Дело №2-194/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шевченко В.И.,
при секретаре Медведевой И.Н.,
с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Копыловой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах Воржевой Июлии Николаевны к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению по социальной защите населения по Змеиногорскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию,
установил:
Змеиногорский межрайонный прокурор обратился в Змеиногорский городской суд Алтайского края в интересах Воржевой И.Н. с иском к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению по социальной защите населения по Змеиногорскому району и просит суд признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч на 1 человека в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении Воржевой Июли Николаевны с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» произвести Воржевой И.Н. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 65 кВт/ч в месяц на 1 человека; за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010 года №22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в размере 102 кВт/ч на 1 человека в месяц; обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» выплатить Воржевой И.Н. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате за услуги по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, рассчитанную исходя из нормативов потребления, установленных решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 65 кВт/ч; обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району выплатить Воржевой И.Н. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету.
В обоснование исковых требований прокурор ссылался на то, что ОАО «Алтайкрайэнерго» в нарушение положений ст.157 ЖК РФ, согласно которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, для определения мер социальной поддержки Воржевой применялся норматив потребления установленный решением <адрес> городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм отпуска (норматива потребления) твердого топлива на отопление жилых домов населению <адрес>» с изменениями, внесенными решением <адрес> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 54 кВт/ч привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации Воржевой оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренных законодательством.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Копылова А.И. требования поддержала в полном объеме и уточнила, что в ответчик ОАО «Алтайкрайэнерго» в настоящее время требования в части обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» произвести Воржевой перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 65 кВт/ч в месяц на 1 человека; за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010 года №22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в размере 105 кВт/ч на 1 человека в месяц, исполнил добровольно и представил в суд соответствующий расчет, в связи с чем в данной части сторона истца требования не поддерживает.
Истец Воржева И.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго» не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв в котором указал, что Управление является ненадлежащим ответчиком и просил суд привлечь управление в качестве третьего лица, так как денежная компенсация мер социальной поддержки гражданам, имеющим на них право, выплачивается Управлением по расчетам, представленным организациями поставщиками услуг (в данном случае филиалом «Змеиногорские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго») в полном объеме, оплата денежных компенсаций производится Управлением ежемесячно за месяц предшествующий выплате.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения помощника прокурора Копыловой А.И., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Воржева Июлия Николаевна имеет удостоверение «Ветеран труда», дающее право на льготы по оплате коммунальных услуг л.д.15).
За спорный период времени Воржева И.Н. пользовалась как ветеран труда льготами по оплате коммунальных услуг, что подтверждается информациями, предоставленными истцом и не оспаривается ответчиками.
Воржева И.Н. проживает в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу, проживает в квартире с дочерью, в квартире имеется две комнаты, квартира оборудована газовой плитой и водонагревателем, л.д. 14,18-26).
В досудебном порядке ОАО «Алтайкрайэнерго» представили перерасчет в части начисления льгот истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по нормативам 65 кВт/ч и 102 кВт/ч.
Установлено, что за потребленную в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на электроэнергию льгота Воржевой А.П. предоставлялась энергоснабжающей организацией Змеиногорским отделением ОАО «Алтайкрайэнерго» в виде 50-ти процентной скидки при оплате услуг электроснабжения в пределах норматива 54 кВт/ч. По оплате потребленной Воржевой А.П. за указанный период включительно электроэнергии указанной энергоснабжающей организацией производилось определение мер социальной поддержки от величины того же норматива - 54 кВт/ч., с передачей сведений в Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району, которое на основании Постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет выплату компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте по представленным энергоснабжающей организацией реестрам.
Выплата Управлением социальной защиты населения по Змеиногорскому району компенсаций за потребленную электроэнергию производится ежемесячно. При этом в текущий месяц выплачивается компенсация по оплате за потребленную электроэнергию за месяц предшествующий выплате.
Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 54 кВт/ч. в отношении Воржевой И.Н. применялся Змеиногорскими межрайонными электрическими сетями» ОАО «Алтайкрайэнерго» на основании решением <адрес> городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм отпуска (норматива потребления) твердого топлива на отопление жилых домов населению <адрес>» с изменениями, внесенными решением <адрес> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. (как для жилых помещений оборудованных электроплитами).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актамисубъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 01.12.2004г. принят Закон Алтайского края №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», пунктом 4 ч.1 ст. 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности, на оплату электрической и тепловой энергии –в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч.5 ст.6 Закона № 61-ЗС).
В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС, постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327, утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов».
Пунктом 19 Положения (в редакции действовавшей до 29.02.2008г., распространявшейся на правоотношения возникшие до 01.01.2008г.) было предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.
В Алтайском крае до 1 апреля 2008г. меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, согласно пункту 43 которых, в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (п.7 ст.4).
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (п.8 ст.4).
Указанный закон вступил в действие с 01.04.2008г.
Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года № 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".
Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.
В соответствии с п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, до 1 апреля 2008г. на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008г. они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер мер социальной поддержки как до 1 апреля 2008г., так и после определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно данным Правилам "норматив потребления коммунальных услуг" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».
Согласно Положению о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации края от 19.01.2006г. №9Управление является органом исполнительной власти Алтайского края. Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.
Следовательно, решение от 25 октября 2006 года № 10, установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст.157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и потребления коммунальных услуг».
Ни федеральным законодательством, ни законами и другими нормативно-правовыми актами субъекта <адрес> не предусматривается установление нормативов потребления коммунальных услуг для определения мер социальной поддержки отличных от нормативов потребления коммунальных услуг установленных в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
В соответствии с разделом IV названных Правил установлены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяются из расчета на 1 потребителя и имеют целью определение нормативов холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения, необходимых для удовлетворения его (потребителя) физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и содержания общего имущества многоквартирного дома (пункты 27 - 31).
То есть целью определения норматива потребления при отсутствии прибора учета является установление предельной оправданной с точки зрения необходимости по всем показателям величины потребления коммунальной услуги, с учетом конкретных условий предоставления услуги.
В указанных размерах, определенных данными нормативами потребления должны предоставляться и меры социальной поддержки. В противном случае получатели мер социальной поддержки были бы поставлены в неравное положение с другими гражданами, пользующимися коммунальными услугами, что противоречило бы Конституции РФ.
Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением №10 Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Змеиногорского городского Совета депутатов от 10.12.2008 г., недопустимо учитывая то, что данные органы с 01.01.2005 г. не правомочны принимать такие решения.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что применение ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Змеиногорские межрайонные электрические сети» в отношении Воржевой норматива потребления услуг по электроснабжению в заявленный прокурором период в размере 54 кВт/ч нарушает её права и учитывая то, что применение энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 54 кВт/ч противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, суд находит требования прокурора о признании незаконными указанных действий ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное требования прокурора о применении нормативов по электроснабжению Воржевой с ДД.ММ.ГГГГ по нормативу 65 кВт/ч на 1 человека, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по нормативу 102 кВт/ч на 1 человека, исходя из норматива потребления услуг по электроснабжению, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края являются обоснованными.
Требования прокурора о возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» обязанности выплатить Воржевой И.Н. денежную компенсацию недополученной суммы скидки в оплате услуг по электроснабжению, которая получится в результате перерасчета за указанные выше периоды и возложении на Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району обязанности выплатить истцу недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки, согласно произведенного ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала перерасчета оплаты потребленной электроэнергии, суд находит также обоснованными, поскольку указанные требования направлены на восстановление нарушенных прав истца, на получение мер социальной поддержки в полном объеме.
Так как ответчик ОАО «Алтайкрайэнерго» до вынесения решения судом требования о перерасчете Воржевой И.Н. денежного эквивалента исполнил добровольно, в этой части требования истца удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного иск прокурора в интересах Воржевой И.Н. подлежит удовлетворению частично.
По результатам рассмотрения дела в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета - Муниципального образования <адрес>) с ОАО «Алтайкрайэнерго» надлежит взыскать 200рублей государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Змеиногорского межрайонного прокурора в интересахВоржевой Июлии Николаевны удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч на 1 человека в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении Воржевой Июлии Николаевны с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» выплатить Воржевой Июлии Николаевне денежную компенсацию недополученной скидки по оплате за услуги по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, рассчитанную исходя из нормативов потребления, установленных решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 65 кВт/ч.
Обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району выплатить Воржевой Июлии Николаевне недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету.
В удовлетворении требований Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах Воржевой И.Н. об обязывании ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести Воржевой И.Н. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 65 кВт/ч в месяц на 1 человека; за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время исходя из норматива потребления, установленного решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010 года №22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в размере 102 кВт/ч на 1 человека в месяц, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения в мотивированной форме.
Председательствующий судья В.И. Шевченко
Решение в мотивированной форме изготовлено 03 мая 2011 года.
Председательствующий судья В.И. Шевченко