№2-70/11 решение от 15.02.11г. по заявлению о призн. норм. прав. акта в части противоречащим закону



Опубликовано с разрешения председательствующего судьи

Дело № 2-70/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2011 года г. Знаменск

Знаменский городской суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Селивановой В.А., при секретаре Выскубиной Т.В., а также при участии:

представителя заявителя – старшего помощника прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области Коталевской ...,

представителя Совета муниципального образования «Закрытое административно – территориальное образование Знаменск Астраханской области» – по доверенности Сычёва ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области Глейкин Н.Н. обратился в суд с заявлением в порядке ст.251 ГПК РФ о признании п/п. 5 ч.1 ст.8, п/п. 6 ч.1 ст.25, ч.5 ст.53 Устава ЗАТО Знаменск в части указания на регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (муниципальных предприятий), противоречащими закону и не подлежащими применению с 13 августа 2010 года.

В судебном заседании представитель заявителя – старший помощник прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области Коталевская Г.М. уточнила заявленные требования и просила суд признать п. 5 ч.1 ст.8, п. 6 ч.1 ст.25, ч.5 ст.53 Устава ЗАТО Знаменск в части указания на регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (муниципальных предприятий), противоречащими закону и не подлежащими применению с 13.08.2010г. В обоснование заявленных требований пояснила, что в ноябре 2010 г. при проверке Устава на соответствие федеральному и региональному законодательству прокуратурой города установлено, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления ЗАТО Знаменск обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро - и теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. В п. 6 ч. 1 ст. 25, ч. 5 ст. 53 Устава содержатся нормы об установлении Советом ЗАТО Знаменск тарифов на услуги муниципальных предприятий. При проверке указанных статей Устава установлено, что они противоречат нормам Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ внесены изменения в указанный Федеральный закон, в части исключения из числа полномочий органов местного самоуправления полномочий по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определение методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, согласование производственных программ и другие. Таким образом, п. 5 ч. 1 ст. 8, п. 6 ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 53 Устава ЗАТО Знаменск подлежат отмене в части указания на регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (муниципальных предприятий).

Представитель Совета муниципального образования «Закрытое административно – территориальное образование Знаменск Астраханской области» – по доверенности Сычёв А.А. в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме и пояснил, что Совет ЗАТО Знаменск, частью 3 своего решения от 9.12.2010 № 141 «О протесте прокурора ЗАТО г. Знаменск на пункт 5 части 1 ст. 8, пункт 6 части 1 ст. 25 и часть 5 ст. 53 Устава ЗАТО Знаменск», фактически признав необходимость внесения изменений и дополнений в Устав ЗАТО Знаменск, предложил субъектам правотворческой инициативы свои предложения о внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО Знаменск направить главе ЗАТО Знаменск в срок до 15.01.2011г. С учётом требований прокурора ЗАТО г.Знаменск, кроме того, Совет ЗАТО Знаменск решил обязать главу ЗАТО Знаменск в срок до 1.02.2011г. внести на рассмотрение Совета ЗАТО Знаменск проект решения Совета ЗАТО Знаменск о внесении изменений и дополнений в Устав ЗАТО Знаменск. Совет ЗАТО Знаменск своим решением от 27.01.2011 № 5 принял к рассмотрению проект решения Совета ЗАТО Знаменск «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Закрытое административно - территориальное образование Знаменск Астраханской области» и направил на предварительное рассмотрение в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области. Пунктом 6 части 1 проекта решения Совета ЗАТО Знаменск «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» предусматривается внесение в статью 8 Устава ЗАТО Знаменск изменения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Суд, выслушав стороны, исследовав возражения представителя заинтересованного лица, а также, исследовав материалы дела, находит заявленные заместителем прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Общие правовые принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с преамбулой этого закона.

В соответствии с частью 2 ст. 4 того же закона, изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в этот закон.

В соответствии с решением Совета Муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» от 09.04.2010 № 42 принят Устав муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области». Устав опубликован в специальном номере газеты «Орбита» от 13.05.2010 № 32 (1096).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления ЗАТО Знаменск обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро - и теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

В п. 6 ч. 1 ст. 25, ч. 5 ст. 53 Устава содержатся нормы об установлении Советом ЗАТО Знаменск тарифов на услуги муниципальных предприятий.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в части исключения из числа полномочий органов местного самоуправления полномочий по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определение методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, согласование производственных программ и другие.

29.11.2010г. в адрес председателя Совета МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» прокурором города принесен протест об отмене п/п. 5 ч. 1 ст. 8, п/п. 6 ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 53 Устава ЗАТО Знаменск в части указания на регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (муниципальных предприятий). Протест прокурора рассмотрен на очередном заседании Совета 9.12.2010г.

Из решения Совета от 9.12.2010 № 141 «О протесте прокурора ЗАТО Знаменск на пункт 5 ч. 1 ст. 8, пункт 6 ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 53 Устава ЗАТО Знаменск» следует, что требования прокурора ЗАТО об отмене пункта 5 ч. 1 ст. 8 в части указания на регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса признаны частично подлежащими удовлетворению – в части признания указанной нормы утратившей силу. В удовлетворении требований прокурора об отмене пункта 6 части 1 статьи 25 и части 5 статьи 53 Устава отказать на основании того, что исполнение требований прокурора ведет к нарушению пункта 6 части 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данное решение вступило в силу с момента подписания.

Согласно ч. 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из ст. 48 указанного Федерального закона, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Содержание поправки, внесённой статьёй 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова "тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро - и (или) теплоснабжения)," исключить.

Из пункта 5 части 1 ст. 8 Устава ЗАТО Знаменск следует: регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро - и теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии с частью 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 2.08.2010г. был опубликован в «Российской газете» №169, соответственно начало его действия следует считать – 13.08.2010г.

Судом также установлено, что п.6 ч.1 ст.25 и ч. 5 ст. 53 Устава ЗАТО Знаменск полностью соответствуют пункту 6 части 10 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в который Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменения не вносились.

Таким образом, Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которому Устав ЗАТО Знаменск в оспариваемой части полностью соответствует, имеет большую юридическую силу, чем Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление заместителя прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону – удовлетворить в части.

Признать п.5 ч.1 ст.8 Устава ЗАТО Знаменск в части указания на регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, противоречащим закону и не подлежащим применению с 13 августа 2010 года.

В остальной части заявление прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области удовлетворению не подлежит.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Знаменский городской суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения составлен 21 февраля 2011г.

Судья В.А. Селиванова

Мотивированный текст решения изготовлен 21 февраля 2011 года

На 02 марта 2011 года решение не вступило в законную силу.