Дело № 2-285/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года г.Змеиногорск Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Хижняк С.А., при секретаре Зиминой О.В., с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Копыловой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Кузьминского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о понуждении к совершению действий, у с т а н о в и л: Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Кузьминского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о понуждении к совершению действий, указывая, что в ходе проверки соответствия состояния автомобильных дорог муниципальных образований правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения установлено, что ответчиком не разработана и не утверждена дислокация дорожных знаков. Согласно ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Исходя из указанных норм автомобильные дороги, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, размещаемыми на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, согласованной с органами ГИБДД. Бездействие органов местного самоуправления в вопросе утверждения дислокации дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни и здоровью, противоречит интересам общества и государства, поскольку провоцирует аварийные ситуации на дорогах. Просил обязать МО Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Кузьминского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании Кузьминский сельсовет, установить ответчику срок для совершения указанных действий. В судебном заседании помощник прокурора Копылова А.И. заявленные требования уточнила, просила обязать администрацию Кузьминского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края разработать и утвердить в срок до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в границах населенных пунктов муниципального образования Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края. Уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Представитель ответчика – администрации Кузьминский сельсовета Змеиногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признают. Представитель третьего лица – ОВД г.Змеиногорска и Змеиногорского района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Из отзыва на иск видно, что исковые требования прокурора являются обоснованными, дислокация дорожных знаков является составной частью схемы организации дорожного движения и в Кузьминском сельсовете отсутствует. Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В силу ст.4 названного ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. (ч.2 ст.12 указанного ФЗ) В силу п.6 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Пунктом 5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.3 и п.7 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 16 июля 1996 года № 32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае» органы местного самоуправления обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении, внедрению технических средств регулирования и управления дорожным движением, в том числе на базе автоматизированной системы управления движением. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. (ч.2 ст.3 Закона Алтайского края от 16 июля 1996 года № 32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае») Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов (ч.1 ст.34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В соответствии с п. 22.7 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 08 июня 1999 года № 410, контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги осуществляет заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе. Он же утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Из указанных норм следует, что размещение дорожных знаков на автомобильных дорогах должно осуществляться в соответствии с разработанной органами местного самоуправления по согласованию с органами ГИБДД дислокацией. Согласно п.№ ст.№ Устава муниципального образования Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п.№ ст.№ Устава решение указанных вопросов относится к полномочиям администрации сельсовета. В судебном заседании установлено, что администрацией Кузьминского сельсовета дислокация дорожных знаков в МО Кузьминский сельсовет отсутствует. Из информации ОВД по <адрес> на имя Змеиногорского межрайонного прокурора следует, что в настоящее время сложилась сложная ситуация по обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов в населенных пунктах Змеиногорского района из-за отсутствия должного обслуживания и эксплуатации улиц сел и поселков района. Дислокация дорожных знаков в населенных пунктах Змеиногорского района в ОГИБДД ОВД по <адрес> не согласовывалась. Из информации ГИДН ОГИБДД ОВД по <адрес>, поступившей в суд, видно, что дислокация дорожных знаков является составной частью схемы организации дорожного движения и в Кузьминском сельсовете отсутствует. Таким образом, органами местного самоуправления муниципального образования Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края ненадлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог в соответствии с законодательством. Отсутствие в муниципальном образовании разработанной и утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков делает невозможным установление в населенных пунктах дорожных знаков, а также осуществление надлежащего контроля органами ГИБДД за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог. В свою очередь несоответствие либо отсутствие установленных и утвержденных дорожных знаков отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность аварийных ситуаций на дорогах, причинения вреда жизни и здоровью не только взрослого населения, но и детей. Предложенный прокурором срок для разработки и утверждения дислокации дорожных знаков, – до ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным, достаточным для выполнения указанных действий. Таким образом, исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Кузьминского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать муниципальное образование Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Кузьминского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края разработать и утвердить в срок до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в границах населенных пунктов муниципального образования Кузьминский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения. Судья _____________