Решение опубликовано с согласия председательствующего судьи
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 августа 2010 года г.Знаменск
Знаменский городской суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Шалаева А.В.
с участием прокурора – пом.прокурора ЗАТО Знаменск Коталевской Г.М.,
представителя Совета МО ЗАТО Знаменск Астраханской области Сычева А.А.,
при секретаре Давыдовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора ЗАТО Знаменск к Совету МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании нормативного правового акта противоречащим закону,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области обратился в суд с заявлением в порядке ст.251 ГПК РФ о признании «Положения о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», утвержденное решением Совета МО ЗАТО Знаменск Астраханской области от 15.06.2006 г. № 56 противоречащим требованиям жилищного законодательства и законодательства о противодействии коррупции и не подлежащим применению.
В судебном заседании прокурор Коталевская Г.М. просила признать Положение о переселении в части п.2 ст.3, ст.4, п.3 ст.6, ст.7, п.4 ст.8, п.п.4 и 6 ст.10 несоответствующим требованиям федерального законодательства: ЖК РФ, БК РФ, НК РФ и Федеральному закону «О противодействии коррупции» и не подлежащим применению с момента принятия, пояснив при этом, что п.2 ст.3 Положения, регламентирующего создание комиссии по переселению граждан из ЗАТО не определен количественный состав членов комиссии, что может способствовать незаконности принятия решений о постановке граждан на учет для переселения и о переселении граждан из ЗАТО Знаменск, что является коррупциогенным фактором ввиду широты дискреционных полномочий. Ст.4 Положения устанавливает порядок подачи заявлений граждан в комиссию по переселению из ЗАТО Знаменск, однако при этом не установлен срок для рассмотрения таких заявлений, что свидетельствует о неполноте административных процедур. П.3 ст.6 Положения, устанавливая возможность в исключительных случаях, требующих безотлагательных мер, принятия комиссией решения о переселении граждан независимо от даты подачи заявления о переселении, не содержит таких исключительных случаев, категории граждан, перечень документов, порядок принятия Советом решений о переселении граждан в исключительных случаях, что является коррупциогенным фактором: выборочное изменение объема прав комиссии и Совета при принятии решения о переселении граждан. Ст.7 Положения закреплен порядок обеспечения жильем граждан при переселении из ЗАТО, однако при этом не регламентирована норма предоставления жилой площади в соответствии со ст.49, 50 ЖК РФ. П.4 ст.8 Положения установлены основания исключения гражданина из списка очередников; одним из оснований указывается: «иные случаи, предусмотренные законодательством», что является коррупциогенным фактором – неполнота административных процедур и широта дискреционных полномочий, поскольку перечень оснований исключения граждан из списка должен быть исчерпывающим. П.4 ст.10 Положения устанавливается порядок сдачи жилых помещений гражданами, переселяющимися из ЗАТО Знаменск, что жилые помещения, передаваемые в муниципальную собственность, должны быть сданы соответствующему домоуправлению в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии и произведенным текущим ремонтом либо гражданами должна быть внесена в кассу домоуправления оплата за текущий ремонт жилья, размер которой определяется актом, составляемым специалистами домоуправления. Из этой нормы Положения следует, что органами местного самоуправления неизвестному лицу делегировано полномочие по приему объектов муниципальной собственности и приема денежных средств, являющимися неналоговыми доходами местного бюджета, в то время как домоуправления на территории ЗАТО Знаменск являются коммерческими организациями – это прямое нарушение ст.40 БК РФ. Кроме того, стоимость работ по текущему ремонту жилого помещения должна определяться в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в связи с чем определение размера оплаты специалистами домоуправлений не может носить произвольный характер и должно подробно регламентироваться, кроме того, определение этого размера не может возлагаться на сотрудников коммерческой организации – домоуправления. Согласно п.6 ст.10 Положения оформление передачи жилья, принадлежащего на праве собственности гражданам, переселяющимся из ЗАТО Знаменск, в муниципальную собственность, производится в установленном действующим законодательством порядке с отнесением расходов на переселяемых граждан. Однако отнесение расходов на граждан, переселяющихся из ЗАТО Знаменск, является незаконным, поскольку согласно ст.333.18 НК РФ, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько налогоплательщиков (что как раз имеет место при оформлении передачи жилья, где выступают две стороны: гражданин и МО ЗАТО Знаменск), не имеющих право на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Также полагает, что Положением не установлены нормы об ответственности членов комиссии по переселению из ЗАТО Знаменск за допущенные нарушения закона и невыполнение возложенных обязанностей, что является коррупциогенным фактором.
Представитель Совета МО ЗАТО Знаменск Астраханской области Сычев А.А. в судебном заседании по существу признал обоснованным заявление прокурора, возражал лишь против признания несоответствующей федеральному законодательству – п.6 ст.10 Положения, возлагающей на переселяемых граждан расходы по оплате госпошлины за совершение юридически значимых действий: регистрации договора передачи жилья в собственность муниципального образования, поскольку ст.333.35 НК РФ освобождает органы местного самоуправления от оплаты госпошлины за совершение юридически значимых действий. Просил также учесть, что 26.07.2010 г. решением № 85 Совета МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» принято Положение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан ЗАТО Знаменск Астраханской области, которым учтены все требования, изложенные в заявлении прокурора и внесены соответствующие изменения. Просил также учесть, что с 2006 г. по 2010 г. из ЗАТО Знаменск отселились 611 человек, при этом каких-либо грубых нарушений действующего законодательства при отселении допущено не было.
Выслушав объяснения прокурора, представителя органа местного самоуправления, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в части, за исключением признания не соответствующим федеральному законодательству п.6 ст.10 Положения, поскольку ст.333.35 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от оплаты госпошлины за совершение юридически значимых действий. В остальном заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку оно основано на законе и признано представителем органа местного самоуправления; более того, из исследованного в судебном заседании Положения о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан ЗАТО Знаменск от 26.07.2010 г. усматривается, что практически все требования прокурора, изложенные в заявлении, учтены и приняты Советом МО ЗАТО Знаменск Астраханской области при принятии Положения от 26.07.2010 г. Кроме того, суд не может согласиться с заявлением прокурора о признании коррупциогенным фактором не установление в Положении нормы об ответственности членов комиссии по переселению из ЗАТО Знаменск за допущенные нарушения закона и невыполнение возложенных обязанностей, поскольку п.п.3 и 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96, не относит к коррупциогенным факторам отсутствие в нормативном правовом акте ссылки на ответственность должностных лиц за нарушение закона и невыполнение возложенных обязанностей, принимая во внимание, что ответственность должностных лиц за нарушение закона либо неисполнение обязанностей предусматривается различными отраслями права в зависимости от характера допущенных нарушений закона.
Учитывая, что за период действия Положения о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» с 20.06.2006 г. по настоящее время путем получения квартир либо денежной компенсации из МО ЗАТО Знаменск отселено 611 человек, принятие решения в части не подлежащим применению Положения с момента его принятия, т.е. с 20.06.2006 г., может повлечь признание незаконным решений об отселении граждан из ЗАТО Знаменск, суд полагает возможным принять решение в части признания не действующим Положения с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.252-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Положение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» от 20.06.2006 г. в части п.2 ст.3, ст.4, п.3 ст.6, п.4 ст.8 вышеуказанного Положения противоречащим Федеральному закону «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ; в части ст.7 Положения противоречащим ст.ст. 49, 50 Жилищного кодекса РФ; п.4 ст.10 противоречащим ст.40 Бюджетного кодекса РФ и Федеральному закону «О противодействии коррупции» и недействующим в этой части с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Знаменский городской суд в течение 10 дней.
Судья:
Решение вступило в законную силу 17.08.2010г.