Дело №2-295/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 июня 2011 года г. Змеиногорск Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Масанкиной А. А., при секретаре Медведевой И. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова Василия Михайловича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности включить период прохождения военной службы в льготный трудовой стаж и назначить досрочную пенсию, у с т а н о в и л: Макаров В. М. обратился в суд с названным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в г. Змеиногорске, Змеиногорском районе Алтайского края с заявлением о назначении льготной пенсии, представив необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении такой пенсии ввиду отсутствия у него 25 летнего стажа, необходимого для назначении льготной пенсии, так как в специальный стаж для назначения льготной пенсии не был включен период его нахождения на службе. Полагает, что отказ является неправомерным, поскольку в соответствии с законодательством данный период подлежит включению в специальный стаж. Учителем он работал непрерывно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и на момент обращения в Управление ПФР в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе специальный стаж педагогической деятельности был достаточным для назначения льготной пенсии. Просил признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Управления ПФР в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе, обязать ответчика включить период прохождения военной службы с <данные изъяты> в специальный педагогический стаж, назначить пенсию по старости с момента подачи заявления в Управление ПФР в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе от ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании Макаров В. М. исковые требования уточнил, просил признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управление ПФР в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе, возложить на ответчика обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края – Кошкина В. В. исковые требования не признала, пояснив, что решение об отказе Макарову В. М. в назначении досрочной пенсии вынесено обоснованно. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается не ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста. Порядок исчисления периодов работы определяется согласно статьи 27, 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По постановлению Конституционного суда № 2-П от 29 января 2004 г. при исчислении специального стажа за периоды работы до 01 января 2002 и определении права на досрочную пенсию, возможно, применить нормы законодательства, действовавшего на 31 декабря 2001 г. и применить те Правила, которые имели юридическую силу, в том числе за периоды до 01 октября 1993 г. в соответствии с Перечнем учреждений и должностей работников просвещения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. Наряду с указанным Перечнем, применяется положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Данным Положением предусмотрен зачет в стаж при назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения периода службы в составе Вооруженных сил СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев) приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Так как у истца по состоянию на 01 октября 1993 г. отсутствует необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, то время прохождения службы в рядах Вооруженных сил по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть в него включено. Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края – Ткачева Т. Г. исковые требования также не признала по основаниям, изложенным Кошкиной В. В. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи27 Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Судом установлено, что Макаров В. М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в армии, что подтверждается трудовой книжкой, военным билетом, справкой военкомата. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает учителем в <адрес> средней школе. Согласно пенсионного дела его стаж педагогической деятельности составляет 23 года 1 месяц 23 дня. Макаров В. М. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.19 статьи 27 Федерального закона. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Змеиногорске и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, на том основании, что у него отсутствует требуемый законом специальный стаж – 25 лет. При этом не засчитан в стаж вышеуказанный период службы в армии, поскольку Макаровым на ДД.ММ.ГГГГ не выработано 2/3 необходимого стажа (16 лет 8 месяцев) в учреждениях, предприятиях и должностях, перечисленных в Перечне № 1397. Данное решение суд находит необоснованным по следующим основаниям. Положения части2 статьи6, части4 статьи15, части1 статьи17, статей18, 19 и части1 статьи55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001года №8-П и Определение от 5 ноября 2002года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В период, когда истец служил в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. В силу пункта4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. На момент осуществления Макаровым В. М. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Принимая во внимание, что на момент обращения Макарова В. М. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Доводы ответчиков о том, что 2/3 необходимого стажа должно быть выработано на ДД.ММ.ГГГГ суд во внимание не принимает, как основанные на неверном толковании норм материального права. Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение и поставило бы истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее. С учетом установленного ответчиком стажа педагогической деятельности Макарова В. М. - 23 года 1 месяц 23 дня и периода службы истца в армии - 1 год 11 месяцев 20 дней, его специальный педагогический стаж составляет 25 лет 1 месяц 13 дней, что достаточно для назначения льготной пенсии по старости. Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. С заявлением о назначении пенсии Макаров В. М. обратился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается как пояснениями сторон, так и исследованными материалами дела. Соответственно именно с указанной даты ему подлежит назначению льготная пенсия. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно квитанции об оплате ДД.ММ.ГГГГ года истцом понесены расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей. Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу Макарова В. М. Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Макарова Василия Михайловича удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Макарову Василию Михайловичу. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период службы Макарова Василия Михайловича в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края назначить Макарову Василию Михайловичу досрочную льготную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края в пользу Макарова Василия Михайловича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме. Судья А. А. Масанкина Решение изготовлено в окончательной форме 15 июня 2011 года. Судья А. А. Масанкина