15 ноября 2010 года
село Знаменское Омской области
Знаменский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Орёл А.А., при секретаре Гергенрейдер И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании иск Медютова Д.А. к Администрации о признании постановления Администрации об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании включить в указанный список
УСТАНОВИЛ:
Медютов Д.А. обратился в суд с иском к Администрации о признании решения о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении социального найма незаконным, в обоснование заявленного требования указал, что является участником Великой Отечественной войны, проживает в семье дочери в не благоустроенном доме, собственного жилья не имеет, нуждается в улучшении жилищных условий и на основании закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета один раз независимо от имущественного положения. 04.09.2009 года Администрацией на основании его заявления, решения жилищно-бытовой комиссии, он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако 05.02.2010 года постановлением Главы Администрации № 2 исключен из общего списка граждан на улучшение жилищных условий, основанием указанных действий со слов работников администрации послужило наличие у него постоянного места регистрации, что по его мнению, не может служить основанием для исключения его из списка нуждающихся в жилом помещении социального найма. Просит признать постановление Администрации об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
Медютов Д.А. о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл.
Представитель истца по доверенности Никоненко Л.Д. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила признать постановление Администрации об исключении Медютова Д.А. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать ответчика, поставить Медютова Д.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 04.09.2009 года, даты его постановки на учет в Администрации. Дополнительно пояснила, что ее отец Медютов Д.А. ранее проживал в деревянном неблагоустроенном доме собственной постройки, который в собственность не оформлял. С 1991 года, в связи с ухудшением его состояния здоровья, отсутствием возможности самостоятельно проживать в указанном доме, необходимостью постоянного ухода за ним, Медютов Д.А. стал проживать в ее семье, принадлежащем ее мужу, дом 1985 года постройки, насыпной, в настоящее время капитальному ремонту не подлежит, имеет печное отопление, в доме отсутствует централизованное водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и канализация, жилых помещений на праве собственности Медютов Д.А. не имеет, является участником Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий, на основании закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
04.09.2009 года, после обследования жилищных условий, Медютов Д.А. был включен в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако в феврале 2010 года специалист Администрации сельского поселения уведомил их о том, что в связи с тем, что дом в котором они проживают имеет площадь превышающую учетную норму Медютов Д.А. исключен из списка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, считает, что указанное решение незаконно, поскольку жилищные условия отца с момента его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не изменились, просила удовлетворить исковые требования.
Глава Администрации в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал, пояснил, что работает в указанной должности с 14.10.2010 года поэтому решения об исключении истца из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий не принимал, пояснил, что в селе отсутствует централизованное водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и канализация. Жилой дом, в котором проживает истец, имеет значительный срок эксплуатации и в настоящее время капитальному ремонту не подлежит, никаких коммунальных удобств не имеет. Со слов специалиста Администрации сельского поселения знает, что Медютов Д.А. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по рекомендации специалистов проводивших в феврале 2010 года совещание в Администрации, где была дана устная рекомендация исключить из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан чья жилая площадь превышает учетную норму, в связи с тем, что жилая площадь дома где в настоящее время проживает истец превышает учетную норму он был исключен из указанного списка, в вместе с тем признал, что поскольку Медютов Д.А. является участником Великой Отечественной войны он имеет право на улучшение жилищных условий, либо получение единовременной денежной выплаты.
Представитель Администрации о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не прибыл, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что Администрацией Знаменского муниципального района Омской области в Министерство труда и социального развития Омской области список граждан претендующих на получение социальных выплат, в котором был бы указан Медютов Д.А. не направлялся, в связи с чем Министерство труда и социального развития Омской области права и законные интересы истца не нарушало, просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствие.
Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит заявление Медютова Д.А. подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1); Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(ч.3).
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной Войны 1941-1945 года» (с изменениями от 9 января 2010 г.) жильем могут быть обеспечены нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".Согласно п.п. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Пунктом 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
Согласно п. 3.1. ст. 23.2 указанного ФЗ по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п
"Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (с изменениями от 6 февраля, 7 июня 2007 г., 23 мая, 26 декабря 2008 г., 5 августа 2009 г., 3 февраля 2010 г.), (далее Порядок), во исполнение пунктов 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов…, который определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов…..(ст.1) 2. Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области:1) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах"….;2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно п.4. Порядка обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления: 1) гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", - жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору;
В соответствии с п.6. Порядка органы местного самоуправления городского округа, городского, сельского поселения или муниципального района Омской области (в случае передачи им полномочий поселения по обеспечению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями) (далее - органы местного самоуправления Омской области) добровольно участвуют в реализации настоящего Порядка, а также оказывают содействие гражданам в приобретении жилого помещения с использованием выплаты.
Согласно п.9. основаниями для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, являются: 1) представление документов лицом, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком; 2) представление заявителем неполного перечня документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, либо наличие в данных документах недостоверных сведений.
Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.
Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания: решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, согласно п. 12 указанного Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
В судебном заседании установлено, что Медютов Д.А. является ветераном Великой Отечественной войны, ранее проживал в жилом деревянном доме собственной постройки, который в собственность не оформлял, с 1991 года в связи с ухудшением состояния здоровья, необходимостью постоянного ухода за ним, проживает в семье дочери, где согласно технического паспорта отсутствует хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, жилое помещение имеет печное отопление.
28.08.2009 года истец обратился в Администрацию с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, 01.09.2009 года жилищной комиссией обследованы жилищные условия Медютова Д.А., составлен акт обследования, согласно которого дом, в котором он проживет в настоящее время 1985 года постройки, жилой площадью 65 кв.м., насыпной, имеет печное отопление и капитальному ремонту не подлежит.
Как следует из информации УФРС по Омской области справки ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» Медютов Д.А. жилого помещения в собственности не имеет, кроме того у истца не имеется благоустроенного жилого помещения в котором бы он мог проживать на основании договора социального найма.
Постановлением Главы Администрации на основании решения жилищно-бытовой комиссии Медютов Д.А. включен в список на улучшение жилищных условий.
Однако без учета вышеуказанного Постановлением Главы, Медютов Д.А. исключен из «списка на улучшение жилищных условий» по сельскому поселению на основании п. 2 ст. 51 ЖК РФ, Закона Омской области от 28 декабря 2005 года № 722-03.
Вместе с тем, при изложенных обстоятельствах, законных оснований у ответчика для исключения Медютова Д.А. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось.
На основании указанного, суд находит Постановление Главы администрации об исключении Медютова Д.А. из списка нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма незаконным, требование о постановке на учет с даты его принятия на учет обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Медютова Д.А. к Администрации удовлетворить.
Признать постановление Главы Администрации о снятии Медютова Д.А. с учета нуждающихся в жилом помещении социального найма незаконным.
Обязать Администрацию поставить Медютова Д.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 04.09.2009 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 суток, через Знаменский районный суд с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья: А.А. Орел
Решение вступило в законную силу.