Дело № 1-28/2012
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
с. Знаменское
05 мая 2012 года
Судья Знаменского районного суда Омской области Пригодская И.В.,
при секретаре Антилоговой Т.П.,
с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Знаменского района Омской области Багдасарова Д.Ш.,
подсудимого Аджигитова А.М., защитника Струкова А.В., представившего удостоверение № 855 и ордер № 22097,
потерпевшего Ф.,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении
Аджигитова А.М., обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ,
установил:
Аджигитов А.М. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека при следующих обстоятельствах.
06.12.2010, около 05 часов, Аджигитов А.М., находясь в квартире, в результате предшествующей ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений с Ф., имея прямой умысел на причинение тяжкого вреда здоровью Ф., осознавая противоправный характер своих действий и возможность наступления тяжких последствий для здоровья Ф., умышленно нанес лежавшему перед ним на кровати Ф. не менее трех ударов топором по голове, причинив тем самым потерпевшему Ф. телесные повреждения в виде открытой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга, перелома правых теменной и височной костей, ушибленных ран волосистой части головы, кровоподтека правой височной области, которые в совокупности квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
В судебном заседании Аджигитов А.М. вину в инкриминируемом деянии признал и показал, что в ночь с 05.12.2010 на 06.12.2010 он находился в гостях у своего знакомого Ф., где употребляли спиртное с М. и З. В ходе застолья между ним и Ф. возникла ссора и он ушел домой, с целью избежать драки. Дома он уснул и проснулся от шума. Выбежав на кухню он увидел там М., Ф. и З., которые находились в состоянии алкогольного опьянения. Ф. выражался нецензурной бранью в адрес его матери А., которая требовала, чтобы они вышли из дома. Затем М., З. и Ф. ушли. Он разозлился на Ф. за то, что он оскорбил его мать, бросил в нее табурет, и, взяв топор, пошел в дом Ф. В доме Ф. он ударил его несколько раз топором по голове, когда тот лежал на кровати, после этого вернулся к себе домой.
В судебном заседании вина подсудимого нашла полное подтверждение следующими доказательствами.
Потерпевший Ф. показал суду, что ночью с 05.12.2010 на 06.12.2010 у него дома распивали спиртное Аджигитов А., А., М., и З. Между ним и Аджигитовым А.М. произошел конфликт, после чего Аджигитов А.М. ушел. Спустя время он, З. и М. пошли к Аджигитову, для того, чтобы пригласить продолжить распивать спиртное. В доме Аджигитова они стали громко кричать, используя нецензурную брань, при этом звать Аджигитова А.М. Мать Аджигитова А.М., стала их выгонять, поясняя, что Аджигитова А.М. нет дома. Затем он, М. и З. вместе вышли и разошлись по домам. Домой он вернулся примерно в 04 часа 30 минут 06.12.2010, при этом по дороге не падал и не ударялся. Дома он лег спать. Спустя примерно 30 минут он услышал шум, открыл глаза и увидел перед собой Аджигитова А.М., который замахнулся топором и ударил его по голове. От удара он потерял сознание, поэтому количество причиненных ему ударов не помнит. Впоследствии, вследствие причиненных ему Аджигитовым А.М. травм, он проходит длительное лечение, которое не завершено, в областной клинической больнице ему была сделана операция, назначена третья группа инвалидности. До данного случая у него с Аджигитовым А.М. были дружеские отношения, в настоящее время, они, также, общаются. С иными свидетелями по делу Аджигитов А.М. также, поддерживает хорошие отношения, поэтому никто из свидетелей его не оговаривает.
В ходе предварительного следствия потерпевший Ф. подтвердил свои показания на очной ставке в присутствии Аджигитова А.М.
В судебном заседании, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 281 УПК РФ, с согласия сторон, были оглашены показания неявившихся свидетелей.
Так, свидетели М. и З. в ходе предварительного расследования показали, что в начале декабря, 2010 года, вечером они были в доме Ф., распивали спиртное, при этом присутствовал и Аджигитов А.М. Затем Аджигитов А.М. ушел. Ф. предложил сходить в дом к Аджигитову А.М. для того, чтобы поговорить с ним. Ф. перепрыгнул через ворота дома Аджигитова А.М. и открыл их изнутри. Они зашли в дом. Ф. и З. стали искать Аджигитова, при этом кричали, обращаясь к его матери А. Затем они, то есть, Ф., М. и З. вместе ушли из дома Аджигитова А.М., не отыскав его. При этом, Ф. был способен самостоятельно передвигаться, давал отчет своим действиям. Примерно через 30 минут к З. прибежала А. и рассказала, что Аджигитов А. с топором побежал убивать Ф. З. и А. побежали в дом к Ф. Он оказался в дальней комнате на тумбочке, на голове было несколько ран и текла кровь. З. вытащил Ф. на кухню, полил водой и побежал к М., рассказал о случившимся. Они вместе вызвали фельдшера для оказания помощи Ф. и когда вернулись в дом Ф., там уже находились П. и Ф.
Свои показания свидетель М. подтвердил и в ходе очной ставки с Аджигитовым А.М.
Свидетель А. на предварительном следствии показала, что 05.12.2010, примерно в 22 часа ее сын куда-то ушел с М. Она уснула и проснулась от того, что ее разбудил Аджигитов А. и сказал «Мама, вставай». Она вышла из комнаты и услышала шум и грохот, который доносился из-за двери. В этот момент в дом ворвались Ф., М. и З. Они кричали и требовали, чтобы она сказала им, где ее сын Аджигитов А. Не найдя Аджигитова А., З. и М. вышли из дома, где находился Ф. она не знает. Она побежала к С., рассказала ей, что в дом ворвались Ф., М. и З., устроили погром и попросила, чтобы С. пошла с ней. Вместе с С. они побежали к ней домой. Там находился ее сожитель А., дочь А. и сын Аджигитов А., который был в крови, она капала у него с руки. Во дворе на снегу также были видны капли крови. Аджигитов А. сказал ей, что Ф. к ним больше не придет, но почему не объяснял. Она решила, что Фа. мертв, так, как сын был в крови и решила, что Аджигитов А. мог убить Ф., решила пойти посмотреть, что случилось с Ф. Так как боялась идти одна, она зашла в дом З. и попросила пойти с ней, сказав ему, что сын подрался с Ф. и возможно даже убил его. Вместе с З. они зашли в дом Ф. В дальней комнате на тумбочке, прислонившись головой к стене, сидел Ф., на голове у него была рана и стекала кровь. З. вытащил его на кухню, полил водой. Она сказала З., чтобы он не оставлял Ф. одного и побежала вызывать скорую медицинскую помощь и милицию. Когда Ф. увезли в больницу она вернулась домой. Аджигитов А. лежал на кровати и ни с кем не разговаривал. Когда приехали сотрудники милиции и стали брать объяснения у Аджигитова А., с его слов она узнала, что он ударил Ф. топором по голове, когда Ф. находился у себя дома. Позже она узнала, что Ф. некоторое время лежал в реанимации в тяжелом состоянии, так как у него была тяжелая травма головы.
Свидетель С. на предварительном следствии показала, что в начале декабря 2010 года она находилась дома, когда к ней пришли М. и З., проживающие в их селе. Они попросили ее пойти с ними, сказав, что Ф. убили, что Аджигитов А. ударил Ф. топором по голове и Ф. находится у себя дома. По дороге к дому Ф. ей встретилась П. и мать Ф. – Ф. Вместе поспешили к дому Ф. В доме Ф. уже были М. и З., Ф. лежал в зале на кровати и повторял, что у него болит голова, рядом лежали полотенце и наволочка, которые были в крови, на голове и шее Ф. также была кровь. На голове у Ф. была рана линейной формы длиною около 5 см., которая немного кровоточила. Состояние Ф. она оценивала как тяжелое, он был направлен в Знаменскую ЦРБ. Позже А. рассказала ей, что Ф., М. и З. ворвались к ним домой, устроили погром, после чего Аджигитов А., разозлившись, пошел мстить Ф. и нанес ему удары топором по голове.
Свидетель З. на предварительном следствии показала, что в начале декабря 2010 года ее сын вернулся домой около 05 часов, был в состоянии алкогольного опьянения и сел пить чай. В это время в дом забежала А., она была взволнована, возбуждена и обращалась к ее сыну З., сказала, что Аджигитов А. взял дома топор и пошел убивать Ф. После этого А. выбежала из дома и З. побежал следом за ней. Вернувшись З. сказал: «Аджигитов разбил Ф. голову». После этого он вновь убежал и она также пошла к Ф. В доме Ф. никого не было, а на кухне лежал Ф., он был облит водой, на голове была рана. Она побежала к П. и сообщила ей и ее сожителю А. о случившемся.
Свидетель А. на предварительном следствии показал, что до весны 2011 года он проживал с сожительницей А. В начале декабря 2010 года, около 22 часов к ним домой пришел Ф. и позвал Аджигитова А., они ушли. Через несколько часов Аджигитов А. вернулся, при этом был без куртки и обуви, рассказал, что между ним и Ф. произошла ссора и он ушел. Через несколько минут пришли Ф. и З., были пьяны, шумели и спрашивали, где А. Они прошли в дом, громко кричали и нецензурно выражались, от шума проснулась А. и стала их выгонять. Затем они ушли, после чего Аджигитов А. также ушел. Через несколько минут Аджигитов А. вернулся, при этом был в крови. Что Аджигитов А. сказал А. он не слышал, но у А. началась истерика и с ее слов он узнал, что Аджигитов А. зарубил топором Ф., который находился у себя дома.
Свидетель П. на предварительном следствии показала, что в начале декабря 2010 года к ней домой прибежала З. и сообщила, что к ним приходила А. и сказала, что ее сын Аджигитов А.М. «порубил» топором Ф., после чего она вместе с сожителем пошла в дом к Ф.
Свидетели Г. и А. на предварительном следствии показали, что в ходе проведения доследственной проверки по факту причинения вреда здоровью Ф., Аджигитов А. пояснял, что это он причинил Ф. телесные повреждения, ударив его топором по голове, поскольку Ф. приходил в его дом и вел себя вызывающе.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта № 16/15 от 23.01.2012, у Ф. обнаружены телесные повреждения в виде открытой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга, перелома правых теменной и височной костей, ушибленных ран волосистой части головы, кровоподтека правой височной области, которые в совокупности квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Из показаний эксперта следует, что телесные повреждения у Ф. могли возникнуть от не менее трех ударных воздействий тупым твердым предметом, имея данные телесные повреждения Ф. мог двигаться и совершать какие-либо активные действия, но пройти расстояние в 250 метров, имея такие повреждения маловероятно.
Оценив в совокупности исследованные доказательства суд приходит к убеждению о причастности Аджигитова А.М. к совершению инкриминируемого ему деяния.
В судебном заседании подсудимый Аджигитов А.М. вину в инкриминируемом деянии признал, в содеянном раскаялся, его показания согласуются с показаниями потерпевшего, свидетелей, иными доказательствами, представленными стороной обвинения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия Аджигитова А.М. следует квалифицировать по ч. 1 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, поскольку в результате преступных действий подсудимого потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного преступления и данные о личности Аджигитова А.М., суд считает необходимым признать его вменяемым по отношению к инкриминируемому ему деянию.
При назначении вида и размера наказания подсудимому суд учитывает данные о личности Аджигитова А.М., характеризующегося удовлетворительно, судом также принимаются во внимание характер и степень общественной опасности совершенного им тяжкого преступления. Оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую суд не усматривает.
При назначении наказания в качестве смягчающих наказание обстоятельств судом учитывается также аморальность и противоправность поведения потерпевшего, явившаяся поводом для совершения преступления, признание вины и раскаяние в содеянном, а также мнение потерпевшего, не настаивающего на назначении строгого наказания.
Суд приходит к выводу о том, что, с учетом характера и обстоятельств совершенного преступления и наличия смягчающих наказание обстоятельств, отсутствия судимостей, подсудимому следует назначить наказание в виде лишения свободы при условном осуждении, с возложением исполнения обязанностей, способствующих его исправлению.
Исковые требования прокурора о возмещении затрат на лечение потерпевшего подлежат возмещению в полном объеме.
Исходя из имущественной несостоятельности подсудимого, суд полагает необходимым освободить его от уплаты процессуальных издержек в соответствии с положениями, закрепленными ч. 6 ст. 132 УПК РФ.
Руководствуясь статьями 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
приговорил:
признать Аджигитова А.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2011 № 26-ФЗ) и назначить ему наказание в виде трех лет лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ, условно, с испытательным сроком в один год шесть месяцев.
Обязать Аджигитова А.М. в период испытательного срока периодически являться для регистрации в орган, ведающий исполнением наказания по месту жительства, незамедлительно уведомлять орган, ведающий исполнением наказания об изменении постоянного, либо временного места жительства.
Избранную в отношении Аджигитова А.М. меру пресечения – подписку о невыезде и надлежащем поведении не отменять до вступления приговора в законную силу.
Взыскать с Аджигитова А.М. в пользу БУЗОО «Знаменская ЦРБ» в возмещение затрат на лечение потерпевшего Ф. 17093 рубль 65 копеек.
Взыскать с Аджигитова А.М. в пользу территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области в возмещение затрат на лечение потерпевшего Ф. 66053 рубля 70 копеек.
Гражданский иск Ф. оставить без рассмотрения, что не лишает его права предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства.
Вещественное доказательство – наволочка уничтожить.
От уплаты процессуальных издержек Аджигитова А.М. освободить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке через Знаменский районный суд, в Омский областной суд, в течение 10 суток со дня его провозглашения.
Судья И.В. Пригодская
Приговор вступил в законную силу.