Дело № 2-279/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 мая 2011 года г. Змеиногорск Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Масанкиной А. А., с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Копыловой А.И. при секретаре Медведевой И. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о понуждении к совершению действий, у с т а н о в и л: Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, указывая, что в ходе проверки соответствия состояния автомобильных дорог муниципальных образований правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения установлено, что ответчиком не разработана и не утверждена дислокация дорожных знаков. Согласно ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Исходя из указанных норм автомобильные дороги, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, размещаемыми на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дисклокацией, согласованной с органами ГИБДД. Бездействие органов местного самоуправления в вопросе утверждения дислокации дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни и здоровью, противоречит интересам общества и государства, поскольку провоцирует аварийные ситуации на дорогах. Просил обязать МО Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании Таловский сельсовет, установить ответчику срок для совершения указанных действий. В судебном заседании помощник прокурора Копылова А. И. заявленные требования уточнила, просила обязать администрацию Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края разработать и утвердить в срок до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в границах населенных пунктов муниципального образования Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края. Уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Представитель ответчика – администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия. Представитель третьего лица ОВД по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором указал, что требования прокурора полагает обоснованными. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…»). Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В соответствии с п. 22.7 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 8 июня 1999 г. № 410, контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги осуществляет заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе. Он же утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Из указанных норм следует, что размещение дорожных знаков на автомобильных дорогах должно осуществляться в соответствии с разработанной органами местного самоуправления по согласованию с органами ГИБДД дислокацией. Согласно п. № ст. № Устава муниципального образования Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. № Устава решение указанных вопросов относится к полномочиям администрации сельсовета. В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой проверки состояния автомобильных дорог муниципального образования Таловский сельсовет выявлено отсутствие разработанной и утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков. Из ответа администрации Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края на запрос прокурора также следует, что дислокация дорожных знаков не разрабатывалась и не утверждалась. При этом каждый год весной издается постановление о временном ограничении движения большегрузных транспортных средств по дорогам внутри поселения. В ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> были установлены запрещающие знаки проезда большегрузных машин. Дислокация не разрабатывалась по причине отсутствия в бюджете финансовых средств. Из информации ОВД по <адрес> на имя Змеиногорского межрайонного прокурора следует, что в настоящее время сложилась сложная ситуация по обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов в населенных пунктах <адрес> из-за отсутствия должного обслуживания и эксплуатации улиц сел и поселков района. Дислокация дорожных знаков в населенных пунктах <адрес> в ОГИБДД ОВД по <адрес> не согласовывалась. Органами местного самоуправления муниципального образования Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края ненадлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог в соответствии с законодательством. Отсутствие в муниципальном образовании разработанной и утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков делает невозможным установление в населенных пунктах дорожных знаков, а также осуществление надлежащего контроля органами ГИБДД за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог. В свою очередь несоответствие либо отсутствие установленных и утвержденных дорожных знаков отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность аварийных ситуаций на дорогах, причинения вреда жизни и здоровью не только взрослого населения, но и детей. Отсутствие финансовых средств, на которое ссылается администрация сельсовета обосновывая непринятие мер к разработке дислокации дорожных знаков, не может быть принято во внимание, поскольку данные обстоятельства не освобождают органы местного самоуправления от исполнения возложенных законом обязанностей и явно несоизмеримы с ущербом жизни и здоровью, могущим наступить в результате бездействия органов власти. Предложенный прокурором срок для разработки и утверждения дислокации дорожных знаков, – до ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным, достаточным для выполнения указанных действий. Таким образом, исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию Таловского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края разработать и утвердить в срок до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в границах населенных пунктов муниципального образования Таловский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме. Судья ____________ Решение изготовлено в окончательной форме 30 мая 2011 года. Судья ____________