о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело №2-123/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2011 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Масанкиной А. А.,

при секретаре Медведевой И. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Натальи Ивановны к администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет,

у с т а н о в и л:

Петрова Н. И. обратилась в суд с названным иском, указывая, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Ею в администрацию г. Змеиногорска было подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по результатам рассмотрения которого жилищно-бытовой комиссией ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в принятии ее на учет, поскольку представленные документы не подтверждают право состоять на таком учете. Полагает, что данное решение является необоснованным, поскольку как вдова участника ВОВ, не вступившая в повторный брак, она имеет право на улучшение жилищных условий независимо от времени постановки на учет и имущественного положения, жилой дом, в котором она проживает, требует капитального ремонта. Просила признать незаконным решение жилищной комиссии об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать ее нуждающейся в жилом помещении и возложить на ответчика обязанность поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебное заседание истец Петрова Н. И. не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствии, с участием ее представителя – Петровой Т. Г.

Представитель истца Петрова Т. Г. заявленные требования уточнила, просила признать отказ жилищной комиссии администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края в принятии на учет Петровой Н. И. в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным. Обязать администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края поставить Петрову Н. И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Уточненные исковые требования поддержала на том основании, что истица проживает в жилом доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Представитель ответчика – администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения представителя истца, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, предусматривающие, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Независимо от состояния трудоспособности, нахождении на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей в повторный брак (п. 2 ч. 2 ст. 21 названного Закона).

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Согласно п. 10 указанного Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. (п. 11 Положения).

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12 Положения).

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствоватьтребованиямсанитарно-эпидемиологической безопасности (п. 13 Положения).

В судебном заседании установлено, что Петрова Н. И. является женой погибшего военнослужащего, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается копией удостоверения серии от ДД.ММ.ГГГГ, справкой военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ , копией свидетельства о браке .

Из справки серии от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Петрова Н. И. <данные изъяты>

Согласно справки ГУ – УПФР в <адрес>, Петрова Н. И. состоит на учете в Управлении и имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца за умершего мужа П., являвшегося участником Великой Отечественной войны.

В настоящее время Петрова Н. И. проживает по адресу: <адрес>.

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от 15 ноября 2010 г. данное домовладение значится за Петровой Н. И. и Петровой Т. Г.

Жилой дом по <адрес> в <адрес> возведен Петровой Т. Г. – дочерью истца, на основании типового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с исполнительным комитетом Змеиногорского Совета народных депутатов и зарегистрированного в соответствии с действовавшими на тот момент правилами в БТИ.

На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ? доля домовладения, находящегося в <адрес> передана собственником Петровой Т. Г. – истцу Петровой Н. И. Права истицы зарегистрированы в БТИ ДД.ММ.ГГГГ.

По указанному адресу истица проживает совместно с дочерью – Петровой Т. Г., зарегистрированы указанные лица по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Согласно копии технического паспорта на домовладение по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

Согласно сведений Управления Росреестра по <адрес> права Петровой Н. И. на жилое помещение не зарегистрированы.

ДД.ММ.ГГГГ Петрова Н. И. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о принятии ее на учет как гражданина, нуждающегося в жилом помещении из жилищного фонда муниципального образования <адрес>, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией администрации <адрес> принято решение об отказе Петровой Н. И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку представленные документы не подтверждают ее право состоять на таком учете. При этом жилищная комиссия ссылалась на то, что Петрова Н. И. <данные изъяты> состав ее семьи 2 человека, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи превышает учетную норму и согласно проведенного обследования домостроение пригодно для проживания, требуется текущий ремонт.

Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что обследование жилого дома по <адрес> проводилось межведомственной комиссией, назначенной администрацией <адрес>, в составе председателя – главы администрации <адрес> и члена комиссии – ведущего специалиста по строительству, архитектуре, благоустройству и ЖКХ администрации <адрес> при участии приглашенных экспертов – начальника ТО ГПН по <адрес> и районам, государственного инспектора <адрес> по охране природы.

Согласно п. 7 вышеназванного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п. 8 Положения).

Таким образом, исходя из указанных норм, орган местного самоуправления при назначении межведомственной комиссии для оценки соответствия частного жилого помещения установленным требованиям должен руководствоваться выше приведенными правилами для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Вместе с тем, обследование жилого дома Петровой Н. И. проведено без участия представителей органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, несмотря на то, что такие органы на территории <адрес> имеются.

Кроме того, как утверждала представитель истца, фактически осмотр дома проводили только 2 лица – представители администрации города Д. и Ф., другие лица, подписи которых содержатся в акте, отсутствовали. Данные доводы представителя истца не опровергнуты.

В связи с чем, суждения и рекомендации комиссии, сделанные в акте при отсутствии всех необходимых специалистов, не могут быть объективными, отражающими реальное состояние жилого дома и возможность безопасного проживания в нем.

Кроме того, пункт 44 Положения предусматривает процедуру проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, в которую входит составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания. А в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования – составление акта обследования помещения и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

В данном случае комиссия, составив акт обследования, изложила в нем свои выводы и рекомендации о том, что жилое помещение не в полной мере обеспечено инженерными системами, не в полной мере соответствует требованиям правил противопожарной безопасности, имеется незначительное искривление горизонтальных линий, трещина несущей стены, присутствуют места промерзания стен, жилое помещение не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, необходимо обеспечение инженерными системами, проведение необходимого ремонта.

Какое-либо заключение о пригодности либо непригодности дома для проживания комиссией не составлялось, и упоминания в акте об этом не содержится.

Между тем, жилищная комиссия администрации <адрес>, отказывая в постановке Петровой Н. И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, сослалась на акт обследования и указала на пригодность жилого помещения для проживания, что, по мнению суда, необоснованно ввиду неподтверждения указанных обстоятельств.

При наличии вышеназванных нарушений действующих норм права, допущенных при проведении обследования жилого дома истицы, составленный по его результатам акт не может быть принят в качестве объективного документа, на основе которого могло бы быть принято решение о соответствии жилого помещения предъявляемым требованиям и его пригодности для проживания.

При рассмотрении дела судом была проведена строительно-техническая экспертиза, согласно заключения которой жилой дом по <адрес> в <адрес> не соответствует санитарным, строительно-техническим правилам, нормам и нормам пожарной безопасности. В данном жилом помещении имеются нарушения в части деформативности несущих и ограждающих конструкций, приводящие к ненадежности жилого дома: фундамент, как его подземная, так и цокольная часть, имеет трещины, в том числе глубокие, местные выбоины, что нарушает его несущую способность в целом и ведет к оседанию отдельных участков здания, перекосу дверных и оконных проемов; на чердачных перекрытиях отдельные глубокие трещины, основание под крышу имеет дефекты ослабления вырубок, видимые следы гниения деревянных конструкций; кровля также имеет видимое разрушение, что дает возможность талой воде с крыши попадать на чердак и способствует разрушению и гниению древесины. Толщина стен не соответствует требованиям и не способна обеспечить сохранение в жилом помещении при его надлежащем отоплении температуры воздуха не ниже санитарных норм, в результате чего стен промерзают. Ремонту дом не подлежит.

Оснований сомневаться в обоснованности выводов эксперта у суда не имеется, поскольку эксперт имеет соответствующее образование, стаж работы по специальности более 27 лет, исследование проводилось с детальным осмотром обследуемого объекта по месту его нахождения в присутствии представителей истца и ответчика.

Указанные выводы эксперта подтверждают доводы истца и ее представителя о несоответствии жилого помещения предъявляемым требованиям, в том числе о промерзании стен, не позволяющих в зимнее время года сохранить тепло в доме.

Учитывая, что имеющиеся недостатки жилого дома по <адрес> в <адрес>, приводят к нарушению несущей способности его конструкций, а соответственно не обеспечивают его надежности и создают угрозу безопасного пребывания в нем, суд приходит к выводу о несоответствии дома, в котором проживает истица, установленным для жилых помещений требованиям, что является в силу требований ст. 51 ЖК РФ основанием для признания ее нуждающейся в жилом помещении.

Иных жилых помещений ни истица, ни член ее семьи – дочь П. не имеют.

При таких обстоятельствах, отказ жилищной комиссии администрации <адрес> в принятии истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, является необоснованным.

Поскольку иных оснований для отказа в постановке на учет Петровой Н. И. в качестве нуждающейся в жилом помещении, жилищной комиссией не установлено, истица подлежит постановке на такой учет.

Требования представителя истца о взыскании с ответчика расходов по оплате экспертизы, суд находит не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, каковыми согласно ч. 1 ст. 88, ст. 954 ГПК РФ являются и суммы, уплаченные экспертам.

Частью 1 статьи 38 ГПК РФ определено, что сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.

Вместе с тем, ни истцом, ни ее представителем, не представлено суду доказательства оплаты экспертизы истицей Петровой Н. И. Согласно поступивших из экспертного учреждения счет – фактуры и акта от ДД.ММ.ГГГГ оплата услуг эксперта производилась Петровой Тамарой Григорьевной, которая не является стороной по делу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Петровой Натальи Ивановны к администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края удовлетворить.

Признать отказ жилищной комиссии администрации <адрес> в принятии Петровой Натальи Ивановны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным.

Обязать администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края поставить Петрову Наталью Ивановну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья А. А. Масанкина

Решение изготовлено в окончательной форме 22 июня 2011 года.

Судья А. А. Масанкина