Дело №2-169/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Масанкиной А. А.,
с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Красновой Ю. В.
при секретаре Зиминой О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах Комовой Людмилы Яковлевны к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах Комовой Л. Я. обратился в суд с названным иском, мотивируя свои требования тем, что Комова Л. Я. является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, эффективная доза облучения свыше 25 сЗв (бэр). На основании ст. 4.1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ст. 6.2, 6.7 ФЗ «О государственной социальной помощи» Комова Л. Я. пользовалась правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ Комова Л. Я. обратилась в филиал № ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако путевка не была предоставлена. Поскольку ДД.ММ.ГГГГ г. истицей не было реализовано право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, то данное право у нее сохраняется. Просил обязать ГУ АРО ФСС РФ предоставить Комовой Л. Я. такую путевку ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора Краснова Ю. В., истец Комова Л. Я. заявленные требования поддержали по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, обосновав свою позицию тем, что истцу в ДД.ММ.ГГГГ путевка не была предоставлена в связи с недостаточностью средств, выделяемых Фонду социального страхования РФ. Заявления граждан о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности по мере их поступления, поэтому обеспечить истца путевкой согласно поданного ею ДД.ММ.ГГГГ заявления не представилось возможным. Кроме того, непредоставление истицей обновленной медицинской справки затруднило обеспечение ее санаторно-курортным лечением в последующий период ДД.ММ.ГГГГ., а отказ истца от набора социальных услуг в ДД.ММ.ГГГГ делает невозможным предоставление путевки в настоящее время.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения стороны истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Главой 2 Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (далее - Закон) предусмотрен порядок оказания государственной социальной помощи гражданам в виде предоставления набора социальных услуг.
Ч. 1 ст. 6.7 Закона предусмотрено, что лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой.
Статьей 6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Порядок обращения указанной категории граждан за предоставлением набора социальных услуг, определен Правилами обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004г. №862.Согласно п. 4 Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу п.3.7 данного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В судебном заседании установлено, что Комова Л. Я. является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, что подтверждается копией удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного взамен удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт того, что Комова Л. Я. имела ДД.ММ.ГГГГ году право на получение набора социальных услуг, а соответственно и на получение санаторно-курортной путевки, никем не оспорен и подтверждается сообщением начальника ГУ УПФР в <адрес>.
С заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение истец в установленном законом порядке обратилась ДД.ММ.ГГГГ в филиал № ГУ АРО ФСС РФ, приложив медицинскую справку о своей нуждаемости в оздоровлении, что подтверждается пояснениями стороны истца, представленными копиями заявления и справки формы № Комовой Л. Я. на имя директора филиала №, и не оспаривается ответчиком в письменном отзыве.
Однако по указанному заявлению путевкой она не воспользовалась, что также не отрицалось ответчиком.
Ссылка представителя ответчика ГУ АРО ФСС РФ на то, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета РФ, не может быть принята во внимание, поскольку в силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и реализация его права, предоставленного федеральным законом, в том числе на получение путевки на санаторно-курортное лечение не может быть поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ также отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. Также Законом не ограничено право граждан на получение набора социальных услуг, в том числе право выбора социальных услуг, включенных в перечень услуг, предусмотренных ст. 6.2 указанного Закона.
Доводы ответчика о том, что Комова Л. Я. ДД.ММ.ГГГГ отказалась от набора социальных услуг, что лишает ее права на получение путевки, суд находит несостоятельными, поскольку такой отказ в 2011 году при разрешении спора о праве истицы на санаторно-курортное лечение за 2008 год, не имеет правового значения, ввиду того, что на момент обращения к ответчику с заявлением, Комова Л. Я. имела такое право, однако по независящим от нее обстоятельствам путевку не получила. Закон также не ограничивает право на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли она воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
В силу прямого указания в законе Комова Л. Я. имеет право на предоставление путевки, в связи с этим довод ответчика о том, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, является несостоятельным.
Медицинские показания Комовой Л. Я. для санаторно-курортного лечения на день рассмотрения дела судом подтверждены сообщением МУЗ «ЦРБ <адрес>», справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку предусмотренное законом право Комовой Л. Я. на получение санаторно-курортного лечения осталось нереализованным, в силу ст. 46 Конституции РФ она имеет право на судебную защиту своего нарушенного права, а потому заявленные требования являются обоснованными.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ГУ АРО ФСС РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах Комовой Людмилы Яковлевны удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Комовой Людмиле Яковлевне путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с Государственного учреждения – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации госпошлину в размере 200 рублей в пользу бюджета муниципального образования <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья А. А. Масанкина
Решение изготовлено в окончательной форме 03 мая 2011 года.
Судья А. А. Масанкина