о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело №2-125/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Масанкиной А. А.,

при секретаре Медведевой И. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карташовой Надежды Ивановны к администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет,

у с т а н о в и л:

Карташова Н. И. обратилась в суд с названным иском, указывая, что она, являясь участницей Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет со ссылкой на то, что она как наниматель жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, обеспечена общей жилой площадью на одного члена семьи выше учетной нормы. С данным решением истица не согласна, поскольку на основании Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов войны, что предусматривает обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 данного Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. м. На праве собственности у нее отсутствуют жилые помещения (жилой дом или благоустроенная квартира), а потому истица полагает, что имеет право на улучшение жилищных условий независимо от времени постановки на учет и имущественного положения. Просила признать незаконным решение жилищной комиссии об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать ответчика поставить ее на такой учет.

В последующем истица изменила основание иска, обосновав свои требования тем, что она проживает по договору найма в жилом помещении, находящемся в Доме ветеранов, где регистрация других членов семьи нанимателя не разрешена. Она страдает рядом заболеваний, по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе и наблюдении, в настоящее время получает денежную компенсацию для оплаты ухода за ней социальным работником. Уход осуществляет П., однако ее деятельность не соответствует характеру медицинского предписания. Даже в случае регистрации (прописки) другого лица, которое будет осуществлять постоянный уход, учетная норма общей площади жилого помещения будет нарушена. Обжалуемым решением жилищной комиссии нарушаются ее права, предусмотренные Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714.

В судебное заседание истец Карташова Н. И. не явилась по состоянию здоровья, просила дело рассмотреть без ее участия.

Представитель истца Исупов А. Ф. в судебное заседание также не явился, просил дело рассмотреть без его участия, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддерживал по изложенным в иске основаниям (с учетом их уточнения).

Представитель ответчика – администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края Кириченко З. А. исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению, поскольку решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вынесено законно и обоснованно. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Карташова Н. И. обратилась в администрацию города с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение квартиры. Ей было разъяснено, что вопросами выдачи таких субсидий занимается администрация Змеиногорского района, а не города Змеиногорска, последняя лишь может рассмотреть вопрос о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Тогда от Карташовой Н. И. в устной форме поступило заявление о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Данное заявление было рассмотрено и жилищная комиссия пришла к выводу о невозможности постановки истицы на такой учет ввиду того, что она является нанимателем благоустроенной квартиры по договору социального найма, предоставленной ей в ДД.ММ.ГГГГ в Доме ветеранов, площадь которой составляет 38,1 кв. м., что выше учетной нормы (17,5 кв. м.). В Доме ветеранов на постоянной основе работает медсестра МУЗ «ЦРБ <адрес>», которая оказывает в случае необходимости медицинскую помощь всем жильцам. Кроме того, в случае необходимости оказания помощи жильцам, родственникам не запрещаются посещения, не ограничиваемые во времени, запрещается только прописка родственников.

Представитель ответчика – администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края Стороженко Л. Ю. исковые требования также не признала по основаниям, изложенным Кириченко З. А.

Суд, выслушав представителей ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», предусматривающей меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, указанные лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (часть 2 статьи 15 названного Федерального закона).

Пункт 4 части 1 статьи 14 ФЗ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» также предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Решением Змеиногорского городского Совета депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена учетная норма площади жилого помещения для отдельной категории граждан из числа ветеранов, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в размере 17,5 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Судом установлено, что Карташова Н. И. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается копией удостоверения серии № (л. д. 12).

Согласно справки серии № № от ДД.ММ.ГГГГ Карташова Н. И. является инвалидом второй группы по <данные изъяты>

С <данные изъяты> Карташова Н. И. состояла на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, что подтверждается копией ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 34), сообщением администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края (л. д. 33).

Решением жилищно-бытовой комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлена <адрес> по адресу: <адрес>л. д. 35).

В связи с обеспечением Карташовой Н. И. жильем, последняя на основании ее личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ была снята с очереди на улучшение жилищных условий (л. д. 36-37).

ДД.ММ.ГГГГ в устной форме Карташова Н. И. вновь обратилась в администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представив все необходимые документы.

ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края принято решение об отказе Карташовой Н. И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку представленные документы не подтверждают ее право состоять на таком учете. При этом комиссия исходила из того, что Карташова Н. И. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и обеспечена жилой площадью выше учетной нормы.

Указанное решение жилищной комиссии суд находит обоснованным по следующим основаниям.

Согласно сведений Управления Росреестра по Алтайскому краю права Карташовой Н. И. на жилые помещения не зарегистрированы. Справка Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю <адрес> отделение от ДД.ММ.ГГГГ также свидетельствует о том, что Карташова Н. И. не имеет жилых строений и помещений (л. д. 42-43).

В настоящее время Карташова Н. И. зарегистрирована и проживает одна в жилом помещении по адресу: <адрес>

Данное жилое помещение находится в Доме ветеранов <адрес>, является муниципальной собственностью и передано в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ <адрес>», что следует из выписки из реестра муниципальной собственности, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л. д. 62, 73-75).

Согласно договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП «ЖКХ <адрес>» и Карташовой Н. И., жилое помещение по адресу: <адрес>, передано нанимателю для постоянного проживания (л. д. 41).

Согласно технического паспорта Дома ветеранов, <адрес> является однокомнатной и включает в себя коридор, туалет, ванную, кухню и комнату, общая площадь квартиры 38,1 кв. м.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица является нанимателем благоустроенного жилого помещения по договору социального найма и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы.

Согласно справки МУЗ «ЦРБ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Карташова Н. И. страдает рядом заболеваний, является инвалидом 2 группы, по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе.

Из справки ГУ - УПФ РФ в <адрес> (л. д. 61) и сообщения указанного Учреждения на запрос администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края (л. д. 78) следует, что Карташова Н. И. является получателем компенсации на уход за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет, установленной к трудовой пенсии, в размере 1380 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уход осуществляет П..

Допрошенная в судебном заседании П. пояснила, что Карташова Н. И. ей не известна, уход она не осуществляет. Два года назад, в ДД.ММ.ГГГГ по просьбе начальника Управления Пенсионного фонда в <адрес>, она подписала документы на уход за Карташовой Н. И. При этом ей пояснили, что от нее требуется только подписание документов и больше ничего, так как Карташовой Н. И. необходима компенсация, для оформления которой нужен человек, фактически в уходе она не нуждается.

В соответствии с п. п. 1, 6 Статуса и основных положений <адрес> жилого дома для ветеранов войны и труда (л. д. 48-49) Дом ветеранов предназначен и квартиры в нем предоставляются для постоянного проживания одиноким престарелым и инвалидам, нуждающимся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи и не имеющим трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Прописка попечителей, опекунов, родственников и других лиц в квартирах Дома ветеранов не допускается (п. 12 Статуса и основных положений Змеиногорского жилого дома для ветеранов войны и труда).

Из ответа на запрос МУЗ «ЦРБ <адрес>» (л. д. 79) видно, что в Доме ветеранов работает штатный специалист МУЗ «ЦРБ <адрес>» - медицинская сестра процедурная К., которая имеет средне-специальное медицинское образование. Ее график работы в Доме ветеранов: с понедельника по пятницу с 08.00 до 16.48 часов, выходные дни – суббота, воскресенье. В должностные обязанности медицинской сестры процедурной входит в том числе выполнение назначенных врачом процедур, оказание неотложной медицинской помощи, ведение медицинской документации.

Свидетель К. в судебном заседании пояснила, что она является медицинской сестрой МУЗ «ЦРБ <адрес>», местом ее работы является Дом ветеранов <адрес>, где у нее имеется свой кабинет. Все жильцы дома знают, что она работает в Доме ветеранов, каждое утро она обходит все комнаты и квартиры. Карташову Н. И. она также посещает ежедневно, измеряет ей давление. Помимо этого Карташова Н. И. несколько раз обращалась к ней за медицинской помощью, которая ей была оказана. Карташовой Н. И. нужен посторонний уход, который и осуществляют ее внуки, сын, помогая ей уже около 3 лет. Карташова Н. И. самостоятельно передвигается, в том числе ходит в магазин, сама готовит. Социального работника для оказания помощи Карташова Н. И. не просила, поскольку ей помогают родственники. Ей известно, что жильцы дома поочередно дежурят, в ночное время они закрывают входные двери изнутри, но если возникает необходимость, дверь открывают.

Свидетель П. пояснила, что она является руководителем Центра социального обслуживания <адрес>, целью деятельности которого является обслуживание на дому пожилых граждан, частично утративших способность к самообслуживанию. Социальные работники оказывают указанной категории граждан различные виды социально-бытовой (уборка помещения, приготовление пищи, написание писем, заготовка топлива и др.), медицинской (сопровождение в медицинские учреждения, приобретение по назначению врача лекарств и др.), социально-экономической (получение пенсии, помощь во взаимодействии с почтой, банком и др.) помощи. Заявления о необходимости оказания помощи принимаются от всех без исключения обратившихся граждан. И только после проверки всех условий (отсутствие трудоспособных родственников, могущих оказывать помощь престарелому гражданину, частичная утрата способности к самообслуживанию и др.) принимается решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявителю услуг социального работника. Карташова Н. И. в Центр по вопросу оказания ей помощи не обращалась.

Свидетель У. пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ года она работала в МУП «ЖКХ <адрес>», занималась расселением в Доме ветеранов. В Доме разрешаются ночевки родственников жильцов, но постоянно проживать посторонним лицам нельзя. По решению собрания жильцов Дома ветеранов входная дверь в ночное время закрывается.

Свидетель И. пояснил, что истица является его матерью, у нее проблемы со здоровьем, с ней нужно постоянно жить, вечером в Дом ветеранов не попадешь, так как все закрыто, бывало он оставался ночевать у матери, так как ей было плохо, в этом ему никто не препятствовал. Он не может проживать с матерью, так как не прописан в Доме ветеранов. По вопросу предоставления Карташовой Н. И. социального работника он не обращался.

Оснований сомневаться в показаниях свидетелей П., К., П., У., у суда не имеется, поскольку они не противоречивы, согласуются с другими доказательствами по делу, указанные лица не заинтересованы в исходе дела, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Показания свидетеля И. в части того, что в вечернее время не имеется возможности доступа в Дом ветеранов в случае необходимости, суд оценивает критически, поскольку данный свидетель является близким родственником истца и его показания опровергаются пояснениями представителей ответчиков, показаниями свидетеля К.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что право Карташовой Н. И. на получение постороннего ухода проживанием в жилом помещении по договору социального найма, никоим образом не ограничивается, ввиду того, что Дом ветеранов предназначен для проживания именно лиц, нуждающихся в уходе, в нем обеспечено наличие работающего на постоянной основе медицинского работника, который следит за состоянием здоровья жильцов и в случае необходимости оказывает им помощь. Кроме того, в Дом ветеранов по месту жительства Карташовой Н. И. не органичен доступ родственников истца, которые оказывают ей помощь на протяжении нескольких лет. За дополнительной помощью социального работника Карташова Н. И. не обращалась и как следует из пояснений свидетелей К., П. – в ней не нуждается, а ограничивается достаточной поддержкой сына и внуков.

Не ущемляется право Карташовой Н. И. на получение постороннего ухода и невозможностью регистрации в Доме ветеранов родственников истца, поскольку данные обстоятельства между собой не связаны.

Факты, возможные к возникновению в будущем (несоблюдение учетной нормы при возможной регистрации родственников в жилом помещении, занимаемом Карташовой Н. И.), не могут быть рассмотрены по существу. На момент рассмотрения дела судом, в <адрес> <адрес> никто, кроме истца не проживает и не зарегистрирован.

В связи с изложенным доводы истца о ее нуждаемости в жилом помещении ввиду того, что ей необходим постоянный посторонний уход, а регистрация родственников в Доме ветеранов запрещена и даже при ее разрешении площадь жилого помещения станет меньше учетной нормы, не могут быть приняты судом во внимание.

Кроме того, те обстоятельства, которые обозначены истцом как обоснование исковых требований, не предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Ссылки истца на Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 основаны на неверном толковании закона, поскольку данный правовой акт, предусматривает необходимость обеспечения жилыми помещения ветеранов Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, каковой истица не является.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Карташовой Надежды Ивановны к администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья А. А. Масанкина

Решение изготовлено в окончательной форме 16 мая 2011 года.

Судья А. А. Масанкина