об обязывании предоставить скидку по оплате коммунальных услуг



Дело №2-261/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шевченко В.И.

при секретаре Зиминой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Аллабян Каро Эдуардовича к МУП «ЖКХ города Змеиногорска» об обязывании предоставить скидку по оплате коммунальных услуг и произвести перерасчет по оплате за оказанные услуги,

установил:

Аллабян К.Э. обратился в суд с иском к МУП «ЖКХ г. Змеиногорска» об обязывании ответчика предоставить 30% скидку по оплате коммунальных услуг и произвести перерасчет по оплате за оказанные услуги с момента подачи заявления.

В обоснование своих исковых требований указал, что его семья является многодетной, на иждивении Аллабян К.Э. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к директору МУП «ЖКХ г. Змеиногорска» о предоставлении семье скидки на оплату коммунальных услуг. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении вышеуказанной скидки. Истец полагает, что данный отказ не основан на действующем законодательстве, в связи с чем вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании Аллабян К.Э. настаивал на заявленных требованиях по основаниям указанным в иске. Уточнил дату обращения к ответчику и просил суд обязать МУП «ЖКХ г. Змеиногорска» предоставить 30%скидку по оплате коммунальных услуг и произвести перерасчет по оплате за оказанные услуги с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МУП «ЖКХ г. Змеиногорска» Жаворонкова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, указанным в письменном отзыве.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Змеиногорского района Алтайского края не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил отзыв, в котором сообщил, что требования истца не основаны на законе.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице представителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом в судебном заседании и подтверждено материалами дела семья Аллабян К.Э. является многодетной.

Аллабян К.Э. в собственности имеет <адрес> (л.д.11).

На иждивении Аллабян К.Э. находится <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о рождении А., родившейся <данные изъяты>; свидетельством о рождении И., родившейся <данные изъяты> и свидетельством о рождении Э., <данные изъяты>; справкой о составе семьи, выданной администрацией <адрес> (л.д.12-15).

Оплата за коммунальные платежи согласно договорам между истцом и ответчиком (за водоснабжение, оказание услуг по саночистке) производится истцом в полном объеме, что подтверждается и не оспаривается представителем ответчика (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ Аллабян К.Э. обратился с заявлением на имя директора МУП «ЖКХ г. Змеиногорска» с заявлением о предоставлении скидки 30% на оплату коммунальных услуг (л.д.23).

Согласно письму директора МУП «ЖКХ г. Змеиногорска» исх. от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в предоставлении требуемой скидки (л.д.16).

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, и установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

При этом пунктом 3 вышеприведенного Указа Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство социальной защиты населения Российской Федерации 29 июня 1992 года издали Письмо "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей".

Указанным Письмом дано разъяснение об источниках финансирования отдельных мероприятий социальной поддержки многодетных семей, предусмотренных Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431.

Пунктом 2 Письма определено, что за счет средств местного бюджета производятся дополнительные затраты, возникающие в связи с предоставлением скидок на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

Согласно ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 г. № ГКПИ03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.

Таким образом, до настоящего времени порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом, не разработаны.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит: защиту семьи, материнства, отцовства и детства; вопросы социальной защиты населения (пункт «ж» части 1 статьи 72).

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.

Таким образом, социальная поддержка многодетных семей находится в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации, а полномочия по ее осуществлению осуществляются субъектом Российской Федерации самостоятельно исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В пределах предоставленных Алтайскому краю полномочий Алтайским краевым Собранием народных депутатов принят Закон от 29 декабря 2006 года № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае», статьей 3 которого предусмотрено, что многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) бесплатная выдача лекарств, отпускаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

2) компенсационные выплаты на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также в пределах административного района проживания (регистрации по месту жительства) - автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения для учащихся общеобразовательных учреждений;

3) компенсационные выплаты на питание для учащихся общеобразовательных учреждений;

4) внеочередное предоставление мест в детские дошкольные учреждения;

5) первоочередное предоставление в летний период путевок в детские оздоровительные лагеря для учащихся общеобразовательных учреждений.

Таким образом, законодательный орган Алтайского края самостоятельно определил объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям, к числу которых льгота по оплате коммунальных услуг не отнесена.

Отсутствуют указанные меры социальной поддержки для многодетных семей и в Законе Алтайского края от 27.12.2007 г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».

В то же время Закон № 156-ЗС, предусматривающий предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ, предусматривает, что финансирование расходов на выплату компенсаций гражданам, меры социальной поддержки которым установлены федеральными законами, осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели (п.1 ст.6). При этом из названных законов следует, что меры социальной поддержки назначаются уполномоченными органами в сфере социальной защиты населения.

Между тем, доказательств, свидетельствующих об обращении в органы социальной защиты населения, Аллабян К.Э. в порядке части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами стороны ответчика об отсутствии оснований для возложения обязанности на МУП «ЖКХ г. Змеиногорска», поскольку МУП «ЖКХ г. Змеиногорска» не является надлежащим ответчиком по делу, отсутствие порядка распределения расходов и отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для возложения на юридическое лицо расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных на федеральном уровне.

Довод истца о том, что пробел в законодательном регулировании не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от него зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан, заслуживает внимания, но указанное обстоятельство не может служить основанием для возложения обязанности по предоставлению льготы, установленной на федеральном уровне, на МУП «ЖКХ г. Змеиногорска», являющееся самостоятельным хозяйствующим субъектом, у которого отсутствуют необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий. В то же время материальный истец не лишен возможности обратиться с требованием о предоставлении меры социальной поддержки многодетной семье к надлежащему ответчику.

Ссылка Аллабян К.Э. на Указ Президента РФ от 05 мая 1992 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей» также не может быть признана состоятельной, поскольку Федеральный закон от 06 октября 1999 N 184-ФЗ принят позже Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним.

Доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком личных неимущественных права либо посягающих на принадлежащие истцу другие нематериальные блага, в суд не представлено.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Аллабян Каро Эдуардовича об обязывании МУП «ЖКХ г. Змеиногорска» предоставить скидку в размере 30 % по оплате коммунальных услуг и произвести перерасчет по оплате коммунальных с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения в мотивированной форме.

Председательствующий судья В.И.Шевченко

Решение в мотивированной форме изготовлено 30 мая 2011 года.

Председательствующий судья В.И.Шевченко