Дело № 2-129/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Масанкиной А. А.,
с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Копыловой А.И.,
при секретаре Зиминой О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Змеиногорское автотранспортное предприятие» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Третьяковского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Змеиногорское автотранспортное предприятие» (далее по тексту – ОАО «Змеиногорское АТП»), указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения. Согласно п. 20 постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленных Министерством транспорта РФ. В силу п. п. 23-28 постановления в основном здании автовокзала должна быть размещена следующая информация: схема расположения и нумерации мест в транспортных средствах тех марок, которые отправляются их этого автовокзала; схема маршрутов регулярных перевозок, первая из которых должна вывешиваться в кассовом зале автовокзала или непосредственно на кассах с внешней стороны, вторая – в зале ожидания или кассовом зале автовокзала. В основном здании автовокзала размещаются указатели расположения основных служб, в т. ч. зала ожидания, комнаты матери и ребенка, пунктов питания, пункта медицинской помощи, камер хранения, туалетов, а также мест ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках. Однако в здании автовокзала (автостанции), расположенного по адресу: <адрес>, названные требования не выполняются. Согласно п. 5 приказа Минтранса РФ от 01 ноября 2010 г. № 234 «Об утверждении требований к оборудованию автовокзалов» автовокзал, на территории которого размещается остановочный пункт, входящий в состав одного или нескольких маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, по которому (ым) максимальный интервал отправления транспортных средств не превышает 2 часов и (или) общее количество отправляемых из остановочного пункта пассажиров по этому (этим) маршруту (ам) до 1 тысячи (включительно) человек в сутки, оборудуется помещениями для оказания услуг пассажирам и перевозчикам: для оборудования выделенных линий связи с и нахождения оборудования хранения персональных данных пассажиров, для размещения общественных туалетов, для организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей. В силу п. 14 приказа на территории автовокзала наносится специальная разметка для организации движения транспортных средств и пассажиров. Однако ни помещений для оборудования хранения персональных данных пассажиров, проведения медицинских осмотров, общественных туалетов, ни разметки для организации движения транспортных средств и пассажиров на автовокзале нет. Невыполнением вышеназванных требований, направленных на обеспечение транспортной безопасности, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, пользующихся транспортными услугами ОАО «Змеиногорское АТП» на территории <адрес>. Просил признать бездействие ОАО «Змеиногорское АТП» незаконным ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан при содержании автовокзала, расположенного в <адрес>, обязать ОАО «Змеиногорское АТП» разместить в здании автовокзала (автостанции) схему расположения и нумерации мест в транспортных средствах тех марок, которые отправляются из этого автовокзала, схему маршрутов регулярных перевозок; нанести специальную разметку у здания автовокзала для организации движения транспортных средств и пассажиров; оборудовать здание автовокзала помещениями для оборудования выделенных линий связи и нахождения оборудования хранения персональных данных пассажиров, проведения медицинских осмотров, общественных туалетов.
В судебном заседании помощник прокурора иск поддержала, уточнив, что требования к оборудованию автовокзалов (автостанций), изложенные в иске, предусмотрены также приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200, которые автотранспортные предприятия обязаны соблюдать. Просила исковые требования удовлетворить, обязать ответчика оборудовать здание автовокзала (автостанции) по <адрес> указанными в иске помещениями, схемами и разметкой.
Представитель ответчика – ОАО «Змеиногорское АТП» Кокоулин А. Г. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что здание по адресу: <адрес> является не автовокзалом и автостанцией, а остановочным пунктом, а потому предприятие не обязано выполнять в отношении него те требования, которые указаны в иске. Кроме того, в здании имеется зал ожидания, где размещена схема маршрутов регулярных перевозок и схемы расположения мест в автобусах, на которых осуществляются перевозки, на улице у здания имеется общественный туалет, а медицинские осмотры водители проходят в <адрес> в здании автостанции перед выездом на линию в <адрес>.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее по тексту – Федеральный закон).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Правительством РФ 14 февраля 2009 г. за № 112 принято постановление, которым утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливающие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Пунктом 1 указанных Правил определено понятие «автовокзала» как объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Согласно п. 86 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200, автовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров, осуществляющих поездки в междугородном автобусном сообщении. Они располагаются в городах и крупных населенных пунктах.
Автовокзал представляет собой изолированный от городского движения комплекс, состоящий из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки и высадки пассажиров, площадками для стоянки автобусов между рейсами, пунктами технического осмотра автобусов, привокзальной площадки с подъездами и стоянкой городского транспорта.
Пассажирская автостанция предназначена для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений на конечных и промежуточных остановочных пунктах маршрутов. Автостанции строятся на автомобильных дорогах, в населенных пунктах и входят в комплекс обустройства автомобильной дороги. Автостанция должна иметь здание в блоке с перроном для посадки и высадки пассажиров, а также площадки для стоянки автобусов (пункт 87 Правил, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200).
Таким образом, действующими нормами права понятия «автовокзал» и «автостанция» не отождествляются и к ним предъявляются различные требования, в то время как истцом данные понятия необоснованно приводятся как аналогичные.
Из справки ОАО «Змеиногорское АТП», а также акта оценки стоимости зданий и сооружений предприятия, следует, что здание по адресу: <адрес> состоит на балансе ответчика.
Доказательств того, что данное здание является автовокзалом истцом не представлено.
Как следует из фотоснимков, приложенных к исковому заявлению, видеосъемки здания, представленной ответчиком и исследованной в судебном заседании, данное здание представляет собой обособленный, отдельно стоящий объект. Какие-либо иные здания и сооружения, предназначенные для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, которые бы входили в единый комплекс, а также внутренняя территория отсутствуют. Имеется лишь открытая, неогороженная площадка для посадки и высадки пассажиров, стоянки автобусов.
Согласно п. № договора № на осуществление пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> и ОАО «Змеиногорское АТП», регулярные пассажирские перевозки осуществляются ОАО «Змеиногорское АТП» по трем маршрутам: Староалейское - Семеновка, Староалейское -Михайловка, Староалейское – Степной.
В соответствии с Законом Алтайского края от 11 сентября 2008 года № 75-ЗС «О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований <адрес>» <адрес> является административным центром <адрес>, а населенные пункты - Семеновка, Михайловка, Степной находятся в границах <адрес>.
Исходя из положений пункта 10 Правил, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200, маршруты, предусмотренные договором № 2 от 18 февраля 2010 года, являются пригородными.
Из информации, представленной ответчиком, а также исходя из пояснений Кокоулина А. Л. в судебном заседании, следует, что через автостанцию <адрес> проходят и междугородние маршруты, с начальными и конечными пунктами остановки в иных населенных пунктах за пределами <адрес>.
Таким образом, учитывая вышеназванные обстоятельства, суд приходит к выводу, что здание по <адрес> является автостанцией, а не автовокзалом.
Доводы ответчика о том, что данное здание является остановочным пунктом, суд находит несостоятельными, основанными на неверном токовании норм права.
Так, пунктом 11 статьи 2 Федерального закона определено, что остановочный пункт – это место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Поскольку <адрес> является начальным пунктом отправления по пригородным маршрутам, а не промежуточным пунктом остановки по предусмотренному маршруту, место отправления из данного населенного пункта не может быть отнесено к остановочному пункту.
В документах, представленных прокурору <адрес>, а также суду, ответчик называет здание автостанцией, что также указывает на надуманность доводов о том, что это остановочный пункт.
Вопреки доводам помощника прокурора в судебном заседании, нормами права, в том числе Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200, для автостанций не предусмотрено таких требований как нанесение специальной разметки у здания для организации движения транспортных средств и пассажиров, оборудование выделенных линий связи и нахождения оборудования хранения персональных данных пассажиров. Положения пунктов 23-28 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112, а также приказ Минтранса РФ от 01 ноября 2010 года № 234, принятый в соответствии с п. 20 названных Правил, не могут быть применены в данном случае, поскольку предусматривают требования к оборудованию автовокзалов.
В связи с чем, в данной части заявленные требования не подлежат удовлетворению, равно как и требование о признании незаконным бездействия ОАО «Змеиногорское АТП» ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан при содержании автовокзала, поскольку в судебном заседании установлено, что спорное здание является автостанцией.
Пунктами 8, 9, 11 Приложения № 27 к приказу Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200 предусмотрена необходимость обеспечения пассажиров своевременной исчерпывающей информацией по вопросам, относящимся к их поездке, которая осуществляется, в том числе, с помощью схем и таблиц, помещенных в здании автовокзала (автостанции), среди которых должна присутствовать схема автобусных маршрутов, по которым осуществляются перевозки от данного автовокзала (автостанции).
Истцом указано, что схема маршрутов регулярных перевозок в здании автостанции отсутствует. Вместе с тем, данное обстоятельство не нашло своего подтверждения в судебном заседании. Так, на фото № 8, приложенного к акту обследования помещения помощником прокурора Третьяковского района, виден фрагмент стенда, располагающегося на стене помещения автостанции. Из видеосъемки, представленной ответчиком, видно, что на данном стенде, снятом крупным планом, обозначены маршруты регулярных перевозок пассажиров. Таким образом, ответчиком соблюдены требования в части размещения справочной информации в виде схем автобусных маршрутов, по которым осуществляются перевозки от данной автостанции, а потому в удовлетворении исковых требований в данной части также надлежит отказать за необоснованностью.
Статьей 26 Федерального закона предусмотрено право пассажира на бесплатное пользование залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании установлено, что общественный туалет для пользования, в том числе пассажиров, расположен в непосредственной близости от здания автостанции, на что указано и истцом. Требований об его размещении именно в здании автостанции правовыми актами в области перевозок пассажиров не предусмотрено, соответственно возлагать такую обязанность на ответчика оснований не имеется.
Согласно п. 45 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200, автотранспортное предприятие, выполняющее пассажирские перевозки, с целью обеспечения безопасности движения автобусов на маршрутах осуществляет ежедневные предрейсовые, межрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей автобусов с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе.
Среди требований по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах, приведенных в приложении № к приказу Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 также предусмотрено проведение в установленные сроки медицинского переосвидетельствования и ежедневного медицинского осмотра водителей, а среди обязательного оборудования и оформления помещений автовокзалов и автостанций - наличие медпункта (Приложение № 24 к приказу).
В здании автостанции <адрес>, в нарушение данных норм, помещение для проведения медицинских осмотров отсутствует, что не отрицалось и представителем ОАО «Змеиногорское АТП» Кокоулиным А. Л.
Доводы ответчика о том, что водители проходят осмотр в автостанции <адрес>, а потому размещения медпункта в автостанции <адрес> не требуется, суд считает несостоятельными, поскольку начальным пунктом отправления является <адрес>, где и должен проводиться осмотр, кроме того, через данную автостанцию проходят и междугородние маршруты, при которых отсутствие медпункта в данной автостанции делает невозможным проведение межрейсовых осмотров.
Примечанием к указанному приложению № установлено, что в каждом автовокзале, автостанции и автопавильоне должны быть схемы расположения и нумерации мест тех марок автобусов, которые обслуживаются данным автовокзалом, автостанцией, автопавильоном. Указанные схемы вывешиваются в кассовом зале или непосредственно на кассах с внешней стороны.
В судебном заседании Кокоулин А. Л. пояснил, что перевозки с автостанции <адрес> осуществляются различными марками автобусов (более двух). Около билетной кассы размещены схемы расположения и нумерации мест двух автобусов, каких именно пояснить не смог.
Не представилось это возможным установить ни из фотоснимков, приложенных к иску, где размещенная возле кассы продажи билетов информация запечатлена со значительного расстояния, не позволяющего определить даже ее вид, ни из видеозаписи, представленной ответчиком, на которой различимы данные схемы, располагающиеся между расписанием автобусов и балетной кассой, но текст их нечитаем ввиду нечеткости записи.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств наличия в здании автостанции схем расположения и нумерации мест тех марок автобусов, которые обслуживаются данной автостанцией, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что в связи с принятием ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», приказ Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 не применяется, суд находит необоснованными, поскольку данный приказ в установленном законом порядке не признавался утратившим силу либо недействующим.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Третьяковского района удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Змеиногорское АТП» разместить в здании автостанции по адресу: <адрес> а, схемы расположения и нумерации мест тех марок автобусов, которые обслуживаются данной автостанцией, оборудовать здание автостанции помещением для проведения медицинских осмотров.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ОАО «Змеиногорское АТП» в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья А. А. Масанкина
Решение изготовлено в окончательной форме 18 апреля 2011 года.
Судья А. А. Масанкина