решение по иску Сковородиной А.Т. об обязании направить учетное дело и список ветеранов Великой Отечественной Войны для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения



Дело № 2-297/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2011 года

село Знаменское Омской области

Знаменский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Орёл А.А., при секретаре Палагнюк Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании иск Сковородиной А.Т. к Администрации об обязании направить учетное дело и список ветеранов Великой Отечественной войны для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения

    УСТАНОВИЛ:

Сковородина А.Т. обратилась в Первомайский районный суд г. Омска с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Омской области об обязании включить ее в сводный список граждан, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Определением Первомайского районного суда г. Омска от 8 августа 2011 года указанное гражданское дело передано в Знаменский районный суд Омской области. Определением Знаменского районного суда Омской области от 8 сентября 2011 года по ходатайству истца произведена замена ответчика Министерства труда и социального развития Омской области на Администрацию.

    Согласно уточненных исковых требований, Сковородина А.Т. обратилась в суд, с иском к Администрации, просила обязать ответчика направить ее учетное дело и список ветеранов Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий по Знаменскому муниципальному округу с ее указанием в Министерство труда и социального развития Омской области. В обоснование заявленного требования указывает на то, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, в настоящее время проживает в семье сына, в неблагоустроенном деревянном доме, где отсутствуют коммунальные удобства, печное отопление, туалет расположен на улице. В 2008 году, собственный неблагоустроенный дом в селе, в силу его ветхости и невозможности проживания была вынуждена продать под снос. В соответствии с программой обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, как вдова ветерана Великой Отечественной войны, обратилась в Администрацию с документами для направления их в Министерство труда и социального развития Омской области, однако ее документы возвращены без объяснения причин, при этом письменных доказательств направлении документов ответчик представить не может, что препятствует реализации ее права на получение благоустроенного жилого помещения, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение.

    Сковородина А.Т. о дне слушания дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не прибыла, предоставил заявление о рассмотрении дела без ее участия по стоянию здоровья.

    Представитель истца Сковородин В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно пояснила, что его мать Сковородина А.Т. вдова участника Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий и на основании закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Более 30 лет проживала с его отцом ветераном Великой Отечественной войны Сковородиным В.Ф. в селе, в доме без коммунальных удобств, отец умер 17.05.1995 года, Сковородина А.Т. проживала одна. В 2008 году, поскольку без посторонней помощи, по состоянию здоровья, проживать одна в доме уже не могла, была вынуждена продать указанный дом, при этом намерений ухудшить свои жилищные условия не имела. В настоящее время проживет в его семье, в доме где отсутствуют коммунальные удобства, стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации сельского поселения, включена в список ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Знаменскому муниципальному району Омской области, однако ответчик не может предоставить доказательства направления ее документов в Министерство труда и социального развития Омской области и официальный отказ Сковородиной А.Т., не использовавшей свое право на получение социальной выплаты на приобретение благоустроенного помещения, в ее предоставлении, в связи с чем истица до настоящего времен не может реализовать свое право вдовы ветерана Великой Отечественной войны на получение благоустроенного жилого помещения, либо единовременной денежной выплаты на его приобретение, просил исковые требования удовлетворить.

    Представитель Администрации, по доверенности Р. о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом в судебное заседание не прибыл, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что против удовлетворения исковых требований не возражает.

    Представитель третьего лица, Администрации Ч., в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал, пояснил, что истица с 15.02.2011 года стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживает в семье сына, в доме где отсутствуют централизованное горячее водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и канализация и поскольку является вдовой участника Великой Отечественной войны имеет право на благоустроенное жилое помещение.

    Представитель третьего лица, Министерства труда и социального развития Омской области о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом в судебное заседание не прибыл, предоставил письменные возражения, в которых указал, в Министерство труда и социального развития Омской области истицей представлен не полный перечень документов, а также, то, что права и законные интересы Сковородиной А.Т. не нарушало, просил рассмотреть иск в его отсутствие.

                Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1); Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2); Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(ч.3).

          В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной Войны 1941-1945 года» (с изменениями от 9 января 2010 г.) жильем могут быть обеспечены нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предусмотрены следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

        Пунктом 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

     В соответствии с п.п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, …. членов семей участников Великой Отечественной войны;

    Согласно п. 3.1. ст. 23.2 указанного ФЗ по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

                 Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (с изменениями от 6 февраля, 7 июня 2007 г., 23 мая, 26 декабря 2008 г., 5 августа 2009 г., 3 февраля 2010 г., 01 декабря 2010 г., 1апреля 2011 г.), (далее Порядок), во исполнение пунктов 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов…, который определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов…..(ст.1) 2. Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области:1) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах"….;2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".

              Согласно п.4. Порядка обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления: 1) гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", - жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору;

              В соответствии с п.6. Порядка органы местного самоуправления городского округа, городского, сельского поселения или муниципального района Омской области (в случае передачи им полномочий поселения по обеспечению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями) (далее - органы местного самоуправления Омской области) добровольно участвуют в реализации настоящего Порядка, а также оказывают содействие гражданам в приобретении жилого помещения с использованием выплаты.

              Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.

              Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания: решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, согласно п. 12 указанного Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

    В судебном заседании установлено, что Сковородина А.Т. является вдовой участника Великой Отечественной войны, удостоверение № 742971 от 18 мая 2010 года, собственного благоустроенного жилого помещения не имела и не имеет. 20.02.2008 года, ввиду невозможности самостоятельного проживания по состоянию здоровья и в силу возраста в жилом доме без коммунальных удобств, продала принадлежащий ей жилой дом, общей площадью 39,8 кв.м.. В настоящее время проживает в доме сына Сковородина В.В., где согласно акта обследования жилищных условий от 01.09.2011 года, составленного жилищной комиссией сельского поселения отсутствуют центральное отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, канализация, общая площадь дома 63,6 кв.м., жилая 43,5 кв.м., в доме зарегистрировано и проживает 5 человек.

Из справки военного комиссариата Омской области по Знаменскому и Большеуковскому районам, следует, что муж истицы С. являлся участником Великой отечественной войны, имел право на льготы, согласно ст. 15 ФЗ «О ветеранах».

    Согласно справки о заключении брака С. и Селицкая А.Т., заключили брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия Сковородина.

    Согласно свидетельства о смерти от 07.04.2010 года (выданного повторно) С., умер 17.05.1995 года.

    Согласно договора купли-продажи и акта о передаче жилого дома и земельного участка от 12.02.2008 года, Сковородина А.Т. продала Г. принадлежащий ей дом.

    По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 04.02.2011 года Сковородина А.Т. объектов недвижимости в собственности не имеет.

    Согласно свидетельства о государственной регистрации права квартира в жилом доме принадлежит Сковородину В.В.

    По выписке из похозяйственной книги Администрации сельского поселения Сковородина А.Т. проживает.

    Как следует из технического паспорта от 24.10.2007 года, квартира № 1 д. № 15 имеет общую площадь 63,6 кв.м., жилую площадь 43,2 кв.м., в доме отсутствует канализация, горячее водоснабжение, газоснабжение, печное отопление.

    08.12.2010 года истец обратилась в Администрацию сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Постановлением № 4-П от 15.02.2011 года Главы Администрации сельского поселения Сковородина А.Т. включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    15.02.2011 года истец обратилась в Администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

    Согласно списка ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по Знаменскому муниципальному району Омской области по состоянию на 01 мая 2011 года, Сковородина А.Т. включена в указанные списки как нуждающаяся в благоустроенном жилом помещении.

    Таким образом, истица является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, не имеет благоустроенного жилого помещения, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в списки ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по муниципальному району Омской области за 2011 год, до настоящего времени лишена возможности реализовать свое право члена семьи ветерана Великой Отечественной войны на получение благоустроенного жилого помещения либо единовременной денежной выплаты на его приобретение.

         Принимая во внимание вышеуказанное, суд находит исковые требования Сковородиной А.С. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

          Согласно п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

              На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Исковые требования Сковородиной А.Т. к Администрации удовлетворить.

              Обязать Администрацию направить учетное дело Сковородиной А.Т., список ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по муниципальному району с указанием Сковородиной А.Т. в Министерство труда и социального развития Омской области.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 суток, через Знаменский районный суд.

Судья: А.А. Орел

Решение вступило в законную силу.