решение по жалобе об оспаривании действий должностного лица



Решение опубликовано с согласия председательствующего судьи

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2010 года г. Знаменск

Знаменский городской суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Шалаева А.В.

при секретаре Давыдовой Ю.А.

с участием заявителя Красноруцкого В.Д., и представителей должностного лица Плотникова

А.Ю. и Алямшиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красноруцкого ... об оспаривании решения начальника 923 КЭО Ибрагимова ...,

Установил:

Красноруцкий В.Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица – начальника 923 КЭО СК КЭУ МО РФ Ибрагимова С.Д., отказавшего заявителю в выдаче государственного жилищного сертификата серии ... на ....

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования пояснив, что с ... г. проходил военную службу в в/ч ..., с .... – в ..., .... проходил службу в в/ч ..., с ... г. находился в командировке, является ветераном боевых действий. ...г. уволен с военной службы по достижении предельного возраста. В период службы в .... подал рапорт на имя командира в/ч ... на предоставление ГЖС, жилищной комиссией был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, включен в список нуждающихся, предоставил документы необходимые для получения ГЖС. С .... после развода с супругой он проживал на съемных квартирах, в .... выписался из квартиры бывшей супруги по её просьбе и зарегистрировался при в/ч .... В .... ему стало известно, что на его имя пришел ГЖС, но в жилищном отделе 923 КЭО его не выдали, объяснив тем, что после снятия с регистрации из квартиры супруги не прошло 5 лет, в связи с чем порекомендовали обратиться к начальнику 923 КЭО. Начальник КЭО отказал ему в выдаче ГЖС, мотивировав это тем, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия, а граждане после этого принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет. Просит признать указанное решение начальника 923 КЭО незаконным поскольку он признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, представленные им для получения сертификата документы проверены юристом и командиром полигона, из квартиры бывшей супруги он выписывался не намеренно с целью признания его нуждающимся в жилом помещении, а по просьбе бывшей супруги, т.к у неё новая семья. Просит обязать начальника 923 КЭО выдать ему выделенный на его имя сертификат серии ... на ....

Представитель должностного лица Плотников А.Ю. в судебном заседании требования заявителя не признал, пояснив, что отказ начальника 923 КЭО обоснован, поскольку заявитель в .... намеренно выписался из квартиры бывшей супруги, чтобы его приняли на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а согласно ст.53 ЖК РФ такие граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. После расторжения брака с супругой заявитель не обращался за признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того для получения ГЖС заявителем не представлено обязательство о сдаче занимаемого жилья. Также пояснил, что решение жилищной комиссии о признании заявителя нуждающимся в предоставлении жилья не оспаривалось, было согласовано со всеми ведомственными инстанциями, однако при поступлении ГЖС начальник КЭО принял решение об отказе в его выдаче. Просил признать требования заявителя не обоснованными.

Представитель должностного лица Алямшина А.Р. просила признать требования заявителя не обоснованными, поддержав пояснения Плотникова.

Суд, выслушав объяснения сторон, свидетеля ФИО2., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно п.п. «а» п.5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 - право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с п.8 указанных Правил - основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Пунктом 15 данных Правил установлено, что выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "а" пункта 5 Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Согласно подпункта «а» пункта 19 Правил - для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают следующие документы: справку об общей продолжительности военной службы; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и т.д.

В соответствии с п.22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

Согласно п.39 Правил - органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти.

Как установлено в п.п. «ж» п.44 Правил – для получения сертификата гражданином - участником подпрограммы необходимо представление обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствие со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно выписки из протокола ... заседания жилищной комиссии в/ч ... от ...г. решением жилищной комиссии заявитель признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий), т.к. не обеспечен постоянной жилой площадью. ...г. указанное решение завизировано ведущим инженером жилищного отдела в/ч ... (КЭО).

...г. заявитель обратился к командиру в/ч ... с рапортом о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010г.г. и в список кандидатов на получение ГЖС на .... На момент подачи рапорта заявитель зарегистрирован при в/ч .... К рапорту приложил необходимый пакет документов. Командиром в/ч ... принято решение ходатайствовать перед командиром полигона по существу данного рапорта. Указанный рапорт согласован с начальником юридической службы полигона. На рапорте начальником жилищного отдела в/ч ... (КЭО) дана справка о том, что заявитель значится в компьютерной базе данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилья.

Согласно выписки из приказа командира в/ч ... от ...г. заявитель уволен с военной службы по достижении предельного возраста.

Согласно справки администрации МО ЗАТО Знаменск Красноруцкий В.Д. был зарегистрирован в квартире бывшей супруги по ... ... с ...г. по ...г.

Указанная квартира была предоставлена ФИО3. ...г. на состав семьи из 5 человек.

Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация» следует, что за Красноруцким В.Д. жилья в собственности не зарегистрировано, в приватизации участия он не принимал.

Свидетель ФИО4. в судебном заседании показала, что состояла в браке с заявителем с ...г. по .... Ранее она являлась нанимателем однокомнатной квартиры, в которой в .... зарегистрировался её муж, после чего её поставили в очередь на улучшение жилья и в .... она получила двухкомнатную квартиру по ... ..., общей площадью ... кв.м на себя, мужа, сына и своих родителей. С момента расторжения брака бывший муж выехал из указанной квартиры, вывез все свои вещи и данным жильем не пользовался, проживал на съемных квартирах. С .... она состоит в фактических брачных отношениях с другим мужчиной, с которым заключила брак в .... После расторжения брака заявитель не желал выписываться из её квартиры, но в ... снялся с регистрационного учета по её настоятельной просьбе, поскольку в противном случае она намеревалась обращаться в суд.

В судебном заседании установлено, что заявитель согласно требований «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 был признан нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии со ст.51 ЖК РФ, затем принят в состав участников федеральной программы «Жилище» и внесен в список кандидатов на получение ГЖС.

При поступлении ГЖС на имя заявителя ...г. начальником 923 КЭО КС КЭУ (т) МО РФ заявителю направлен отказ в выдаче Государственного жилищного сертификата серии ... на г...., мотивированный тем, что согласно ст.53 ЖК РФ он ухудшил свои жилищные условия, а граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом не найдено оснований для признания обоснованным указанного решения начальника 923 КЭО, поскольку решение жилищной комиссии от ...г. о признании заявителя нуждающимся в получении жилья прошло согласование всеми инстанциями, в том числе и КЭО, должностными лицами КЭО не оспаривалось. Для решении вопроса о включении заявителя в списки очередников на получение ГЖС им были представлены требуемые документы, которые также проверены всеми инстанциями.

Представителями должностного лица не оспорен факт предоставления на имя заявителя ГЖС, как и не представлено нормативных документов, определяющих компетенцию начальника КЭО отказывать в его выдаче. Согласно «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…» начальник КЭО указанным правом не наделен.

Кроме того такая причина, как намеренное ухудшение жилищных условий ввиду снятия с регистрационного учета по месту жительства бывшей супруги не может служить основанием для отказа в выдаче заявителю ГЖС, поскольку решение о признании Красноруцкого В.Д. нуждающимся в получении жилья уже принято. Снятие с регистрации по месту жительства бывшей супруги суд расценивает как вынужденное, а не намеренное действие, поскольку ФИО5. создала другую семью, заявитель перестал быть членом её семьи, утратил право пользования её квартирой выехав с нее и забрав свои вещи в .... Факт регистрации заявителя в данной квартире до .... носил лишь уведомительный характер, поскольку регистрация по месту жительства является административным актом и не означает наличия права на эту жилую площадь, а поэтому не влечет никаких правовых последствий.

Также суд находит не состоятельными доводы представителей должностного лица об обязанности представления заявителем обязательства о сдаче занимаемого жилья для получения ГЖС, поскольку п.п. «ж» п.44 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов …» такая обязанность установлена для участников подпрограммы, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания, что имеет место в ситуации заявителя, поскольку он зарегистрирован при в/ч ...

Таким образом, суд считает решение начальника 923 КЭО об отказе в выдаче заявителю ГЖС не законным, нарушающим право заявителя на получение жилья, в связи с чем полагает признать заявление Красноруцкого В.Д. обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать заявление Красноруцкого ... обоснованным.

Обязать начальника 923 КЭО СК КЭУ (т) МО РФ Ибрагимова С.Д. устранить в полном объеме допущенное нарушение права Красноруцкого В.Д. путем выдачи ему Государственного жилищного сертификата серии ... ... на ....

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Знаменский горсуд в течение 10 дней.

Судья __________________

Решение вступило в законную силу 15.05.2010г.