По жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ



РЕШЕНИЕ

с.Знаменское 14 мая 2012 года

Судья Хотынецкого районного суда Орловской области Волченкова Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Хотынецкого районного суда жалобу директора ООО «Коммунсервис» Шахиной Н.В. на постановление главного государственного инспектора Знаменского района Орловской области по пожарному надзору от 29 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

распоряжением Правительства Орловской области от 20 февраля 2012 года №56-р в связи с повышением пожарной опасности, ростом числа пожаров и последствий от них на территории Орловской области с 21 февраля 2012 года установлен особый противопожарный режим.

В соответствии с введенным на территории Орловской области особым противопожарным режимом и в целях недопущения нарушения требований пожарной безопасности распоряжением Вр.и.о. начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Орловской области от 02 марта 2012 года в отношении ООО «Коммунсервис» с 12 марта 2012 года по 13 марта 2012 года проведена внеплановая выездная проверка.

Актом проверки от 13 марта 2012 года выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно установлено, что в административном здании ООО «Коммунсервис» в <адрес> не установлена автоматическая пожарная сигнализация (НПБ 110-03, п.4); водонапорная башня, расположенная на территории ООО «Коммунсервис» не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года (ППБ 01-03, п.95); должностное лицо ООО «Коммунсервис» не прошло обучение по знанию противопожарного минимума (приказ МЧС России от 12.12.2007 №645); в административном здании, отсутствует план эвакуации (ППБ 01-03 п.16); отсутствует журнал, подтверждающий проведение противопожарного инструктажа (ППБ 01-03 п.7).

Согласно предписанию от 15 марта 2012 года указанные нарушения ООО «Коммунсервис» необходимо устранить в срок до 01 октября 2012 года.

Из протокола №6 от 15 марта 2012 года следует, что в ходе внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Коммунсервис» допущено нарушение требований пожарной безопасности, а именно: водонапорная башня, расположенная на территории ООО «Коммунсервис» в <адрес> не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года (ППБ 01-03 п.95); должностное лицо ООО «Коммунсервис» не прошло обучение по знанию противопожарного минимума (приказ МЧС России от 12.12.2007 №645); в административном здании, отсутствует план эвакуации (ППБ 01-03 п.16); отсутствует журнал, подтверждающий проведение противопожарного инструктажа (ППБ 01-03 п.7).

Постановлением главного государственного инспектора Знаменского района Орловской области по пожарному надзору от 29 марта 2012 года №6 директор ООО «Коммунсервис» Шахина Н.В. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Директор ООО «Коммунсервис» Шахина Н.В. обратиласть в суд с жалобой на постановление №6 от 29 марта 2012 года, указав, что считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку протокол по материалам проверки составлен с нарушением п.5 ст.10 Федерального закона №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» согласно которому выездная проверка юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, может быть проведена органами государственного контроля (надзора) после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц. Результаты проверки, проведенные с грубым нарушением, а именно в части несогласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица. Кроме того, водонапорная башня, расположенная по адресу: <адрес> является арендованным имуществом, собственником которого является Администрация Знаменского сельского поселения. Согласно п.3.1.3 договора аренды муниципального имущества №1 от 01.11.2008, Арендодатель обязуется отвечать за недостатки сданного в аренду имущества полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора он не знал об этих недостатках. Следовательно, указанные требования необходимо предъявлять к собственнику имущества. Также в связи с требованиями законодательства РФ об устройстве санитарных зон артезианских скважин и водонапорных башен и отсутствием подъездного пути, учитывая тот факт, что водонапорная башня расположена около военизированной пожарной части с центральным пожарным гидрантом, устройство подъездного пути и крана для отбора воды для собственника является нецелесообразным. Кроме того, сфера деятельности предприятия является специфической и основной объем работ приходится на предоставление тепловой энергии, весь инженерно - технический персонал в установленный законом срок проходит обучение по специальной программе, в том числе и в 2011 году, в которую включен обязательный минимум знаний по пожарной безопасности. При приеме на работу в ООО «Коммунсервис» все работники проходят вводный инструктаж, который также предусматривает раздел противопожарного инструктажа. Весь обслуживающий персонал котельных предприятия принимается на работу только после прохождения аттестации, ежеквартально на предприятии проводятся учебные тренировки по знаниям правил техники безопасности и противопожарной безопасности. В настоящий момент и на момент проверки ООО «Коммунсервис» не имеет в собственности административного здания, в связи с чем, весь инженерно – технический персонал и бухгалтерия временно располагаются в производственно – техническом здании, в котором имеются планы эвакуации и знаковые обозначения о соблюдении правил пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель директора ООО «Коммунсервис» Шахиной Н.В. - Боженова О.Ю. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Главный государственный инспектор Знаменского района Орловской области по пожарному надзору Баранов С.П. возражал относительно доводов представителя директора ООО «Коммунсервис» Шахиной Н.В. - Боженовой О.Ю.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.2 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима,- влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут также лица, уполномоченные владеть пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Статьей 30 данного Федерального закона установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

На основании ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года №313.

В силу пункта 10 указанных Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с п.2 данных Правил, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что не только собственники имущества должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, но и лица, уполномоченные владеть и пользоваться имуществом, а руководители организаций несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Пунктом 7 ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 установлено, что все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

На основании п.16 ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Согласно п.95 ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

В соответствии с п. 31 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Судом установлено, что с 21 февраля 2012 года на территории Орловской области был установлен особый противопожарный режим и рекомендовано ГУ МЧС России по Орловской области активизировать проведение проверок противопожарного состояния населенных пунктов (л.м.19).

В соответствии с распоряжением Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Орловской области (л.м.21) внеплановая проверка проводилась в отношении ООО «Коммунсервис» на основании ст.6.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

По результатам проведенной в период с 12 марта 2012 года по 13 марта 2012 года выездной внеплановой проверки был составлен акт и выявлены факты нарушения ООО «Коммунсервис» требований пожарной безопасности, а именно: в административном здании ООО «Коммунсервис» в <адрес> не установлена автоматическая пожарная сигнализация (НПБ 110-03, п.4); водонапорная башня, расположенная на территории ООО «Коммунсервис» не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года (ППБ 01-03, п.95); должностное лицо ООО «Коммунсервис» не прошло обучение по знанию противопожарного минимума (приказ МЧС России от 12.12.2007 №645); в административном здании, отсутствует план эвакуации (ППБ 01-03 п.16); отсутствует журнал, подтверждающий проведение противопожарного инструктажа (ППБ 01-03 п.7) (л.м.22-23).

Предписанием от 15 марта 2012 года указанные нарушения ООО «Коммунсервис» необходимо устранить в срок до 01 октября 2012 года (л.м.25-26).

Выявленные нарушения были указаны в протоколе №6 от 15 марта 2012 года из которого следует, что в ходе внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Коммунсервис» допущено нарушение требований пожарной безопасности: водонапорная башня, расположенная на территории ООО «Коммунсервис» в <адрес> не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года (ППБ 01-03 п.95); должностное лицо ООО «Коммунсервис» не прошло обучение по знанию противопожарного минимума (приказ МЧС России от 12.12.2007 №645); в административном здании, отсутствует план эвакуации (ППБ 01-03 п.16); отсутствует журнал, подтверждающий проведение противопожарного инструктажа (ППБ 01-03 п.7) (л.м.24).

Протокол составлен начальником отделения надзорной деятельности по Знаменскому району в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, в связи с чем, является надлежащим доказательством, соответствующим требованиям ст.26.2 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что ООО «Коммунсервис» является юридическим лицом (л.м.5-6) директором которого является Шахина Н.В. (л.м.46)

Согласно Уставу ООО «Коммунсервсис» основными видами деятельности общества являются: содержание и эксплуатация жилищного фонда; оказание услуг по теплоснабжению, водопотреблению и водоотведению (л.м.33-45).

Судом установлено, что ООО «Коммунсервис» владеет и пользуется водонапорной башней на основании договора аренды от 01 ноября 2008 года (срок действия договора – 01.11.2026 год) (л.м.7-12).

Согласно п. 3.1.3 договора аренды недвижимого муниципального имущества №1 от 01.11.2011г. усматривается, что арендодатель обязуется отвечать за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора, он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору: потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков имущества.

Суду не предоставлено доказательств того, что ООО «Коммунсервис» обращалось к собственнику имущества – Администрации Знаменского сельского поселения Орловской области с требованиями об устранении недостатков или об уменьшении арендной платы.

Вместе с тем, ООО «Коммунсервис» согласно вышеуказанному пункту договора аренды имущества вправе само устранить недостатки и потребовать от арендодателя возместить расходы, однако указанные действия также не были произведены.

Таким образом, довод жалобы о том, что требование об устранении недостатков водонапорной башни, а именно оснащение приспособлением для отбора воды пожарной техникой в любое время года, следует предъявлять к собственнику имущества, суд признает несостоятельным.

Доводы жалобы о том, что устройство крана для отбора воды является нецелесообразным, так как водонапорная башня расположена рядом с пожарной частью, а также то, что устройство подъездного пути не предусмотрено санитарными нормами и правилами не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Директор ООО «Коммунсервис» Шахина Н.В. в жалобе указывает, что весь персонал проходит противопожарный инструктаж и в подтверждение указанных доводов, суду предоставлен журнал регистрации вводного противопожарного инструктажа (л.м.84).

Однако, суд не может принять во внимание указанные доводы, поскольку на момент проверки инспектору по пожарному надзору журнал регистрации вводного противопожарного инструктажа не был предоставлен.

В подтверждение доводов жалобы о том, что должностное лицо ООО «Коммунсервис» Шахина Н.В. прошло обучение по знанию противопожарного минимума суду предоставлено удостоверение №61 от 16.03.2012 (л.м.100).

Суд также критически относится к данному доводу жалобы, поскольку установлено, что проверка проводилась с 12.03.2012 по 13.03.2012, а удостоверение директору ООО «Коммунсервис» Шахиной Н.В. было выдано 16.03.2012.

Кроме того, доказательств того, что в здании, где располагается персонал ООО «Коммунсервис» имеется план эвакуации, суду не предоставлено.

В силу ч.5 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 №294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с органом прокуратуры требуется согласование внеплановой выездной проверки юридических лиц, которая проводится по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 данного Федерального закона.

Однако, в отношении ООО «Коммунсервис» внеплановая проверка проводилась по основанию, предусмотренному п.2 ст.6.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории, в связи с чем, не требуется согласование с органами прокуратуры и отсутствуют основания считать, что органом государственного пожарного надзора нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 №294 – ФЗ.

Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Действия директора ООО «Коммунсервис» Шахиной Н.В. правильно квалифицированы по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

Постановление о привлечении директора ООО «Коммунсервис» Шахиной Н.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено директору ООО «Коммунсервис» Шахиной Н.В. в соответствии с санкцией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и является справедливым, поскольку установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные п.5 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, т.е. административное правонарушение совершено при чрезвычайных обстоятельствах - в условиях особого противопожарного режима.

Учитывая, изложенное, суд приходит к выводу, что постановление главного государственного инспектора Знаменского района Орловской области по пожарному надзору от 29 марта 2012 года о привлечении директора ООО «Коммунсервис» к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ законно и обоснованно.

Каких – либо нарушений процессуальных норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Коммунсервис» Шахиной Н.В. допущено не было.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым оставить постановление главного государственного инспектора Знаменского района Орловской области по пожарному надзору без изменения, а жалобу директора ООО «Коммунсервис» Шахиной Н.В. без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора Знаменского района Орловской области по пожарному надзору от 29 марта 2012 года №6 о привлечении директора ООО «Коммунсервис» Шахиной Н.В. к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Коммунсервис» Шахиной Н.В. без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента его провозглашения.

Судья Н.С.Волченкова