 02 февраля 2011 года он был извещен избирательной комиссией о том, что 03 февраля 2011 года в 16 часов состоится заседание Территориальной избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации в кандидаты на должность главы района. Кроме того, избирательная комиссия в своем извещении сообщила о том, что представленные им документы не соответствуют требованиям закона к оформлению документов и содержат неполные сведения о кандидате. Избирательной комиссией в нарушение п.1.1. ст. 38 ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции ФЗ от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» он был извещен о выявлении несоблюдения требований закона к оформлению документов лишь за один день до дня заседания комиссии. В результате чего он был лишен возможности за одни сутки подготовить и внести исправления в документы и представить их в комиссию. Полагает, что федеральный законодатель в качестве правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право кандидата исправить допущенные нарушения в связи с наличием документов оформленных с нарушением требований закона, при этом избирательная комиссия для реализации данного права обязана уведомить кандидата об этом с соблюдением установленного законом трехдневного срока. Однако комиссия, игнорируя данные положения, не дав ему возможности привести документы в соответствие с требованиями закона, вынесла решение об отказе в регистрации кандидатом на должность главы района, чем нарушила его избирательные права. Просит суд отменить решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района от 04 февраля 2011 года об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района и зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы района.
В судебном заседании заявитель Калинин В.М. доводы заявления поддержал в полном объеме и просил суд признать решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района от 04 февраля 2011 года об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района незаконным, обязать избирательную комиссию предоставить возможность привести в соответствие требованиям законодательства, представленные им как кандидатом на выборную должность документы и сведения.
Представитель заявителя по доверенности Волобуев В.В. требования Калинина В.В. поддержал полностью, по доводам, изложенным в заявлении.
Председатель территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области Тельнова В.А. заявление Калинина В.М. не поддержала, считает, что избирательной комиссией не были допущены нарушения требований ст. 38 п.1.1 ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции ФЗ от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», так как Калинин В.М. был извещен о выявленных нарушениях за 3 дня до заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата на должность главы района. Калинин В.М. 02 февраля 2011 года лично получил извещение, где указано о неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов представленных им в комиссию, а также о том, что заседание комиссии состоится 03 февраля 2011 года. На заседании 03 февраля 2011 года не было принято решение, так как уполномоченным представителем от КПРФ был представлен пакет документов на кандидата Калинина В.М. не соответствующий требованиям закона. Заседание комиссии было перенесено на 04 февраля 2011 года, где и было принято решение об отказе в регистрации кандидата на должность главы района. Следовательно, Калинин В.М. был своевременно извещен, принимал участие в заседаниях и имел возможность внести уточнения и дополнения в документы. При выдвижении кандидата избирательным объединением в избирательную комиссию, организующую выборы, помимо документов, указанных в ст. 33 ФЗ № 67-ФЗ, представляется решение избирательного объединения о выдвижении кандидата. В решении должны быть указаны: место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидата; число зарегистрированных делегатов конференции или общего собрания избирательного объединения; число делегатов, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидата в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения; сведения о наличии согласия гражданина на выдвижение отданного избирательного объединения; способ и результаты голосования. Калинин В.М. вместе с Уполномоченным представителем Знаменского районного отделения КПРФ ФИО1 нарушил требования закона. В документах не указаны дата, место, время проведения мероприятия связанного с выдвижением кандидата; число зарегистрированных делегатов; не указаны результаты голосования; отсутствуют сведения о наличии согласия граждан на выдвижение; отсутствует нотариально удостоверенная копия Устава политической партии; удостоверенная копия документа, подтверждающая факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц; отсутствует решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, чего требует п.14.1 ст.35 Федерального Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Кроме того, Калинин В.М. в своём заявлении не оспаривает ни одного факта нарушений о предоставлении документов в избирательную комиссию, что свидетельствует о его согласии с выводами избирательной комиссии. Просит суд отказать Калинину В.М. в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, поддержавшего заявление, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявление Калинина В.М. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, решением территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области от 04 февраля 2011 года Калинину В.М. отказано в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области. Основанием отказа явилось представление в комиссию документов не соответствующих требованиям ст. 35 ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции ФЗ от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст. 13 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года № 1087-ОЗ (в редакции от 08 ноября 2010 года) «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» (л.д.9).
В суде также установлено, что 02 февраля 2011 года Калинин В.М. был извещен территориальной избирательной комиссией Знаменского района о неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных в комиссию, а именно о том, что в заявлении о согласии баллотироваться не указано место рождения кандидата; представленный уполномоченным представителем пакет документов не соответствует требованиям ч.14 ст. 35 ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции ФЗ от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Одновременно Калинин В.М. был уведомлен о том, что заседание комиссии о регистрации кандидата состоится 03 февраля 2011 года в 16 часов (л.д. 10).
Статьей 38 ч.1.1 ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции ФЗ от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Согласно Постановления Центризбиркома РФ от 23.03.2007 N 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.
Таким образом, территориальной избирательной комиссией были нарушены требования закона, содержащиеся в статье 38 ч.1.1 ФЗ от 12 июня 2002 года (в редакции ФЗ от 28.12.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Избирательная комиссия уведомила Калинина В.М. о выявленных недостатках лишь за 1 день до заседания комиссии о регистрации кандидата, при этом из извещения не усматривается, какие конкретно из представленных уполномоченным представителем документов оформлены с нарушением требований закона или не представлены вообще. Кроме того, как усматривается из представленных материалов, в извещении от 02 февраля 2011 года комиссией указывается на одни недостатки в документах, согласно протоколов заседания комиссии от 03 февраля 2011 года и 04 февраля 2011 года на заседании комиссии указывалось на иные недостатки, в частности на отсутствие в решении партии необходимых сведений. При этом вопрос о том, что представителем партии не представлен Устав и свидетельство о регистрации партии вообще ни поднимался.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей члены избирательной комиссии также не смогли достоверно указать, какие документы не были представлены Калининым В.М. и представителем партии вообще и какие были оформлены с нарушением закона.
Так свидетель ФИО2 пояснила, что Калининым В.М. были представлены все документы, не хватало документов от партии, не было решения партии и в заявлении о согласии баллотироваться было исправление.
Свидетель ФИО3 показала, что в папке кандидата Калинина В.М. на должность главы района партийных документов вообще не было.
Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что 03 февраля 2011 года проходило заседание комиссии по регистрации кандидата Калинина В.М., на котором смотрели представленные документы и те документы, которые представила партия КПРФ. Она лично смотрела документы Калинина В.М. и папку, которая была от партии, в которой имелись все необходимые документы, в том числе Устав. Она предложила перенести заседание, чтобы убедиться, что эти документы были представлены партией для регистрации кандидата на должность главы района, а не для регистрации кандидатов в депутаты в районный Совет.
Свидетель ФИО5 пояснила, что 03 февраля 2011 года на заседании комиссии она не участвовала. 04 февраля 2011 года на заседании выступила председатель комиссии Тельнова В.А. по вопросу недостающих документов указала, что не хватает решения партии, свидетельства о регистрации, все остальные документы были. Лично она папку с документами не смотрела.
Свидетель ФИО6 пояснила, что 03 февраля 2011 года на заседании комиссии она не присутствовала. 04 февраля 2011 года на заседании после рассмотрения документов Калинина В.М. комиссией было принято решение отказать в регистрации, поскольку партией не был представлен полный пакет документов, отсутствовал Устав партии, решение о выдвижении кандидатов. Все остальные документы были, она их просматривала.
При таких обстоятельствах, действия комиссии нельзя признать законными.
Доводы председателя территориальной избирательной комиссии Знаменского района Тельновой В.А. о том, что решение комиссии об отказе в регистрации кандидата Калинина В.М. на должность главы района принято на основании п.п. «в», «в.1», «в.2» п. 24 ст. 38 ФЗ №-67-ФЗ и соответствует требованиям закона являются несостоятельными, поскольку в решении об отказе в регистрации ссылка на указанные нормы закона отсутствует.
Суд критически относится и к доводам избирательной комиссии о том, что Калинину В.М. и уполномоченному представителю от партии неоднократно предлагалось устранить допущенные нарушения, но они этим правом не воспользовались, поскольку эти доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, о том, что избирательная комиссия лишила Калинина В.М. возможности воспользоваться гарантированным избирательным правом и устранить недостатки, в связи с этим решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района об отказе в регистрации кандидата на должность главы Знаменского района Орловской области Калинина В.М. подлежит отмене, а его избирательные права восстановлению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение территориальной избирательной комиссии Знаменского района Орловской области об отказе в регистрации кандидата Калинина Виктора Михайловича на должность главы Знаменского района Орловской области от 04 февраля 2011 года незаконным.
Возложить на территориальную избирательную комиссию Знаменского района Орловской области обязанность восстановить в полном объеме нарушенное избирательное право Калинина В.М. и выполнить требования ст. 38 п.1.1. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Знаменский районный суд Орловской области.
Председательствующий________________Г.Ю. Мишина