О признании права на начисление пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста



РЕШЕНИЕ ДЕЛО №2-54/12

Именем Российской Федерации

22 августа 2012 года с. Знаменское

Хотынецкий районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Мишиной Г.Ю.

с участием истца Рожкова В.Ф.

ответчика – представителя ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Знаменском районе Орловской области по доверенности Макариной Н.Е.

при секретаре Матюхиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по иску Рожкова Виктора Федоровича к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Знаменском районе Орловской области о признании права на начисление пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста,

УСТАНОВИЛ:

Рожков В.Ф. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Знаменском районе Орловской области о признании права на начисление пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста. В обоснование своих требований указал, что 17 июля 2012 года он обратился в ГУ-УПФ РФ в Знаменском районе Орловской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 4 года, на основании ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 2 года, как гражданину, постоянно проживавшему на территории зоны проживания с правом на отселение в период с 26 апреля 1986 года по 16 июня 1987 года, поскольку в указанный период проживал в <адрес>, а так же на основании ст. 34 данного закона так же на 2 года, как гражданину, постоянно проживавшему (работавшему) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с 16 июня 1987 года по 31 декабря 1998 года, поскольку более 11 лет проживал в <адрес>. УПФ РФ в Знаменском районе Орловской области в назначении пенсии ему отказало, указав, что он должен выбрать только одно «наиболее выгодное» основание для снижения общеустановленного пенсионного возраста и рекомендовало выбрать основание, предусмотренное ст. 34 закона, снизив возраст выхода на пенсию на 3 года. Считает отказ УПФ РФ в Знаменском районе незаконным. Просит суд признать за ним право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 4 года и обязать УПФ РФ в Знаменском районе назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.

В судебном заседании истец Рожков В.Ф. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, считает, что имеет право на назначении пенсии со снижением общеустановленного возраста на 4 года, так как на 30 июня 1986 года он проживал в зоне с правом на отселение, и более 11 лет - в зоне с льготным социально –экономическим статусом. Просил суд его исковые требования удовлетворить.

Ответчик - представитель ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Знаменском районе Орловской области по доверенности Макарина Н.Е. исковые требования не признала и суду пояснила, что право на снижение пенсионного возраста гражданам, подвергающимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется исходя из их принадлежности к той или иной категории граждан, указанных в ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом эти лица могут относиться одновременно к двум и более категориям, указанным в названной статье. Гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 данного Закона пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на 2 года – «абсолютная величина» за период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более 5 лет в общей сложности. Гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 указанного Закона пенсия по старости назначается с уменьшением на 1 год «абсолютная величина» за период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. При наличии права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные законом по различным основаниям, возмещается вред, и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются только по одному из оснований по выбору, наиболее выгодному. Снижение пенсионного возраста – это одна мера социальной поддержки, которая может быть предоставлена только по одному основанию. Суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста в Законе не предусмотрено. Однако, при определении права на снижение пенсионного возраста производится взаимный зачёт периодов проживания или работы в зонах с различным радиационным режимом при условии, что эти периоды дают право на снижение возраста на более льготных условиях, т.е. суммируются не льготы по уменьшению пенсионного возраста, а периоды проживания по различным основаниям. Рожков В.Ф. проживал как в зоне проживания с правом на отселение, так и в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Поскольку у истца имеется право на получение пенсионных льгот по нескольким основаниям, ему предоставлено право выбора одной из льгот по одному основанию, наиболее выгодному, при этом производится взаимный зачёт периодов проживания. В случае применения ст. 34 Закона возможно снижение общеустановленного возраста выхода Рожкова В.Ф. на пенсию на 3 года с учётом взаимозачёта периодов проживания на территории зоны отселения к периоду проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. В этом случае, право на назначение пенсии у истца возникает по достижении им возраста 57 лет. В случае применения ст. 33 Закона, право на назначение пенсии у истца возникает по достижении им возраста 58 лет. Удовлетворение требований истца о назначении ему пенсии со снижением на 4 года общеустановленного возраста противоречит требованиям ст. 34 закона, так как в соответствии с данной нормой закона пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного возраста не более чем на 3 года. Просит в удовлетворении заявленных требований Рожкову В.Ф. отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление Рожкова В.Ф. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Рожков Виктор Федорович в период с 03 мая 1982 года по 03 марта 1987 года был зарегистрирован и проживал в г. Болхов Орловской области, который в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р и постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582 отнесен к зоне проживания с правом на отселение. С 16 июня 1987 года по настоящее время Рожков В.Ф. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Указанная территория с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

17 июля 2012 года по достижении возраста 56 лет Рожков В.Ф. обратился в ГУ – УПФ РФ в Знаменском районе Орловской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.

25 июля 2012 года решением ГУ – УПФ РФ в Знаменском районе Орловской области в назначении трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 4 года Рожкову В.Ф. было отказано.

Указанные обстоятельства помимо пояснений истца Рожкова В.Ф. подтверждены паспортом Рожкова В.Ф. с отметкой о регистрации (л.д.8-9), трудовой книжкой на имя Рожкова В.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-34), справкой № 575 от 07 июля 2012 года, выданной администрацией Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области (л.д.38), адресной справкой от 06 июля 2012 года, выданной УФМС России по Орловской области (л.д.39), выпиской из домовой книги (л.д.40-41), справкой № 1999 от 22 июня 2012 года, выданной администрацией Болховского района Орловской области (л.д.42), заявлением о назначении пенсии от 17 июля 2012 года (л.д.27-28), решением ГУ - УПФ РФ в Знаменском районе Орловской области от 25 июля 2012 года (л.д.24-26) и ответчиком не оспаривались.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 17 декабря 2001 года 173-ФЗ (в редакции от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001года № 166-ФЗ (в редакции от 01.07.2011) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно пп. 7-8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции от 25.06.2012 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ст. 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции от 25.06.2012 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В силу ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции от 25.06.2012 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Примечанием к ст. 35 вышеуказанного Закона определено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Таким образом, судом установлено, что Рожков В.Ф. в период времени с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, т.е. 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года проживал на территории зоны проживания с правом на отселение. В связи с чем, в силу ст. 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции от 25.06.2012 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением установленного возраста на 2 года.

Кроме того, поскольку Рожков В.Ф. с 16 июня 1987 года по 31 января 1998 года проживал на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то в силу ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции от 25.06.2012 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением установленного возраста еще на 2 года.

Указанные обстоятельства ответчиком в судебном заседании также не оспаривались.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991года №1244-1 (ред. от 25.06.2012года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

При этом, указанная норма не содержит прямого запрета на предоставление гражданину права в назначении трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста по основаниям, предусмотренным различными статьями данного закона.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Рожкову В.Ф. должно быть предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по всем имеющимся основаниям с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что снижение пенсионного возраста - это одна мера социальной поддержки, которая может быть предоставлена только по одному основанию, либо по ст. 33, либо по ст. 34 вышеназванного закона. Суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста законом не предусмотрено, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

По достижении возраста 56 лет, имея трудовой стаж более 5 лет, Рожков В.Ф. обратился в УПФ РФ в Знаменском районе Орловской области с заявлением о назначении пенсии, представив все необходимые документы. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

Поскольку Рожкову В.Ф. УПФ РФ в Знаменском районе Орловской области было незаконно отказано в назначении трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 4 года, суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с 17 июля 2012 года, т.е. со дня его обращения с заявлением о назначении пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рожкова В.Ф. – удовлетворить.

Признать за Рожковым Виктором Федоровичем право на назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 4 года.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Знаменском районе Орловской области назначить Рожкову Виктору Федоровичу трудовую пенсию по старости с 17 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда через Хотынецкий районный суд Орловской области.

Председательствующий________________Г.Ю. Мишина