Дело № 2-248/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2011 года г.Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Хижняк С.А.,
при секретаре Киреевой Р.И.,
с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Копыловой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах Якуниной Марины Николаевны к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
у с т а н о в и л:
Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах Якуниной М.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ – АРО ФСС РФ) о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, указывая, что Якунина М.Н. является <данные изъяты>, поэтому в соответствии с действующим законодательством о государственной социальной помощи имеет право на получение набора социальных услуг, в том числе на получение при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. ДД.ММ.ГГГГ Якунина М.Н. обратилась в филиал № ГУ – АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на ДД.ММ.ГГГГ однако путевка на санаторно-курортное лечение ответчиком не была предоставлена со ссылкой на ограниченный объем средств и обеспечение путевками граждан льготной категории в порядке очередности. Просил обязать ГУ – АРО ФСС РФ предоставить Якуниной М.Н. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета. Кроме того, учитывая состояние здоровья Якуниной М.Н., просил обязать ГУ – АРО ФСС РФ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение сопровождающему лицу.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание истица Якунина М.Н. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Якунина Л.В. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из заявления видно, что факт обращения истца с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не оспаривается. Вместе с тем исковые требования ответчик не признает, поддерживает доводы, изложенные в отзыве.
Согласно отзыву на исковое заявление, поступившему в суд, видно, что ответчик просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Предоставление ограниченной категории граждан социальных услуг является дополнительной формой социального обеспечения, которые не носят гарантийного характера. Понятие «социальные услуги» не тождественно льготам, мерам социальной поддержки и социальным гарантиям. Предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета обеспечивать финансирование затрат на эти услуги. Таким образом, предоставление социальных услуг находится в прямой зависимости от финансовых возможностей бюджета. Затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг являются расходными обязательствами Российской Федерации и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета. Фонд имеет право обеспечить граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Объем денежных средств, выделенных ГУ – АРО ФСС РФ в ДД.ММ.ГГГГ, являлся недостаточным и не позволял удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении, в связи с чем не предоставление путевки Якуниной в ДД.ММ.ГГГГ произошло не по вине ГУ – АРО ФСС РФ, так как обеспечение путевками происходит в порядке очередности в зависимости от даты поступления заявления.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон) государственная социальная помощь – это предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров категориям лиц, определенных в Федеральном законе.
В соответствии со ст.3 Закона государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих, одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, адресного использования бюджетных средств, усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства, повышения доходов населения.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу п.8 ст.6.1 Закона инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно подпункта 1.1 ст. 6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В силу ч.2 ст.6.2 Закона при предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие 1 группу инвалидности, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего их лица.
Порядок обращения указанных лиц за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставлением им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. (ч.2 ст.6.7 Закона)
Порядок обращения указанной категории граждан за предоставлением набора социальных услуг определен Правилами обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года № 862.
В соответствии с п.3 Правил обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг заявление о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) подается по установленной форме гражданином (его представителем) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий гражданину ежемесячную денежную выплату (далее – территориальный орган), до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги).
Согласно ч.5 ст.6.3 Закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу п.3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительны органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее – органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган.
Согласно п.4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Судом установлено, что Якунина М.Н. является <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ, выданной ДД.ММ.ГГГГ.
Сведений об отказе от социального пакета на ДД.ММ.ГГГГ суду не предоставлено. Напротив, справка ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> свидетельствует о том, что Якунина М.Н. в ДД.ММ.ГГГГ имела право на полный набор социальных услуг (медицинская и транспортная часть), а, соответственно на получение путевки на санаторно-курортное лечение. Данный факт стороной ответчика не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ Якунина М.Н. обратилась в филиал № ГУ – АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на лечение в санаторно-курортном учреждении, приложив медицинскую справку о своей нуждаемости в санаторно-курортном лечении, а также с указанием в заявлении о нуждаемости в сопровождении, что подтверждается копиями заявления и справки формы № от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривается ответчиком в письменном отзыве.
Однако путевка на санаторно-курортное лечение Якуниной М.Н. не была предоставлена, что также не отрицается ответчиком.
Судом не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что обязательства Фонда социального страхования ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета.
В силу ст.1 и ст.152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. (ст.18 Конституции Российской Федерации)
В Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисленных Фонду социального страхования из федерального бюджета. Также Закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении. Право граждан на получение набора социальных услуг Законом не ограничено.
Истица имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение и на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего ее лица, но путевка ей не предоставлена, поэтому в силу ст.46 Конституции Российской Федерации она имеет право на судебную защиту своих нарушенных прав.
Стороной ответчика право Якуниной на получение второй путевки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего ее лица не оспаривается.
Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является именно ГУ – АРО ФСС РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования, а также находит не убедительным довод о том, что предоставленная квота на количество мест в санаторно-курортных учреждениях не позволяла удовлетворить потребность всех нуждающихся в таком лечении в ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку право на санаторно-курортное лечение у истицы ФИО6 не погашается истечением календарного года, не обеспечение ее путевкой произошло по причинам, от нее не зависящим, осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, что является значимым для истицы в связи с состоянием ее здоровья и привело к нарушению ее прав, нарушенное право подлежит восстановлению.
В силу прямого указания в Законе Якунина имеет право на получение путевки, в связи с этим довод ответчика о том, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, по мнению суда, является несостоятельным.
Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Якуниной М.Н. и отсутствие противопоказаний, исключающих направление на санаторно-курортное лечение, на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой МУЗ «Центральная районная больница <адрес>» формы № от ДД.ММ.ГГГГ № и справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязательства в натуре.
При установленных в суде обстоятельствах требования Змеиногорского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Якуниной М.Н., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ст.103 ГПК РФ с ГУ – АРО ФСС РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах Якуниной Марины Николаевны удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Якуниной Марине Николаевне путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета и путевку на санаторно-курортное лечение для сопровождающего Якунину М.Н. лица.
Взыскать с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения.
Судья _______________