решение по иску Грязновой Н.П. об обязании направить учетное дело и список ветеранов ВОВ для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения



Дело № 2-248/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года

село Знаменское Омской области

Знаменский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Орёл А.А., при секретаре Палагнюк Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании иск Грязновой Н.П. к Администрации об обязании направить учетное дело и список ветеранов Великой Отечественной войны для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения

    УСТАНОВИЛ:

    Грязнова Н.П. обратился в суд с иском к Администрации об обязании направить учетное дело и список ветеранов Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий по Знаменскому муниципальному округу с указанием Грязновой Н.П. в Министерство труда и социального развития Омской области, в обоснование заявленного требования указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, в настоящее время проживает с дочерью и зятем, кроме них в доме также проживают ее внучки. В 2007 году, собственный неблагоустроенный дом по причине его ветхости и невозможности проживания продала под снос. В соответствии с программой обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, как вдова ветерана обратилась в Администрацию с документами для направления в Министерство труда и социального развития Омской области, однако ее документы возвращены без объяснения причин, при этом письменных доказательств о направлении документов ответчик представить не может, что препятствует реализации ее права на получение благоустроенного жилого помещения, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение.

    Грязнова Н.П. о дне слушания дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не прибыла, предоставил заявление о рассмотрении дела без ее участия по стоянию здоровья.

    Представитель истца Деньгина Н.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что ее мать Грязнова Н.П. вдова участника Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий и на основании закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. До 1993 года она проживала с ее отцом Грязновым А.М. в доме без коммунальных удобств, 1950 года постройки, отец умер 02.07.1993 года, Грязнова Н.П. в 2007 году была вынуждена продать дом, поскольку без посторонней помощи, по состоянию здоровья, проживать в нем не могла, при этом намерений ухудшить свои жилищные условия не имела. В настоящее время проживет в ее семье, в доме, где также отсутствуют коммунальные удобства. Состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации, включена в список ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Знаменскому муниципальному району Омской области, однако ответчик не может предоставить доказательства направления ее документов в Министерство труда и социального развития Омской области и официальный отказ Грязновой Н.П. в предоставлении социальной выплаты, в связи с чем истица до настоящего времен не может реализовать свое право вдовы ветерана Великой Отечественной войны на получение благоустроенного жилого помещения либо единовременной денежной выплаты на его приобретение, просила удовлетворить исковые требования.

    Представитель Администрации по доверенности Репин В.И. в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что Администрацией Грязнова Н.П. включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по Знаменскому муниципальному району Омской области, документы истца направлялись в Министерство труда и социального развития Омской области, однако без объяснения причин были возвращены, вместе с тем письменного подтверждения направления документов Грязновой Н.П. представить не может. Считает, что истица как вдова ветерана Великой Отечественной войны имеет право на получение благоустроенного жилого помещения либо единовременной денежной выплаты на его приобретение.

     Представитель Администрации Большаков О.В., в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал, пояснил, что истица с 05.05.2011 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживает в семье дочери, в доме где отсутствуют централизованное горячее водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и канализация, жилой дом в котором проживает Грязнова Н.П. имеет значительный срок эксплуатации, поскольку истица является вдовой участника Великой Отечественной войны она имеет право на улучшение жилищных условий.

    Представитель Министерства труда и социального развития Омской области о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом в судебное заседание не прибыл, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что Администрацией в Министерство труда и социального развития Омской области список граждан претендующих на получение социальных выплат, в котором была бы указана Грязнова Н.П. не направлялся, в связи с чем Министерство труда и социального развития Омской области права и законные интересы истца не нарушало, просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствие.

                Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1); Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2); Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(ч.3).

          В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной Войны 1941-1945 года» (с изменениями от 9 января 2010 г.) жильем могут быть обеспечены нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предусмотрены следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

        Пунктом 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

     В соответствии с п.п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, …. членов семей участников Великой Отечественной войны;

    Согласно п. 3.1. ст. 23.2 указанного ФЗ по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

                 Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (с изменениями от 6 февраля, 7 июня 2007 г., 23 мая, 26 декабря 2008 г., 5 августа 2009 г., 3 февраля 2010 г., 01 декабря 2010 г., 1апреля 2011 г.), (далее Порядок), во исполнение пунктов 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов…, который определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов…..(ст.1) 2. Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области:1) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах"….;2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".

              Согласно п.4. Порядка обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления: 1) гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", - жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору;

              В соответствии с п.6. Порядка органы местного самоуправления городского округа, городского, сельского поселения или муниципального района Омской области (в случае передачи им полномочий поселения по обеспечению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями) (далее - органы местного самоуправления Омской области) добровольно участвуют в реализации настоящего Порядка, а также оказывают содействие гражданам в приобретении жилого помещения с использованием выплаты.

              Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.

              Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания: решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, согласно п. 12 указанного Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

    В судебном заседании установлено, что Грязнова Н.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны, собственного благоустроенного жилого помещения не имеет и не имела. 20.11.2007 года, ввиду невозможности самостоятельного проживания в жилом доме без коммунальных удобств и состояния здоровья продала принадлежащий ей жилой дом, жилой площадью 23,9 кв.м.. В настоящее время проживает в доме дочери Деньгиной Т.А., где согласно акта обследования жилищных условий от 08.08.2011 года, составленного жилищной комиссией сельского поселения дом в котором проживает истица 1978 года постройки, имеет печное отопление, в нем отсутствует центральное горячее водоснабжение, газоснабжение, канализация, общая площадь 55, 4 кв.м, что составляет 11 кв.м. на человека, и меньше учетной нормы 13 кв.м. по сельскому поселению.

Из справки военного комиссариата Омской области по Знаменскому и Большеуковскому районам, следует, что Г. являлся участником Великой отечественной войны, имел право на льготы, согласно ст. 15 ФЗ «О ветеранах».

    Согласно свидетельства о браке Г. и Казанцева Н.П. заключили брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия Грязнова.

    Согласно договора купли-продажи от 20.11.2007 года, Грязнова Н.П. продала Ш., Ш. принадлежащий ей деревянный рубленый дом.

    По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 15.03.201 года Грязнова Н.П., 12.11.1926 года рождения, объектов недвижимости в собственности не имеет.

    Согласно свидетельств о государственной регистрации права жилой дом, принадлежит на праве общей долевой собственности членам семьи Деньгиной Т.А.

    Согласно справки Администрации области Грязнова Н.П. проживает по адресу.

    Как следует из технического паспорта, квартира имеет общую площадь 55,4 кв.м., жилую площадь 32,2 кв.м., в доме отсутствует канализация, горячее водоснабжение, газоснабжение, имеется печное отопление.

    24.04.2011 года истец обратилась в Администрацию с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Постановлением № 75-П от 05.05.2011 года Главы Администрации Грязнова Н.П. включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    24.05.2011 года истец обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

    Согласно списка ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по Знаменскому муниципальному району Омской области по состоянию на 15 июля 2011 года Грязнова Н.П. включена в указанные списки как нуждающаяся в благоустроенном жилом помещении.

    Таким образом, истица состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в списки ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по Знаменскому муниципальному району Омской области за 2011 год, вместе с тем, до настоящего времени лишена возможности реализовать свое право члена семьи ветерана Великой Отечественной войны на получение благоустроенного жилого помещения либо единовременной денежной выплаты на его приобретение. Довод ответчика о том, что документы Грязновой Н.П. и списки, в которых была бы указана истица направлялись в Министерство труда и социального развития Омской области, но были возвращены без письменного объяснения причин, суд находит несостоятельным, поскольку письменных доказательств направления указанных документов суду ответчиком не представлено, кроме того, как следует из письменного отзыва представителя Министерства труда и социального развития Омской области список граждан претендующих на получение социальных выплат, в котором была бы указана Грязнова Н.П. в Министерство труда и социального развития Омской области Администрацией не направлялся.

         Принимая во внимание вышеуказанное, суд находит исковые требования Грязновой Н.П. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

          Согласно п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

              На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Исковые требования Грязновой Н.П. к Администрации удовлетворить.

              Обязать Администрацию направить учетное дело Грязновой Н.П., список ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по Знаменскому муниципальному району Омской области с указанием Грязновой Н.П. в Министерство труда и социального развития Омской области.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 суток, через Знаменский районный суд.

Судья: А.А. Орел

Решение вступило в законную силу.