о понуждении к действию



Дело № 2-3092011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года г.Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Хижняк С.А.,

при секретаре Зиминой О.В.,

с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Копыловой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о понуждении к действию,

у с т а н о в и л:

Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о понуждении к действию, указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог установлено, что ответчиком в нарушение ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», п.5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст, не установлен дорожный знак 1.23 «Дети» и дорожный знак дополнительной информации 8.2.1 «Протяженность действия дорожного знака» на <адрес> в районе МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» и МДОУ «<адрес> детский сад «Колосок». В силу п.6 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бездействие органов местного самоуправления в вопросе установки дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни и здоровью. Просил признать бездействие муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности незаконным и обязать МО Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края установить в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожный знак 1.23 «Дети» и дорожный знак дополнительной информации 8.2.1 «Протяженность действия дорожного знака» на <адрес> в районе МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» и МДОУ «<адрес> детский сад «Колосок».

В судебном заседании помощник прокурора Копылова А.И. заявленные требования уточнила, просила обязать администрацию Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края установить дорожные знаки в срок до ДД.ММ.ГГГГ Уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Из отзыва на иск видно, что в <адрес> дорожные знаки не установлены по причине отсутствия движения.

Представитель третьего лица – ОВД г.Змеиногорска и Змеиногорского района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Из отзыва на иск видно, что исковые требования прокурора считают обоснованными, так как в нарушение п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки 1.23 «Дети» и повторный знак с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми, в <адрес> согласно акта проверки участка дороги вблизи образовательного учреждения отсутствуют.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В силу ст.4 названного ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. (ч.2 ст.12 указанного ФЗ)

Одной из составляющих надлежащего содержания дорог, обеспечивающих безопасность дорожного движения, является наличие – установка дорожных знаков, что и обеспечивает безопасность дорожного движения.

В силу п.6 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 и п.7 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 16 июля 1996 года № 32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае» органы местного самоуправления обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении, внедрению технических средств регулирования и управления дорожным движением, в том числе на базе автоматизированной системы управления движением.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. (ч.2 ст.3 Закона Алтайского края от 16 июля 1996 года № 32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае»)

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов (ч.1 ст.34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В соответствии с п.5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст, дорожный знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящим вдоль территории детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м, повторный – на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

В соответствии с п. 22.7 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 08 июня 1999 года № 410, контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги осуществляет заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе. Он же утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков.

Из указанных норм следует, что размещение дорожных знаков на автомобильных дорогах должно осуществляться в соответствии с разработанной органами местного самоуправления по согласованию с органами ГИБДД дислокацией.

Согласно п ст. Устава муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. ст. Устава решение указанных вопросов относится к полномочиям администрации сельсовета.

В судебном заседании установлено, что дислокация дорожных знаков в МО Барановский сельсовет отсутствует, дорожные знаки в районе МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа», расположенной в <адрес>, и МДОУ «<адрес> детский сад «Колосок», расположенного в <адрес>, отсутствуют.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Так, из требования Змеиногорского межрайонного прокурора Врид начальника ОГИБДД ОВД по <адрес> Т. видно, что последнему было поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести проверку установки знака 1.21 «Дети» перед участками дорог, на которые имеется выход с территорий детских учреждений, в том числе МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» (<адрес>) и МДОУ «<адрес> детский сад «Колосок», расположенного в <адрес>

В ходе проведения проверки комиссией в составе начальника отдела по ГОЧС и МП администрации <адрес> Ч. и ГИДН ОГИБДД ОВД по <адрес> А. установлено, что дорожный знак 1.23 «Дети» и знаки дополнительной информации 8.2.1 «протяженность действия дорожного знака» в районе домов по <адрес> отсутствуют, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.

Из информации ОВД по <адрес> на имя Змеиногорского межрайонного прокурора следует, что в настоящее время сложилась сложная ситуация по обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов в населенных пунктах Змеиногорского района из-за отсутствия должного обслуживания и эксплуатации улиц сел и поселков района. Дислокация дорожных знаков в населенных пунктах Змеиногорского района в ОГИБДД ОВД по <адрес> не согласовывалась.

Из информации Врид начальника ОГИБДД ОВД Т. суду следует, что предписания об установке дорожных знаков в <адрес> вблизи образовательных учреждений не выдавалось, так как отсутствует дислокация дорожных знаков данного населенного пункта.

Решением <адрес> городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края возложена обязанность разработать и утвердить в срок до ДД.ММ.ГГГГ дислокацию дорожных знаков.

Указанные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты. Доводы ответчика о том, что знаки не установлены в связи с отсутствием движения на <адрес>, суд во внимание не принимает ввиду их несостоятельности. Данная позиция ответчика не соотносится с требованиями федеральных законов, указанных выше. Обязанность муниципального образования по содержанию дорог местного значения в надлежащем состоянии возникла с момента издания и вступления в законную силу Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Образовательные учреждения в настоящее время являются действующими, наличие дороги и разрешенного проезда по ней само по себе предполагает возможность проезда любого транспортного средства в любое время, в связи с чем у органов местного самоуправления возникает обязанность создать условия, обеспечивающие безопасность дорожного движения, и требования законодательства в области дорожного движения должны исполняться надлежащим образом. Установка дорожных знаков зависит не от количества проходящих транспортных средств, а от наличия в данном случае опасного для движения участка дороги, требующего повышенного внимания водителей, управляющих транспортными средствами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края ненадлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог в соответствии с законодательством. Отсутствие в муниципальном образовании разработанной и утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков, отсутствие дорожных знаков отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность аварийных ситуаций на дорогах, причинения вреда жизни и здоровью не только взрослого населения, но и детей.

Предложенный прокурором срок для установки дорожных знаков, – до ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным, достаточным для выполнения указанных действий.

Таким образом, исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края о понуждении к действию удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности.

Обязать муниципальное образование Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края в лице администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края установить в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст, дорожный знак 1.23 «Дети» и дорожный знак дополнительной информации 8.2.1 «Протяженность действия дорожного знака» в следующих населенных пунктах муниципального образования Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края:

-         на <адрес> в районе МОУ «<адрес> основная общеобразовательная школа» и в районе МДОУ «Детский сад «Колосок».

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья _____________