решение о признании недействительного отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилижных условий, возложении обязанности



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Масанкиной А. А.,

при секретаре Зиминой О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михневой Екатерины Дмитриевны к администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Михнева Е. Д. обратилась в суд с названным иском, указывая, что она обратилась в жилищную комиссию администрации г. Змеиногорска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в принятии ее на учет со ссылкой на то, что она согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес> за <данные изъяты> рублей. С решением жилищной комиссии она не согласна, поскольку заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ею подано в соответствии со ст. ст. 51, 52 ЖК РФ, иных помещений для проживания у нее не имеется, в настоящее время она проживает с дочерью в доме по <адрес>, общая площадь дома – 38,8 кв. м. Отказывая ей в постановке на учет, жилищная комиссия руководствовалась ст. 53 ЖК РФ, указав, что она продала квартиру с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако, продавая квартиру, она не действовала с намерением приобретения такого права. В <адрес> она проживала одна и не могла осуществлять полноценный самостоятельный уход за собой и лечение и к дочери переехала по причине болезни. Жилищной комиссией не принято во внимание, что она является вдовой участника войны, состояние ее здоровья, а также сумма, за которую она продали дом и которой не достаточно, чтобы приобрести иную недвижимость. Просила признать незаконным отказ ответчика в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить ее на такой учет.

В судебном заседании истец Михнева Е. Д. и ее представитель Каркошкина О. А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным с иске, просили удовлетворить. При этом Михнева Е. Д. пояснила, что при продаже дома у нее не было намерения сделать это, для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Дом в <адрес> она продала по причине невозможности проживания одной, так как по состоянию здоровья она не могла даже принести воды или дров, не могла содержать дом в надлежащем состоянии. С 2006 года она проходит лечение, в том числе стационарное, и ей требуется уход.

Представитель ответчика администрации г. Змеиногорска – Чернышова Е. В. исковые требования не признала, пояснила, что Михнева Е. Д. действительно обращалась в жилищную комиссию администрации г. Змеиногорска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. при этом ею были предоставлены все необходимые документы. При проверке наличия оснований для постановки на учет, было установлено, что на первый взгляд такие основания имелись: истица является вдовой участника войны, которые обеспечивались денежными средствами для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, проживает она в квартире дочери по <адрес>, где норма площади жилья, приходящаяся на нее меньше установленной нормы, другого жилья на праве собственности не имеет. Однако в жилищную комиссию также был представлен договор купли-продажи, согласно которого Михнева Е. Д. в 2008 году продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, а потому жилищная комиссия пришла к выводу о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий с целью встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом факт намеренности действий Михневой Е. Д. никак не проверялся, а к такому выводу комиссия пришла только на основании договора купли-продажи. Основанием для отказа в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было только вышеназванное, предусмотренное ст. 53 ЖК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, предусматривающие, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п. п. 1,2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Змеиногорского городского Совета депутатов Зминогорского района Алтайского края № 93 от 18 декабря 2009 года утверждена учетная норма площади жилого помещения для отдельной категории граждан из числа ветеранов, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в размере 17,5 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу данной нормы, отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют о его очевидном намерении приобрести право состоять на учете.

Судом установлено, что Михнева Е. Д. является женой погибшего военнослужащего, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается копией удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ.

Михневой Е. Д. принадлежал жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью 59, 9 кв. м., который ДД.ММ.ГГГГ продаю ею Г., Л.

В настоящее время Михнева Е. Д. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, где зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией домовой книги, штампом о регистрации в паспорте.

Указанное жилое помещение общей площадью 38,8 кв. м. принадлежит дочери истца – А. (до заключения брака - П. что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права.

Из справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также копии домовой книги видно, что в <адрес> в <адрес> помимо истицы зарегистрированы А. – муж собственника К. и зять истицы; Д. и М. – дети собственника К. и внуки истицы.

Согласно сведений Управления Росреестра по Алтайскому краю Михнева Е. Д. не имеет в собственности объектов недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ Михнева Е. Д. обратилась в администрацию г. Змеиногорска с заявлением о принятии ее на учет как гражданина, нуждающегося в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией администрации г. Змеиногорска принято решение об отказе Михневой Е. Д. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку представленные документы не подтверждают ее право состоять на таком учете, а именно Михнева Е. Д. зарегистрирована и проживает в <адрес> общей площадью 38,8 кв. м., расположенного в <адрес>. Собственником жилого помещения является ее дочь, Михнева Е. Д. является членом семьи собственника, состав семьи 5 человек. Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Михнева Е. Д. продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью 59,9 кв. м. за <данные изъяты> рублей. Со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ комиссией сделан вывод о неподтверждении представленными документами права Михневой Е. Д. состоять на учете в связи с намеренным ухудшением ею своих жилищных условий.

Таким образом, жилищная комиссия администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края в качестве обстоятельства, свидетельствующего о намеренном ухудшении истцом жилищных условий, признала продажу Михневой Е. Д. жилого дома, что подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.

Вместе с тем, сама по себе продажа Михневой Е. Д. принадлежащего ей жилого помещения, по мнению суда, не свидетельствует о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий.

Более того, в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истца о невозможности самостоятельного проживания в жилом помещении, которое в последующем было продано, по состоянию здоровья. Так, из справки МУЗ «ЦРБ <адрес>» следует, что истица наблюдалась терапевтом по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ года, по состоянию здоровья Михнева Е. Д. нуждалась в постороннем уходе и наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ года. Выписки из истории болезни стационарного больного подтверждают прохождение истицей необходимого лечения.

Доказательств, свидетельствующих о намеренном ухудшении Михневой Е. Д. жилищных условий с целью приобретения права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий, стороной ответчика не представлено.

При таких обстоятельствах, отказ жилищной комиссии администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, является необоснованным.

Поскольку иных оснований для отказа в постановке на учет Михневой Е. Д. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилищной комиссией не установлено, истица подлежит постановке на такой учет.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Михневой Екатерины Дмитриевны к администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края удовлетворить.

Признать отказ жилищной комиссии администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края в принятии Михневой Екатерины Дмитриевны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края поставить Михневу Екатерину Дмитриевну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья Для исключений

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Для исключений