решение по иску Рыбак Ф.А. о признании постановления об исключении из списка нуждающихся в жилом помещении социального найма незаконным, обязании включить в указанный список



Дело № 2-369/2010 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

24 ноября 2010 года

село Знаменское Омской области

Знаменский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Орёл А.А., при секретаре Гергенрейдер И.А., рассмотрев в открытом судебном заседанииисковое заявление Рыбак Ф.А. к Администрации о признании постановления Администрации об исключении из списка нуждающихся в жилом помещении социального найма незаконным, обязании включить в указанный список

УСТАНОВИЛ:

Рыбак Ф.А. обратился в суд с иском к Администрации о признании решения о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении социального найма незаконным, в обоснование заявленного требования указал, что является участником Великой Отечественной войны, проживает в семье сына в не благоустроенном доме, собственного жилья не имеет, нуждается в улучшении жилищных условий и на основании закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета один раз независимо от имущественного положения. 04.09.2009 года Администрацией на основании его заявления, решения жилищно-бытовой комиссии, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако 05.02.2010 года постановлением главы Администрации исключен из общего списка граждан на улучшение жилищных условий. Просит признать указанное постановление Администрации незаконным.

Рыбак Ф.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что является участником Великой Отечественной войны, собственного жилого помещения никогда не имел, проживает в семье сына в доме 1985 года постройки, имеющим печное отопление, площадью 32 кв.м., на которой проживает 5 человек, в силу возраста и состояния здоровья проживание в указанном доме, без каких либо удобств для него затруднительно, считает что имеет право на благоустроенное жилое помещение либо денежную компенсацию на его приобретение, просил удовлетворить исковые требования.

Представитель истца по заявлению Рыбак А.Ф. в судебном заседании также исковые требования поддержал уточнил, просил признать постановление Администрации об исключении Рыбак Ф.А. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать ответчика, поставить Рыбак Ф.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 04.09.2009 года, даты постановки на учет в Администрации. Дополнительно пояснил, что Рыбак Ф.А. проживает в его семье в деревянном, неблагоустроенном, доме 1985 года постройки, который в настоящее время капитальному ремонту не подлежит, в доме печное отопление, отсутствуют какие либо коммунальные удобства, на одного проживающего приходиться 4,6 кв.м.. Жилых помещений на праве собственности Рыбак Ф.А. никогда не имел и не имеет, является участником Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий, на основании закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

04.09.2009 года, после обследования жилищных условий, Рыбак Ф.А. включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако в феврале 2010 года специалист Администрации уведомил их о том, что Рыбак Ф.А. исключен из указанного списка, считает, что данное решение незаконно, поскольку жилищные условия отца с момента его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не изменились, просил удовлетворить исковые требования.

Глава Администрации в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал, пояснил, что работает в указанной должности с 14.10.2010 года, поэтому решения об исключении истца из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий не принимал, пояснил, что в деревне отсутствует централизованное водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и канализация. Жилой дом, в котором проживает истец, имеет значительный срок эксплуатации и в настоящее время капитальному ремонту не подлежит, никаких коммунальных удобств не имеет. Со слов специалиста Администрации сельского поселения знает, что истец исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по рекомендации специалистов проводивших в феврале 2010 года совещание в Администрации, где была дана рекомендация исключить из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан чья жилая площадь превышает учетную норму, однако по какому основанию исключен Рыбак Ф.А. пояснить не смог, поскольку площадь жилого дома где проживает истец значительно меньше учетной нормы в поселении признал, что поскольку Рыбак Ф.А. является участником Великой Отечественной войны он имеет право на улучшение жилищных условий, получение благоустроенного жилого помещения либо единовременной денежной выплаты.

Представитель Администрации о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не прибыл, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что Администрацией в Министерство труда и социального развития Омской области список граждан претендующих на получение социальных выплат, в котором был бы указан Рыбак Ф.А. не направлялся, в связи с чем Министерство труда и социального развития Омской области права и законные интересы истца не нарушало, просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствие.

Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит заявление Рыбак Ф.А. подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1); Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(ч.3).

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной Войны 1941-1945 года» (с изменениями от 9 января 2010 г.) жильем могут быть обеспечены нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно п.п. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Пунктом 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

Согласно п. 3.1. ст. 23.2 указанного ФЗ по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п
"Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (с изменениями от 6 февраля, 7 июня 2007 г., 23 мая, 26 декабря 2008 г., 5 августа 2009 г., 3 февраля 2010 г.), (далее Порядок), во исполнение пунктов 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов…, который определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов…..(ст.1) 2. Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области:1) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах"….;2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно п.4. Порядка обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления: 1) гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", - жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору;

В соответствии с п.6. Порядка органы местного самоуправления городского округа, городского, сельского поселения или муниципального района Омской области (в случае передачи им полномочий поселения по обеспечению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями) (далее - органы местного самоуправления Омской области) добровольно участвуют в реализации настоящего Порядка, а также оказывают содействие гражданам в приобретении жилого помещения с использованием выплаты.

Согласно п.9. основаниями для отказа во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат, являются: 1) представление документов лицом, не имеющим права на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком; 2) представление заявителем неполного перечня документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, либо наличие в данных документах недостоверных сведений.

Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.

Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания: решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, согласно п. 12 указанного Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

В судебном заседании установлено, что Рыбак Ф.А. является ветераном Великой Отечественной войны, согласно выписки из похозяйственной книги выданной Администрацией проживает совместно с сыном Рыбак А.Ф., его супругой и внуками.

Как следует из акта обследования жилищных условий указанного жилого помещения от 01.09.2009 года составленного жилищной комиссией сельского поселения дом 1895 года постройки имеет, площадь 32 кв. м.. состоит из двух комнат, ветхий, капитальному ремонту не подлежит, имеет печное отопление проживание в нем невозможно.

Согласно информации УФРС по Омской области, справки ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства Рыбак Ф.А. жилого помещения в собственности не имеет, кроме того у суда не имеется сведений о наличии у истца благоустроенного жилого помещения в котором бы он мог проживать на основании договора социального найма.

Согласно пояснений Главы Администрации в судебном заседании в населенных пунктах поселения отсутствует централизованное хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и газоснабжение.

28.08.2009 года истец обратился в Администрацию с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, 01.09.2009 года жилищной комиссией сельского поселения обследованы жилищные условия Рыбак Ф.А. составлен акт обследования, согласно которого дом, в котором он проживет капитальному ремонту не подлежит.

Постановлением Главы Администрации на основании решения жилищно-бытовой комиссии Рыбак Ф.А. включен в список на улучшение жилищных условий.

Однако без учета вышеуказанного, Постановлением Главы сельского поселения, Рыбак Ф.А. исключен из «списка на улучшение жилищных условий» по сельскому поселению на основании ч.3 ст. 49 ЖК РФ, Закона Омской области от 28 декабря 2005 года № 722-03.

Вместе с тем, при изложенных обстоятельствах, законных оснований у ответчика для исключения Рыбак Ф.А. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось.

С учетом указанного, суд находит Постановление Главы сельского поселения об исключении Рыбак Ф.А. из списка нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма незаконным, требование о постановке на учет с даты его принятия на учет обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рыбак Ф.А. Администрации удовлетворить.

Признать Постановление Администрации о исключении Рыбак Ф.А. из списка нуждающихся в жилом помещении социального найма незаконным.

Обязать Администрацию поставить Рыбак Ф.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 04.09.2009 года

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 суток, через Знаменский районный суд.

Судья: А.А. Орел

Решение вступило в законную силу.